Наука, писменность, литература Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Древний Египет – из их числа. Его высокоразвитая культура, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали создалиуникальную для того времени письменность, к которой исходят все современные системы письма.

Содержание

Актуальность выбранной темы
Развитие научных знаний Древнего Египта
Письменность и литература
Тест
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная №1 (Синицын А.В.).docx

— 208.23 Кб (Скачать)

Аналогичным был процесс  образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры — народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

 

     Б) Влияние мировоззрения древних египтян на развитие научной мысли.

Древние египтяне создали  высокую по своему уровню, сложную  по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую культуру и  в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась  около четырех тысячелетий и  прошла долгий и сложный путь своего развития. Особенность социально-экономического строя Древнего Египта, хозяйственное  освоение долины Нила, создание рационально  организованного земледелия, общий  подъем всей экономики создали материальную основу для культурного творчества, определяло развитие древнеегипетской культуры и ее высокий уровень. Вместе с тем достижения в области  культуры, образования, науки, общего духовного  развития древних египтян, бесспорно, стали одной из важных причин в  совершенствовании социально-экономических  отношений и государства.

В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые  делают ее глубоко оригинальной системой. Ее оригинальность и своеобразие  определялись как ранним зарождением  классовых отношений и государства, так и довольно изолированным  географическим положением долины.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные  новшества в свою систему культурных ценностей. Их главным принципом  было бережное сохранение и подражание уже известным идеям, канонам, художественным приемам. Но это не отрицало возникновения  новых элементов, новых идей и  новых приемов, но они появлялись медленно, проявлялись лишь в русле  традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально  новые явления, сколько как совершенствование  уже существующих образцов. Традиционализм и консерватизм мышления приводили  к созданию досконально разработанных  чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию  мастерства, профессионализма, который  столь характерен для шедевров египетского  искусства.

 

 

В) Отрасли  научного, развивавшиеся наиболее эффективно. Научные достижения.

В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

Египтяне хорошо изучили  видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные  звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и  получили имена тех животных, контуры  которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного  неба. Одна из наиболее точных и подробных  карт звездного неба помещена на потолке  гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут. Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах). Появляются догадки о том, что соответствующие созвездия находятся на небе и днем. Научным и техническим достижением было изобретение водяных и солнечных часов.

Практические задачи измерения  земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве  храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали  систему счисления, близкую к десятичной, они выработали специальные знаки – числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1.

Большая часть математических операций производилась для решения  практических нужд – вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи зерна, раздел имущества  среди наследников. Египтяне могли  решать такие сложные задачи, как  расчет площади круга, поверхности  полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень  и извлекать квадратные корни.

Развитию вычислительного  дела способствовало строительство (точность строительных промеров и совершенная  разметка краской углов наклонов глубины и уровней уступов  на пирамидной кладке). Необходимость  вычислять периоды разлития Нила создала египетскую астрономию. Они  создали один из первых календарей, основные принципы построения, которого сохраняют свое значение до сего дня. Год состоял из трех времен, каждое время из 4 месяцев, каждый месяц  из 30 дней; сверх 360 дней в году имелось 5 добавочных, високосных лет не было, так что календарный год опережал природный, состоящий из 365 суток, каждые 4 года на 1 день.

Грандиозное древних египтян  было сделано в области физики – для уменьшения силы трения рабы лили масло под полозья тележек (строительство пирамид). В пору Древнего царства египтяне сделали открытие в области химии – изобретают цветные пасты, которыми покрывают  крупный бисер или делают его  из цветных смальт. Из этого бисера на протяжении всей истории Древнего Египта изготовляли много различных  украшений.

В Египте еще с эпохи  Древнего Царства, т.е. за 4 тыс. лет до н.э., существовали «дома жизни» –  специальные учебные заведения  при храмах бога Ра, в которых  молодых священников в течение  многих лет обучали искусству  врачевания. В настоящее время  известно 10 основных папирусов, полностью  или частично посвященных врачеванию. Самый старый дошедший до нас медицинский  папирус датируется примерно 1800 г. до н.э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой – лечению животных. Обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса представляет собой медицинскую энциклопедию древних египтян. В нем содержится более 900 прописей лекарств для лечения болезней желудочно-кишечного тракта, дыхательной и сердечнососудистой систем, нарушений слуха и зрения, разного рода инфекционных процессов и глистных инвазий. Египтяне в то время знали уже около 250 болезней, которые распознавали по цвету кожи, выражению лица, по виду человеческих отходов и путем ощупывания тела больного.

Египетским целителям  были известны несколько сот лекарственных  растений, многие из которых – касторовое масло, льняное семя, полынь и опий – применяются в медицине и  сегодня. Египетские врачи приготовляли из них отвары, пилюли, мази, целебные свечи. Основами для приготовления  лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. В состав лекарств входили растения (лук, гранат, алоэ, виноград, финики, снотворный мак, лотос, папирус), минеральные вещества (сера, сурьма, железо, свинец, алебастр, сода, глина, селитра), а также части тела различных животных. Согласно мнению специалистов, древним египетским врачевателям уже тысячи лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени.

Являясь хранителями знаний о природе и ее постоянными  вдумчивыми наблюдателями, жрецы Древнего Египта, обучавшие молодых медиков, переносили свои представления о  природе и на объяснение работы организма  человека в его здоровом и болезненном  состояниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Письменность и литература

 

А) Иероглифическое письмо: возникновение и его особенности

Разговорный и литературный язык древних египтян менялся  на протяжении почти 4-тысячелетней истории  народа и прошел пять последовательных стадий своего развития. В научной литературе различают: язык Древнего царства – язык древнеегипетский; среднеегипетский – классический язык, называемый так потому, что именно на нем написаны лучшие литературные произведения, считавшиеся впоследствии образцами для подражания; новоегипетский язык (XVI–VIII вв. до н.э.); демотический язык (VIII в. до н.э.–V в. н.э.); коптский язык (III–VII вв. н.э.).

Египетский язык был разговорным  живым языком коренного населения  долины Нила и за ее пределы практически  не выходил даже при создании великой  Египетской империи в эпоху Нового царства. Египетский язык стал мертвым (т.е. на нем не разговаривали) уже  в III в. н.э., когда на смену ему пришел коптский язык. С VII в. н.э. коптский язык стал вытесняться языком завоевателей – арабов и постепенно стал забываться. В настоящее время в Арабской Республике Египет проживают около 6 млн коптов (египтян-христиан) – около 11% всего населения, которые говорят на арабском языке, но богослужение проводят на коптском, последнем реликте древнеегипетского языка.

Египетская письменность зародилась в конце IV тысячелетия  до н.э., прошла длительный путь формирования и как развитая система сложилась ко времени Среднего царства. Ее исходной основой было рисуночное письмо, пиктография, в которой каждое слово или понятие (например, «солнце», «дом» или «взятие в плен») изображалось в виде соответствующих рисунков (солнца, дома или людей со связанными руками).

С течением времени по мере усложнения управления, необходимости  более частого применения письма для различных нужд рисуночные знаки  стали упрощаться. Отдельные рисунки  стали изображать не только данные конкретные понятия солнца, дома, быка и т.д., а звуковые сочетания, слоги, с помощью набора которых можно  было выражать и многие другие слова  и понятия.

Египетская письменность составлялась из определенного набора знаков, передающих звуки произносимых слов, символов и стилизованных рисунков, поясняющих смысл данных слов и понятий. Такие письменные знаки получили название иероглифов, а египетская письменность – иероглифики. К середине II тысячелетия до н.э. наиболее употребительных  иероглифов насчитывалось около 700, а в греко-римскую эпоху –  несколько тысяч. Благодаря органическому  сочетанию знаков, обозначающих слоги, идеограмм, поясняющих смысл слова, и детерминативов-рисунков, как бы окончательно проясняющих понятие в целом, египтянам удавалось точно и ясно передавать не только простые факты действительности и хозяйства, но и сложные оттенки отвлеченной мысли или художественного образа.

Материалом для написания  иероглифов служили: камень (стены храмов, гробниц, саркофагов, стелы, обелиски, статуи и т.п.), глиняные черепки (остраконы), дерево (саркофаги, доски и т.д.), кожаные свитки. Широкое применение получил папирус. Папирусная «бумага» изготовлялась из специально приготовленных стеблей растения папирус, в изобилии произраставшего в заводях Нила. Отдельные листы папируса склеивались в свитки, длина которых обычно достигала нескольких метров, но нам известны свитки в 20 м и даже в 45 м длиной (так называемый Большой папирус Харрис). Писцы писали обычно кисточкой, изготовляемой из стебля болотного растения каламус, один конец которого писец разжевывал. Смоченную в воде кисть обмакивали в углубление с красной или черной краской (чернила).

Если текст наносили на твердый материал, писец тщательно  выводил каждый иероглиф, но если запись делалась на папирусе, то иероглифические  знаки деформировались и видоизменялись до неузнаваемости по сравнению с  оригиналом-образцом. Так получился  своего рода курсив иероглифического письма, который называется иератическим письмом или иератикой. Отношение иероглифики и иератики можно сравнить с разницей печатного шрифта и рукописного письма.

Постепенное совершенствование  письменности привело к выделению 21 простого знака, изображающего отдельные  согласные звуки. По существу, это  были первые алфавитные знаки. На их основе развилось алфавитное письмо в южном  царстве Мерое. Однако в самом Египте алфавитные знаки не вытеснили более громоздкую, но более привычную символическо-понятийную иероглифическую систему. Алфавитные знаки употреблялись в этой системе как ее органическая часть.

Обучение разным видам  иероглифического письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

 

 

 

 

Б) Оценка раскрытия иероглифического письма историком и археологом Жаном Фраусом Шампольном.

В исторической литературе разгадка значения древнеегипетских иероглифов и создание иероглифического алфавита связывается чаще всего с именем не Томаса Юнга, а Жана Франсуа Шампольона (Jean François Champollion, 1790—1832). Именно французскому египтологу достались лавры первооткрывателя тайн древнеегипетской письменности, хотя он шел по тропе, проложенной другим. В немалой степени поспособствовал этому сам Шампольон и, к сожалению, не только своими научными заслугами. Историю своих трудов по разгадыванию значения древнеегипетских иероглифов французский ученый описал таким образом, что все его предшественники в этом деле и в том числе самый главный из них — Томас Юнг — оказались в тени.

 

 

 

В) Литература Древнего Египта

Египтяне создали богатую, насыщенную интересными идеями и  художественными образами литературу, древнейшую в мире. Особенностью литературного  процесса в Египте было непрерывное  и преемственное совершенствование  первоначально найденных литературных жанров и художественных приемов. Развитие литературы как одной из важнейших  частей культуры определялось характером социально-экономического развития страны, политического могущества египетского  государства. Абсолютная власть богов, в том числе и царствующего фараона, полная зависимость от них  человека, подчиненность «мной жизни  людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах, насыщенный символикой театрализованный культ, – все это диктовало главные идеи, систему художественных образов и приемов многих литературных произведений.

Информация о работе Наука, писменность, литература Древнего Египта