Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа
Цель работы – раскрыть сущность и проблемы невербального общения в процессе межкультурной коммуникации и коммуникации между людьми в одной культурной группе.
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп или в рамках одной культурной группы.
Предмет работы – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.
Введение
1. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации
2. Подсистемы невербальной коммуникации:
2.1 Межличностное пространство
2.2 Взгляд
2.3 Оптико-кинетическая подсистема
2.4 Паралингвистическая подсистема
2.5 Экстралингвистическая подсистема
Заключение
Список литературы
Испытываемые в душе эмоции люди обычно выражают:
конвенциально (стандартно принятым в данной среде общения способом);
спонтанно (непроизвольно).
Когда партнер стремится не выдать то, как он относится к сообщаемому, все может ограничиться простым конвенциальным невербальным намеком, бывающим иной раз истинным, но чаще — дезориентирующим.
Люди нередко взвешивают свои слова и контролируют мимику, однако человек способен следить одновременно не более чем за двумя-тремя из всех рождаемых внутри реакций. Благодаря такой «утечке информации» при наличии у вас соответствующих знаний и опыта имеется возможность выявлять те чувства и стремления, которые объект предпочел бы утаить.
Оценивая персональную экспрессию, в учет берут не только врожденные различия, но и влияние традиций, воспитания, среды и общей жизненной культуры. Осознавать желательно как фоновое состояние (настроение) индивида, так и его реакцию на некий появляющийся стимул (зондаж, поступок, ситуацию).
Значительно отчетливее, чем у мужчин, просматриваются наличествующие эмоции у женщин, которые обычно (хотя и не всегда) легко читаемы. Успешность в сокрытии своих чувств зависит от натуры человека (холерику это труднее, чем флегматику), сопутствующих обстоятельств (затрагиваемости, неожиданности) и опыта воспринимающего.
Под действием испытываемых индивидом чувств рождаются скоординированные сокращения и расслабления различных лицевых мышц, которые определяют выражение лица, прекрасно отражающее переживаемые эмоции. Поскольку состоянием лицевых мышц несложно научиться управлять, отображение эмоций на лице нередко пробуют маскировать, а то и имитировать.
Улыбка на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:
чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
улыбка без подъема нижних век — неискренность;
улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.
Типичные выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:
радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округлую форму;
отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
презрение: брови приподняты, лицо вы тянуто, голова возвышена, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад (показатель интенсивности эмоции); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
гнев: мышцы лба сдвинуты внутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.
Таким образом, если мимика — это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.
3.3 Позы и жесты
Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса. Так, чем выше культура человека, чем выше занимаемый им в обществе пост, тем меньше он использует жесты, тем реже жестикулирует.
Рассмотрим некоторые из них:
1. | Собеседник не прячет ладони, они открыты: | Открытость, честность, правдивость. |
2. | Собеседник прячет руки, не показывает ладони: | Собеседник что-то скрывает или обманывает Вас. |
3. | Поза Наполеона – руки собеседника скрещены на груди: | Отстраненность, нервозность, несогласие, защиту, неуверенность. *! Дайте собеседнику в руки журнал, документы по обсуждаемому вопросу и т.п. |
4. | Собеседник держит руки спиной: | Высокомерие, скрываемая нервозность, злоба, попытка успокоиться. |
5. | Собеседник держит руки в кармане: | Недоговоренность, скрытность, неискренность.
|
6. | Собеседник наклонился вперед и опирается руками на стол: | Агрессивность. | ||
7. | Собеседник охватил ладонью подбородок: | Доверительность, дружелюбие, размышление. | ||
8. | Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вверх: | «Поза просителя», собеседник ставит себя психологически ниже своего собеседника. | ||
9. | Рука собеседника лежит на столе или колене ладонью вниз: | Собеседник доминирует над своими коллегами, чувствует превосходство. | ||
10. | Быстрое потирание ладоней | Удовлетворение, согласие. | ||
11. | Медленное потирание ладоней: | Отказ или даже угроза. | ||
12. | Крепко сплетенные в замок пальцы рук. Руки, сплетенные в замок, могут лежать на коленях, на столе или подпирать подбородок: | Неоправданные ожидания, попытка скрыть негативное отношение. Чем выше поднят «замок», тем более негативно значение жеста. | ||
13. | «Пирамида» – кончики пальцев обеих рук соединены между собой: | Уверенность. Значение жеста зависит от того, после каких жестов или поз он был сделан – если «пирамиду», «построили» после жестов и поз, имеющих позитивное значение, таким образом, это означает, что собеседник согласен с Вашим мнением, принял позитивное решение. Если после негативных – несогласие, отрицательное решение. | ||
14. | Руки собеседника находятся в карманах, но большие пальцы выставлены из карманов: | Доминирование, самоуверенность, превосходство. | ||
15. | Собеседник легко дотрагивается до глаза: | Ложь. | ||
16. | Собеседник дотрагивается до уха: | Собеседник наслушался и сам хочет что-то сказать. | ||
17. | Рукопожатие |
| ||
| а) Если ладони собеседника, подающего Вам руку, обращена вниз, то это: | Доминирующее рукопожатие – собеседник чувствует свое превосходство над Вами. | ||
| б) Если ладонь собеседника направлена вверх, то это: | Подчиняющееся рукопожатие – собеседник ставит себя ниже Вас.
| ||
| в) Если ладони собеседников перпендикулярны полу, то это: | Паритетное рукопожатие. |
| |
г) Если здороваясь с Вами, собеседник подает обе руки, одной из них он пожимает Вашу, а другой дотрагивается до кисти, локтя или плеча, то это означает, что: | Испытывает к Вам теплые чувства, доверие. **! Не используйте это вид рукопожатия, если мало знакомы с собеседником, это может быть воспринято как не искренность. |
| ||
д) Если собеседник, здороваясь, пожимает только кончики Ваших пальцев: | Собеседник неуверен в себе, стремится сохранить психологическую дистанцию. |
| ||
е) Если собеседник здоровается не согнутой рукой, то это означает его: | Агрессивность, стремление сохранить дистанцию. |
| ||
ж) Если собеседник, здороваясь, тянет Вашу руку к себе, признак того, что он: | Неуверен в себе. |
| ||
18. | Собеседник дотрагивается до шеи: | Несогласие. |
| |
19. | Прикрывание рта, прикосновение к носу или к области под носом: | Если это делает говорящий, это означает, что он говорит неправду, если слушающий, то это означает, что говорящий лжет, а он это понял. |
| |
20. | Оттягивание воротника: | Раздражение, ложь, крушение надежд. |
| |
21. | Голова собеседника опирается на ладонь: | Скука. |
|
Большое количество информации несет в себе поза человека. Вертикальное, расслабленное и естественное положение тела создает впечатление уверенности и самоуважения. Если сидящий слегка наклонился к вам или повернул голову, он сигнализирует о готовности вступить с вами в общение. Руки, расположенные в направлении к другому человеку - это тоже проявлении открытости и сердечности. Будьте внимательны, если во время разговора ваш собеседник скрещивает на груди руки, значит, он не согласен с вами, а если он к тому же закидывает ногу на ногу, он защищается от ваших слов, недоволен и готовится к возражениям. Если вы никак не можете найти общий язык, попробуйте развернуть руки ладонями вверх, это облегчит контакт с собеседником.
1. 1 | Собеседник сидит, наклонив корпус вперед: | Любезность, внимание, заинтересованность. | ||
2. | Собеседник сидит, откинувшись на спинку стула: | Пренебрежение, незаинтересованность, усталость, лень. | ||
3. | Собеседник сидит, оседлав стул, как коня: | Защита, агрессивность. | ||
4. | Собеседник сидит. Одна рука его опирается на колено, другая лежит свободно на бедре:
| Собеседник принял позитивное решение. | ||
5. | Собеседник сидит, наклонившись вперед, руки опираются на колени, либо обхватывают сиденье стула: | Желание закончить разговор, прервать встречу. | ||
6. | Собеседник сидит, положив ногу на ногу: | Психологическая защита, от кого-либо или чего-либо, закрытость. | ||
7. | Американская поза («ноги четверкой») – лодыжка одной ноги лежит на колене другой ноги: | Если Ваш собеседник не американец, то это означает, что он с Вами не согласен. | ||
8. | Собеседник стоит, скрестив руки и ноги | Он здесь чужой, если много людей принимают такую позу, это значит, что они незнакомы друг с другом. | ||
9. | Собеседник скрестил лодыжки: | Скрывает информацию, отрицательные эмоции, нервозность или страх. | ||
10. | Голова собеседника наклонена вбок: | Интерес к Вам. | ||
11. | Голова наклонена вниз: | К Вам относятся негативно, критически. | ||
12. | Горизонтальное движение головой (как будто собеседник говорит «нет»): | Нет. | ||
13. | Вертикальный кивок: | Да, согласен, будет сделано. | ||
14. | Собеседник убирает с одежды воображаемые нитки и т.п.: | Собеседник не разделяет общего мнения, но не может высказать свое мнения. | ||
15. | Руки за голову + американская поза: | «Может, когда-нибудь ты будешь таким же умным, как я!», владение ситуацией, доминирование, превосходство. | ||
16. | Зеркальные жесты и позы (собеседники повторяют жесты и позы друг друга): | Полное согласие.
|
Информация о работе Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы