Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 03:32, контрольная работа
Нравственная культура личности – это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.
1. Введение
2. Понятие нравственной культуры личности
2.1. Мораль
2.2 Категории добра и зла
2.3. Совесть, вина, покаяние, прощение как духовно-нравственные
регулятивы культурологического процесса
2.4. Культура этического мышления и этикет
3. Заключение
4. Поясните выражение «Чтобы сохранить друзей, научись прощать»
5. Список использованной литературы
Основные составляющие этикета:
Хорошие манеры. Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность.
Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.
Вежливость. Определить вежливость можно как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения. К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Вежливость – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, дома, в общественных местах.
Тактичность и чуткость. Содержание этих двух благородных человеческих качеств внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость - это и чувство меры, которую следует соблюдать. Уважение к другим – обязательное условие тактичности. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.
Скромность. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно разные категории.
В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся и продолжающие быстро меняться, социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу.
3. Заключение
Итак, нравственная культура личности – целостная система элементов, охватывающая культуру этического мышления («способность морального суждения», умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации), культуру чувств, способности человека к сочувствию, сопереживанию; совесть – высшую инстанцию, определяющую меру ответственности человека за все доброе и злое, совершенное им в жизни, культуру поведения, этикет как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму, манеры поведения личности в общении. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствует формированию моральной надежности индивида. Ее высший уровень можно характеризовать, как способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях.
Нравственно культурным и воспитанным человеком, утверждает народная мудрость, считается тот человек, который умеет найти своё место среди людей и не услышит в свой адрес: «подвинься».
Современное общество изменилось, и мы находимся в процессе перестройки нравственной культуры личности. В 20 веке человечество сделало огромный скачок в общем развитии, поэтому нравственное развитие просто не успело за прогрессом. В наше время традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям, ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций», высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п.
Все это говорит о том, что человек оказался неподготовленным к столь стремительному прогрессу. Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведенными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства.
Но, с другой стороны, в современном мире все чаще поднимаются вопросы о нравственной культуре личности. И сейчас наше общество пытается сделать упор на нравственную культуру. Нормы уже есть, осталось каждой личности в отдельности их принять, осознать и следовать им.
Человеку свойственно прислушиваться к своим действиям и расценивать их с разных позиций. Пока это происходит, мораль, приспосабливаясь по реалии своего времени, трансформируясь и обрубая тупиковые ветви, будет существовать.
Подводя итог, можно также сказать, что не только нравственность современного общества зависит от нравственной культуры каждой отдельной личности, но и нравственная культура личности также в какой-то мере зависит от культуры общества.
Поясните выражение «Чтобы сохранить друзей нужно прощать»
Все мы очень разные. И каждый из нас ошибается. Наверное, именно по этой причине мы ссоримся, ругаемся, вздорим, иногда не понимаем друг друга. А бывает, услышишь от родного человека или друга такие слова, что бросает в дрожь и становится немыслимо больно. В таких случаях нужно научиться прощать.
Умение прощать
всегда считалось высшей мудростью.
Большой проблемой для всех людей становится
не умение прощать. Мы не умеем прощать
себя за промахи и ошибки, и как следствие
не прощаем других за их ошибки. Умение
прощaть – вaжное и необходимое свойство
человекa. И кaзaлось бы, к определенному
моменту жизни этим умением способен овлaдеть
кaждый. Но прощение прощению рознь. Одно
дело – простить человекa, который нaступил
тебе нa ногу в трaнспорте. Он виновaт, но
понятно, что совершил свой поступок не
специaльно. И совсем другое – простить
зa предaтельство, необосновaнные упреки
и претензии, грубые словa и действия. Особенно
если обиду нaнесли близкие люди.
И хотя силa переживaния у кaждого своя и зaвисит от уровня рaнимости, который во многом определяется физиологией, темперaментом, особенностями хaрaктерa, воспитaнием, психологи уверяют: прощение – очень тяжелый и длительный процесс.
Чaсто, чтобы
поскорее освободиться от гнетущих мыслей
и переживaний, хочется зaбыть обиду
или попытaться кaк можно скорее
простить того, кто ее нaнес. Но это
мaло помогaет и не приносит облегчения. Прощая
друг друга, мы люди принимaетм решение
жить дaльше. Чaсто пережитaя обидa побуждaет
нас искaть новые смыслы, стaвить перед
собой новые цели. Пропaдaет нуждa злиться
на друга или на родного человека, появляется
лояльность к обидчику. Отсюда и вывод
научившись прощать…ты научишься не вставлять
эти ненужные грани перед собой….как зло
и обида. Соответственно ты сохранишь
добрые отношение со своими друзьями и
близкими.
Список
использованной литературы
1. | Антология русской философии. Т.2, СПб, 2000г |
2. | Волченко Л.Б., «Добро и зло как этические категории» Москва, 1975 |
3. | Грушевская Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (под ред. А.П. Садохина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-352с. |
4. | Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие для студентов Москва, 2000 |
5. | Кондаков И.В. Ю.М. Лотман как культуролог // Юрий Михайлович Лотман / под ред. В.К. Кантора. – М.: РОССПЭН, 2009. - 399 с. - с. 221-239 |
6. | Культурология. Краткий тематический словарь / Под ред. Проф. Драч Г.В., Матяш Т.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с. |
7. | Культурология: Учебник / Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Издательство Оникс, 2007. – 480 с. |
8. | Мареева Е.В. Культурология. Теория и история культуры. Учебное пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство «Экзамен», 2008. - 414 с. |
9. | Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология: Учебник. - М.: Гардарики, 2005. - 380 с. |
10. | Лотман Ю.М. – Биография
[Электронный ресурс] – Режим доступа
http://www.hrono.ru/biograf/ |
11. | Лотман Ю.М.
– Беседы о культуре [Электронный
ресурс] – Режим доступа http://video.mail.ru/mail/ |
12. | Уайт Лесли – Теория
культур [Электронный ресурс] – Режим доступа
http://ethnopsyhology.narod. |