Наука, писменность, литература Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Древний Египет – из их числа. Его высокоразвитая культура, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали создалиуникальную для того времени письменность, к которой исходят все современные системы письма.

Содержание

Актуальность выбранной темы
Развитие научных знаний Древнего Египта
Письменность и литература
Тест
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная №1 (Синицын А.В.).docx

— 208.23 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

                  

                 

                    Контрольная работа №1

на тему: Научные знания и письменность в Древнем Египте

                            по дисциплине:  Культурология

 

 

         

 

 

 

 

 

                                                            Выполнил: студент 1 курса

                          Факультета МиМ

                              Группы: 1Б-МН-107

                    Синицын А.В.

 

                                                       Преподаватель:

                                                             Черных Р.М.

                                            

 

                                                     Москва 2013 
План работы:

  1. Актуальность выбранной темы
  2. Развитие научных знаний Древнего Египта
  3. Письменность и литература
  4. Тест
  5. Заключение
  6. Список используемой литературы

 

 

 

    1. Актуальность выбранной темы.

 

Существуют страны и эпохи, которые остаются не только как память о прошедшем. Они всегда современны, и мы до сих пор не растратили их наследие. Древний Египет – из их числа. Его высокоразвитая культура, необычайно богатая событиями история не имели аналогов ни до этого, ни в последующем. Древние египтяне создали создалиуникальную для того времени письменность, к которой исходят все современные системы письма. Исследование древнеегипетской письменности имеет огромное научное значение, так как это позволит исследователям ответить на многочисленные вопросы, стоящие перед современной историей и лингвистикой. Вопросы эти связаны с происхождением идеи письма, возникновением первых систем письменности, их эволюцией, выявлением степени их родства и закономерностей развития.  Научная значимость и актуальность исследований письменности Древнего Египта весьма велики в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. I. Развитие научных знаний Древнего Египта.

А) Общая  характеристика цивилизации Древнего Востока

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V — II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.

Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны  с великими реками — Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

 

 

 

 

 

Им типологически близки государства, существовавшие во II —  начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского  архипелага. Древневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

 

Древний восток стал колыбелью  современной цивилизации. Здесь  появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии. Сознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.  В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий — скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

Полная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей  и стержнем идеального человека. Ему  противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Труд земледельца и  скотовода признавался одной  из высших ценностей, усердие — единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более  значимым было, как правило, приобретение высшего блага — мудрости.

Корпоративность древневосточных  обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления  о норме семейной жизни были сопряжены  с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

Первые государства возникают  в долинах рек. Земледелие на древнем  востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные  системы (осушение, орошение). Для строительства  ирригационных систем требовалось  большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с  такими работами, и была необходимость  объединения общин под контролем  единого государства. Впервые это  происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

На Древнем Востоке  сложилась первая в истории командно-распределительная  система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном  этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

Ирригационная экономика, требовавшая  трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли  выступало государство в лице царя. Он был главным организатором  работ по созданию и поддержанию  в порядке системы ирригационных  сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей  силы решалась путем поголовного  привлечения общинников к строительству  грандиозных сооружений.

Другой тип хозяйства  — простое товарное производство — был представлен городским  ремеслом

При отсутствии прямых (независимых  от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между  общинами централизованное государство  играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и  направляющей действия и поступки людей.

 

Основой порядка была ничем  не ограниченная и никем не контролируемая власть царя — живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником  земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Человек был полностью  подчинен государству. Оно эксплуатировало  не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников — к профессии.

Такой тип государственности  является деспотическим (от греческого слова деспот — повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали  социальных смут. Это отчасти объяснялось  тем, что отсутствовали представления  о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и  справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и  закон.

Первый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций — номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье — и охватывает конец V — IV тысячелетие до Р.Х.

Второй этап — эпоха  централизованных царств — приходится на III—II тысячелетия до Р.Х. Возникшие  в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Для этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление  двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые — царско-храмовой и общинной — стало основой  сосуществования двух секторов экономики — общинного и централизованного, государственно-храмового.

Третий этап — первая половина I тысячелетия до Р.Х. —  эпоха возникновения и гибели великих империй — таких, как  Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Для этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и  частной собственности.

Древневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование  после походов Александра Великого (336—323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем  Востоке древние цивилизации, в  большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Древневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия — замкнутые группы населения  со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям  была наследственной. Каждый человек  занимал строго определенную общественную нишу.

На вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной  аристократии и жречества. К средним  слоям принадлежали чиновники; бюрократический  аппарат контролировал все сферы  жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока  население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Древневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Такая система могла существовать только при неизменности ее звеньев  и при соблюдении традиции, мыслившейся  как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который  считался высшей ценностью. Это замедляло  изменения в обществе.

Первые государства появились  в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V—IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) — в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались  орудия труда из меди. Племена степи  и лесостепи Евразии тогда  только переходили к земледелию, а  племена лесных и приполярных  областей жили в условиях высокопродуктивного  присваивающего хозяйства, основанного  на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра  и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы  дамб и каналов в Египте диктовалось  необходимостью подвести к полям  и как можно дольше удержать там  воду с плодородным илом во время  разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

Предки египтян появились  в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские  племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

После появления дамб и  каналов во второй половине IV тысячелетия  до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников  от обработки земли. Так как излишки  были невелики, осталась потребность  в их уравнительном распределении  и в организации труда по поддержанию  системы каналов. Эти задачи выполняли  жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

Кооперация родовых общин  способствовала перерастанию их в номы — общины, где преобладали территориальные  и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании  единой системой каналов и на почитании  общих богов. Центром нома был  храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок  земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Большие патриархальные семьи  распались на малые. Они состояли из двух поколений — родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

 

 

Перемены в сельском хозяйстве  и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в  Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины — жрецу.

Номы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной  ирригационной системы, стали первыми  государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

Процесс образования государства  в Египте завершило объединение  номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее  царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

Информация о работе Наука, писменность, литература Древнего Египта