Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть сущность и проблемы невербального общения в процессе межкультурной коммуникации и коммуникации между людьми в одной культурной группе.
Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп или в рамках одной культурной группы.
Предмет работы – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

Содержание

Введение
1. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации
2. Подсистемы невербальной коммуникации:
2.1 Межличностное пространство
2.2 Взгляд
2.3 Оптико-кинетическая подсистема
2.4 Паралингвистическая подсистема
2.5 Экстралингвистическая подсистема
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Невербальная коммуникация.doc

— 159.50 Кб (Скачать)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по предмету «Основы теории коммуникации»

на тему:

Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы

 

 

 

Выполнила: Дейнега А. Е.

Проверила:

             

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Оглавление

Введение

1.      Сравнение вербальной и невербальной коммуникации

2.      Подсистемы невербальной коммуникации:

2.1   Межличностное пространство

2.2   Взгляд

2.3   Оптико-кинетическая подсистема

2.4   Паралингвистическая подсистема

2.5   Экстралингвистическая подсистема

Заключение

Список литературы

 

 

 


Введение

Человек ведет социальный образ жизни, т.е. его невозможно представить вне общества. Для каждого важно наладить контакт с собеседником, ведь назначение любого акта коммуникации состоит в достижении какой-либо цели (получение информации, удовлетворение психической потребности в общении, побуждение собеседника к действию и т.д.). Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов.  Без сомнения знание законов эффективного общения облегчает взаимодействие между людьми. Но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют т.н. невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный и лат. communicatio - общаться) - поведение, сигнализирующее о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов. Это  жесты, мимика, поза, одежда, прическа, окружающие предметы. Прочтение подобного рода элементов поведения  способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д.

Актуальность данной курсовой работы «Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.

Цель работы – раскрыть сущность и проблемы невербального общения в процессе межкультурной коммуникации и коммуникации между людьми в одной культурной группе.

Объект работы – процесс невербального общения между людьми разных культурных групп или в рамках одной культурной группы.

Предмет работы – содержание, виды, основные элементы, специфика невербальной коммуникации.

Исходя из цели данной курсовой работы, можно выделить следующие задачи:

1. проанализировать и объяснить значение основных элементов невербальной коммуникации;

2.              выделить сущность процесса невербальной коммуникации;

3.              раскрыть актуальность данной темы.

4.       сделать вывод о значимости невербального общения в межкультурной коммуникации

Методы исследования – контент-анализ, дискурс-анализ, работа с литературными источниками.


1.      Сравнение вербальной и невербальной коммуникации

Вербальная и невербальная коммуникация являются двумя разными системами кодирования и декодирования сообщений.

Между этими системами существует определенное сходство:

- они используются для достижения одних и тех же коммуникативных целей;

- уровень развития вербальных навыков связан с невербальным поведением человека;

- интенсивность невербальной коммуникации со­ответствует интенсивности вербальной.

Вместе с тем, между вербальной и невербальной коммуникацией существует целый ряд различий

Различия между вербальной и невербальной коммуникацией:

 

Вербальная коммуникация

Невербальная коммуникация

1. Абстрактность:

- передача сообщения может состояться

и в отсутствии коммуникатора

(пересказ, письменный текст);

- возможно обсуждение явлений, не

относящихся непосредственно к

данной ситуации;

- возможно использование абстрактных

понятий, таких как род, время, вид, число, сущность, возможность, различие,

цвет, доброта и т

1. Конкретность:

- передача сообщения может состояться

только в присутствии коммуникатора;

 

- коммуникация связана с непосредственной

ситуацией общения;

- использование абстрактных понятий

затруднено.

2.      Дискретность.

Составные элементы вербального сообщения - буквы, слова, предложения, фразы - четко отделены друг от друга, их соотношение подчинено определенным правилам.

2. Континуальность.

Невербальные сообщения трудно разложимы на отдельные единицы.

3.      Определенность.

Вербальное сообщение легко кодируется и декодируется. Между носителями языка существует определенное согласие относительно формы, значения и употребления языковых единиц.

 

4.      Вероятностность.

Невербальное сообщение трудно поддается декодированию. Невербальный язык гораздо более неустойчивый и вариативный, что проявляется как в самих единицах, так и в правилах их комбинирования.

4.Линейная временная

последовательность:

- элементы вербального сообщения

следуют друг за другом;

- декодирование вербального

сообщения осуществляется

поэлементно.

 

4.Пространственно-временная

целостность:

- несколько элементов невербального

сообщения могут передаваться

одновременно;

- невербальное сообщение декодируется

целиком, то есть реципиент не делит его на

отдельные элементы.

5.      Осознанность, произвольность.

Вербальные высказывания в значительной степени осознанны, их легче подвергнуть анализу, оценить, понять, проконтролировать.

5.      Неосознанность, непроизвольность.

Невербальная коммуникация спонтанна, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

6.      Организованный процесс обучения

языку. Говорить детей учат специально, семья и общество уделяют этому достаточно много времени и сил.  

6.      Спонтанное изучение.

Невербальный язык люди, как правило, успешно усваивают сами, путем подражания.

 

В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Психологи считают, что невербальная коммуникация является важнейшим условием эффективного общения. Это объясняется тем, что:

около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;

невербальная коммуникация, сигналы при ней, позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;

наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т. д.

Особенно ценны сигналы невербальной коммуникации потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

Невербальная коммуникация включает в себя пять подсистем:

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

                    внешний вид собеседника,

                    мимика (выражение лица),

                    пантомимика (позы и жесты).

4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:

                    вокальные качества голоса,

                    его диапазон,

                    тональность,

                    тембр.

5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которой относятся:

                    темп речи,

                    паузы,

                    смех и т. д.

2. Подсистемы невербальной коммуникации

2. 1 Межличностное пространство

Межличностное пространство представляет собой расстояние между собеседниками в процессе общения. Различают несколько видов межличностного пространства:

1. Личным или интимным является расстояние, на которое могут подходить друг к другу друзья, родственники, близкие люди. В среднем это расстояние между собеседниками составляет не более полуметра.

2. Межличностное пространство - в среднем, от полуметра до метра.

На таком расстоянии общаются хорошо знакомые друг с другом люди, а также люди, находящиеся в неформальных служебных отношениях.

3. Социальное пространство – это расстояние между собеседниками, равное от метра до трех. На таком расстоянии могут общаться между собой коллеги, не находящиеся в дружеских отношениях, и малознакомые люди.

4. Публичным является расстояние между собеседниками, превышающее три метра. Это расстояние, достаточное для того, чтобы поздороваться и либо подойти друг к другу ближе, либо разойтись.

Обычно именно на таком расстоянии друг от друга предпочитают находиться незнакомые люди, особенно в помещении. Данные о межличностном пространстве, конечно, усредненные. Каждый человек имеет свою систему «пространств». Имеются здесь и определенные закономерности. Например, у селян межличностное пространство, в среднем, больше, чем у горожан. именно этим объясняется фобия (страх) толпы, наблюдающийся у многих селян, перебравшихся в город.

Выбор межличностного пространства – дело трудное. Расстояние, на которое Вы подходите к собеседнику, не должно быть ни слишком большим (чтобы собеседник не подумал, что он Вам неприятен или что Вы высокомерны), ни слишком маленьким (это может оскорбить собеседника).

2.2 Взгляд

Особая роль в общении уделяется первому взгляду. То мгновение, когда партнеры встречаются и приветствуют друг друга, сопровождается первым взглядом глаза в глаза. Наше сознательное восприятие другого человека всегда происходит с помощью непосредственного зрительного контакта. Если ритуальный взгляд не соблюден, собеседник обычно чувствует себя проигнорированным или оскорбленным. Вряд ли он может противодействовать оскорбленному чувству: «Ты меня не принимаешь во внимание как подобает».

Опытный собеседник всегда стремится приветствовать своего партнера открытым взглядом в глаза. А позднее, в разговоре, часто смотрит в глаза собеседнику, чтобы подчеркнуть значение своих слов. Не следует также забывать, что:

         взгляд способствует внушению так же, как и слова;

         прерывание зрительного контакта при разговоре на длительное время может привести к прекращению разговора;

         когда один партнер говорит, опытный слушающий не допускает поединка глазами, так как это может породить агрессивность.

Правильно пользуйтесь языком взгляда. Не случайно говорят, что глаза — зеркало человеческой души. Язык взгляда способен сказать о многом, а точнее — об истинных чувствах вашего собеседника.

Взгляд человека и связанные с ним сигналы глазами имеют непосредственное отношение к правдивости той информации, которая произносится вслух.

По своей специфике взгляд может быть:

         деловой — когда он фиксируется в районе лба собеседника, что предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства;

         светский — когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), что способствует, как отмечают исследователи, созданию атмосферы светского, непринужденного общения;

         интимный — когда взгляд направлен не прямо в глаза собеседника, а ниже лица — на тело до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о несколько большей заинтересованности в общении;

         взгляд искоса, который говорит, как правило, о подозрительном или критическом отношении к собеседнику.

Таким образом, язык взгляда имеет весьма важное значение для распознавания отношения человека к собеседнику или к ситуации, которая в данном случае обсуждается.

3. Оптико-кинетическая подсистема:

3.1  Внешний вид

Человеческий образ, который создается при знакомстве, выступает как регулятор последующего отношения к нему. Поэтому значительное внимание уделяется имиджу, построению внешнего облика по необходимым критериям. Осознанная подача признаков своего образа (одежды, жестов, мимики, манеры поведения и т. д.), управление вниманием человека для создания желаемого целого образа называется самоподачей. Правильная самоподача в ситуации должна отражать понимание своего места в конкретном виде общения с конкретными людьми.
Восприятие человека построено таким образом, что из всей совокупности доступных его восприятию признаков, он для построения образа собеседника субъективно выбирает те из них, которые представляются наиболее актуальными для данной ситуации. В первую очередь, это признаки, которые будут способствовать и препятствовать общению. При построении образа собеседника к основным признакам относят: внешний вид, мимику, позу, темперамент.
      Во внешнем виде первым оценивается общий габарит человека, то есть его рост и объем. Известно, что чем ниже человек ростом, тем меньшими значимостью, статусом наделяют его окружающие люди, особенно, если у них нет предварительной информации. Именно это обстоятельство порождает «Комплекс Наполеона», то есть стремление людей маленького роста компенсироваться в значимых достижениях. Тем не менее, рост человека не является информативным признаком в общении, так как не имеет прямой связи со статусом.
Более надежным признаком является одежда. В ней оцениваются: стоимость, силуэт и цвет. Считается, что чем выше по цене, чем моднее силуэт и чем больше она сочетается по цвету, тем официальней она выглядит и тем больший статус приписывается ее обладателю. Дешевая, бесформенная и мягкая по силуэту, яркая, пестрая по расцветке одежда ассоциируется с отсутствием вкуса.
Обычно это присуще людям с низкой самооценкой. Излишняя «развязность» конечностей воспринимается собеседником как пренебрежение контактом или легкомыслием и может психологически работать как на увеличение, так и на снижение статуса собеседника в зависимости от ситуаций.
3.2 Мимика

Информация о работе Невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы