Наука, писменность, литература Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Древний Египет – из их числа. Его высокоразвитая культура, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали создалиуникальную для того времени письменность, к которой исходят все современные системы письма.

Содержание

Актуальность выбранной темы
Развитие научных знаний Древнего Египта
Письменность и литература
Тест
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная №1 (Синицын А.В.).docx

— 208.23 Кб (Скачать)

Своеобразие иероглифической  письменности, в частности обилие разнообразных знаков-символов, расширяло  творческие возможности авторов, позволяло  создавать произведения с глубоким и многоплановым контекстом.

Питательной почвой литературы стало устное народное творчество, от которого сохранились остатки  в виде немногих песенок, исполняемых  во время трудовых процессов (например, песнь погонщика быков), незатейливых притч и поговорок, сказок, в которых, как правило, невинный и трудолюбивый герой добивается справедливости и  счастья.

Корни египетской литературы восходят к IV тысячелетию до н.э., когда были созданы первые литературные записи. В эпоху Древнего царства появились зачатки некоторых жанров: обработанные сказки, дидактические поучения, биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства жанровое разнообразие увеличивается, углубляется содержательная сторона и художественное совершенство произведений. Достигает классической зрелости прозаическая литература, создаются произведения высочайшего художественного уровня («Рассказ Синухета»), вошедшие в сокровищницу мировой литературы. Своей идейно-художественной завершенности египетская литература достигает в эпоху Нового царства, эпоху высшего развития египетской цивилизации.

Наиболее полно представлен  в египетской литературе дидактический  жанр поучений и близко стоящих к  ним пророчеств. Одним из древнейших образцов поучений является «Поучение  Птахотепа», везира одного из фараонов V династии. Позднее жанр поучений представлен многими произведениями, например: «Поучение Гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара» и «Поучение фараона Аменемхета I», в которых излагались правила управления государством, «Поучение Ахтоя, сына Дуауфа» о преимуществах должности писца перед всеми другими профессиями.

Одним из излюбленных жанров были сказки, в которых сюжеты народных сказок были подвергнуты авторской  обработке. Некоторые сказки стали  настоящими шедеврами, оказавшими влияние  на создание сказочных циклов других народов Древнего Востока (например, на цикл «Тысяча и одна ночь»).

Подлинными шедеврами  египетской литературы стали повесть  «Рассказ Синухета» и поэтическая «Песнь арфиста». В «Рассказе Синухета» повествуется о том, как вельможа из ближайшего окружения покойного царя Синухет, опасаясь за свое положение при новом фараоне, бежит из Египта к кочевникам Сирии. Здесь он живет много лет, совершает множество подвигов, занимает высокое положение у местного царька, но постоянно тоскует по своему родному Египту. Повесть заканчивается благополучным возвращением Синухета в Египет. Какое бы высокое положение на чужбине человек ни занимал, его родная страна, ее обычаи, образ жизни всегда будут для него высшей ценностью – такова основная идея этого классического произведения египетской художественной литературы.

Среди различных жанров особое место занимала собственно религиозная  литература, включающая художественную обработку многочисленных мифов, религиозные  гимны и песнопения, исполняемые  на празднествах богов. Из обработанных мифов получили особую популярность циклы сказаний о страданиях Осириса  и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Уникальным произведением  является философский диалог «Беседа  разочарованного со своей душой». Здесь повествуется о горькой судьбе человека, которому опостылела земная жизнь, где царствует зло, насилие и алчность, и он желает покончить жизнь самоубийством, чтобы поскорее попасть на загробные поля Иалу и обрести там вечное блаженство. Душа человека отговаривает его от этого безумного шага, указывая на все радости земной жизни. В конечном итоге пессимизм героя оказывается сильнее, а посмертное блаженство – более желанной целью человеческого существования.

Кроме разнообразия жанров, богатства идей и мотивов, тонкости их разработки египетскую литературу отличают неожиданные сравнения, звучные  метафоры, глубокая символика, образный язык. Все это делает египетскую литературу одним из интересных явлений  мировой литературы.

 

        4)Выполнение теста

Укажите, где впервые были открыты и изобретены:

    1. Порох                                                а.Древний Египет
    2. Водяные и солнечные часы            б.Древний Китай
    3. Бумага                                               в.Древняя Греция
    4. Бальзамирование
    5. Теорема Пифагора

 

Ответ:

Древний Египет: водяные и солнечные часы, бальзамирование           

Древний Китай: порох, бумага

Древняя Греция: теорема Пифагора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)Заключение

Господство религиозной  идеологии не смогло полностью подавить стремление человека хотя бы в некоторой  степени объективно познать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о "знании", как таковом, и о высокой ценности "знания". В древнеегипетском языке  появляется особое словосочетание "знающий вещи" (рех хету) для обозначения "образованного, ученого" человека, чаще всего писца.

Знания накапливались  и передавались от старших поколений  к младшим в особых школах. Это  были либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо в период Нового Царства школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники  для данного ведомства. Существовали и высшие писцовые школы, носившие название "дом жизни". Во всех школах учеников обучали искусству правильной хорошей  речи, своего рода ораторскому искусству.

От эпохи Среднего царства  и времени гиксосов дошли первые математические и медицинские тексты, содержащие практические и конкретные задачи: Московский математический папирус и математический папирус Ринд Британского музея, Кахунский папирус, магико-медицинские папирусы IV и V из Рамессеума и др. Большой медицинский папирус Эберса и хирургический папирус Эдвина Смита являются текстами Нового Царства, хотя восходят к значиталеьно более древним трактатам. В папирусе Эберса, где впервые в истории медицины изложено учение о кровеносных сосудах, пульсе и сердце, в общем контексте магического знания уже виден проблеск научных обобщений. В папирусе Эдвина Смита, содержащем древнейшее учение о мозге, магическая терминология почти полностью уступает место терминологии практической.

Египетская медицина имела  особое значение для соседних с Египтом  народов. Ее достижения, прежде всего  в области хирургии, ценились при  дворах иноземных владык, и слава  египетских лекарей надолго пережила их самих.

Еще задолго до того, как  взошла заря античной цивилизации, в  Египте были накоплены важнейшие  практические знания в области математики и астрономии (определение площади  круга, объема усеченной пирамиды, площади  поверхности полушария, солнечный  календарь, деление суток на 24 часа, знаки Зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в  юлианском календаре и, быть может, в "Геометрии" Герона, в исследованиях  дробей у греческих математиков  и в задаче на решение арифметической прогрессии.

Египетские нормы права  и государственного управления в  той или иной мере были усвоены  напатско-мероитскими царями, державой Ахеменидов и эллинистическими монархиями, Аршакидами и Сасанидами, римлянами и Византией, народами христианского Востока, Русью.

Развитие хозяйства, торговли и наблюдения над природой приводили  к постепенному накоплению знаний, которые носили главным образом, прикладной характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Список используемой литературы

 

1. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. – 2003

2. Винкельман, И.И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. – СПб.: Алетейя, 2000..

3. Интернет ресурс    historic.ru.shtml


Информация о работе Наука, писменность, литература Древнего Египта