Наука и образование в византийской Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности науки и образования в византийской Европе. Для выполнения заданной цели поставлены следующие задачи: 1) раскрыть значение науки и образования в Византии, 2) рассмотреть особенности высшего образования, 3) показать особенности Византийского образования в VII-XII вв., 4) в XIII-XV вв.

Содержание

Введение 3
1. Значение науки и образования в Византии. Особенности образовательной системы Византии 4
2. Высшее образование в Византии раннего периода 9
3. Византийское образование VII-XII веков 11
4. Византийское образование XIII-XV веков 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

культорология 11.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      При Константине IX Мономахе наступает новое оживление научной деятельности. В своем дворце он собрал образованнейших людей эпохи. При их содействии в Константинополе было открыто высшее учебное заведение с двумя отделениями: права и философии. Сам Константин IX посещал занятия, слушал и записывал лекции его профессоров.

      Наряду  с этими светскими учреждениями были и другие. С конца XI века действовала  учрежденная при патриархии Алексеем I Комнином духовная школа (Патриаршая академия). Программа обучения была сосредоточена на библейской экзегезе, то есть на толковании псалмов, посланий апостола Павла и Евангелий. Наряду с этим его слушатели получали риторическую подготовку. Обучали здесь и другим светским наукам.

      В стенах Патриаршей академии преподавали  самые видные деятели византийской культуры конца XI-XII века, авторы многих дошедших до нас литературных и педагогических произведений. Наиболее выдающимися  среди них были Евстафий Солунский, Никифор Василак, составивший учебное пособие по истории, мифологии, риторике и богословию; Михаил Италик вел занятия по предметам квадривиума (арифметике, геометрии, музыке, астрономии), а также механике, оптике, медицине и философии.

      Однако, несмотря на возможность посещения  школ выходцами из всех социальных слоев, грамотность тем не менее не была всеобщей. В стране оставалось много неграмотных, по оценкам византинистов, почти 9/10 населения империи. Монастырские уставы нередко упоминают неграмотных монахов. Учитывая, что в стране не все были образованными, императоры при отсутствии грамотных разрешали брать в качестве свидетелей (особенно при составлении завещаний) людей, не умеющих ни читать, ни писать. Для удостоверения подлинности документов они ставили кресты вместо подписи.

      4. Византийское образование XIII-XV веков

 

      Культурный  расцвет в Византии, получивший название Палеологовского ренессанса, уходит своими корнями в Никейскую империю тех времен, когда исконной столицей владели латиняне. Здесь, за пределами Константинополя, появилось поколение византийских ученых, которому суждено было после восстановления Византийской империи в 1261 году возрождать ее былую славу как одного из крупнейших центров средневековой образованности.

      Начальное обучение — изучение основ грамоты, письма и счета, не требовавшее от учителя высокой квалификации, оставалось традиционным, мало меняясь на протяжении столетий.

      Вскоре  после освобождения столицы здесь  была вновь открыта и высшая школа. Доступ в это заведение, находящееся  на государственном содержании, не был свободным, и в нем велась подготовка главным образом высших чиновников.

      Курс  обучения начинался с основ силлогистики и аналитики, затем следовали  занятия по риторике.

      В правление Андроника II (1282-1328) вновь  начался образовательный бум. Общественные и частные школы открывались не только в Константинополе, но и в других городах империи. В Фессалонике, к примеру, такие школы могли открывать и греки, и иностранцы. Среди столичных учреждений славилась школа Максима Плануда. Его школа приобрела репутацию лучшей в столице настолько, что Плануд принимал в нее лишь самых подготовленных.

      Существенное  место в программе его школы  отводилось медицине. С XIII века она  прочно вошла в круг предметов, изучаемых  в высшей школе, и в результате в палеологовское время византийская медицина достигла замечательных успехов. Если раньше специальную подготовку в этой области можно было получить, лишь обратившись в больницы, при которых существовали медицинские школы, то в конце XIII — начале XIV века медицина стала одной из полноправных дисциплин высшей школы.

      Известными  учителями стали ученики Плануда  Георгий Лакапин и Мануил Мосхопул. С учебными сочинениями Лакапина были знакомы итальянские гуманисты. Франческо Филельфо упоминает о  них в письмах, а в 1515 году они были изданы во Флоренции.  

      Следует отметить, что в Византии заинтересованность учителя играла важнейшую роль, и  поэтому увлечение некоторыми предметами неизбежно угасало с его смертью, если он не оставлял достойных учеников или если предмет не был зафиксирован в программе высших учебных заведений. Другая причина, затруднявшая изучение таких дисциплин, — недостаток рукописей, которые всегда были дороги, а труд переписчика — трудоемким.

      Важную  роль в научных занятиях играло самообразование  — автодидаскалия. Самостоятельным занятиям способствовал обмен книгами (об этом свидетельствует переписка того времени), диспуты между учеными. Формой духовного общения, получившей особенно широкое распространение в палеологовский период, были неофициальные литературно-философские сообщества. Именно так стремление к образованию вышло за традиционные рамки школ. Однако зависть и соперничество между учеными группами были делом обычным. Личные амбиции, желание приобрести расположение императора или более высокое служебное положение приводили к жестоким столкновениям на интеллектуальном поле битвы.

      В последнее столетие существования  империи значительно увеличились  контакты с западной культурой. С  конца XIV века возрос приток европейцев. Многие итальянцы приезжали в  Константинополь, чтобы под руководством византийских учителей изучить греческий язык и литературу. Византийские школы в тот период находились в зените славы.

      Если  в первой половине XIV века Константинополь  был центром византийской гуманистической  культуры, то со второй половины XIV и особенно с начала XV века наблюдался обратный процесс — бегство представителей столичной культуры в провинцию и за границу, на Запад, положившее начало исходу. Причина этому была не только в росте турецкой угрозы, но и в тех сдвигах, которые произошли в интеллектуальной жизни империи. Теперь важнейшими центрами гуманистической культуры стали провинциальные города.

 

заключение

 

      В Византии в начале Средних веков  было больше образованных людей, чем  в западной Европе. Старые центры античной науки - Афины, Александрия, Бейрут, создавались новые. В городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла. Обучались в школах дети богачей. В Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. После утверждения христианства в качестве государственной религии лучшие представители науки подвергались гонениям, уничтожались научные центры, закрывались школы, монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. В то же время для распространения христианства создавались церковные высшие духовные школы. Наука становится богословской. В VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал систему Птолемея противоречащей Библии. Господствовала алхимия, занятая поисками «божественного элексира». Медики продолжали отстаивать достижения науки и свою практику. Александр Тралльский изучал патологию и терапию внутренних болезней. Павел Эгинский составил энциклопедию по хирургии и акушерству. Византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из пороха, смолы и селитры. Лев математик усовершенствовал световой телеграф. В IX в. восстановлена высшая школа в Константинополе.

      В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование, основанное на античных традициях. В Константинополе возрождается университет – центр образования для всей империи. На юридическом факультете изучали римское право, латынь, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все новые идеи сурово пресекались государством и церковью. В XIIIв. Константинополь был захвачен крестоносцами и с 1204-1261 гг. прекратилось существование Византии. Бывшая империя представляла собой мозаику из небольших государств. Период характеризуется спадом в развитии ее культуры.

 

      Список  литературы

 
  1. Бобахо  В. А., Левикова С. И. Культурология. М., 2000
  2. История Византийской империи. Васильев А.А. – М.,  2008.
  3. Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.
  4. Культурология: Учебное пособие для высших учебных заведений/ Под ред. проф. А.А. Радугина. – М.: «Центр», 1996. – 398 с.
  5. Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрайт-Издат, 2005.
  6. Культурология. Учебное пособие / Под ред. проф. Марковой А.Н.. – М., 2000
  7. Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 1997. – 344с.

Информация о работе Наука и образование в византийской Европе