Наука и образование в византийской Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности науки и образования в византийской Европе. Для выполнения заданной цели поставлены следующие задачи: 1) раскрыть значение науки и образования в Византии, 2) рассмотреть особенности высшего образования, 3) показать особенности Византийского образования в VII-XII вв., 4) в XIII-XV вв.

Содержание

Введение 3
1. Значение науки и образования в Византии. Особенности образовательной системы Византии 4
2. Высшее образование в Византии раннего периода 9
3. Византийское образование VII-XII веков 11
4. Византийское образование XIII-XV веков 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

культорология 11.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

ФИЛИАЛ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «УРАЛЬСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» 

В г. ТЮМЕНИ

Кафедра гуманитарных и  социально-экономических  дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Культурология»

Наука и  образование в византийской Европе 
 
 

                Выполнила: ст. гр. БУ-611

                Лизякина  А.С.

                Проверила:

                ______________________ 
                 
                 
                 

  
 

Тюмень, 2010 

Содержание 
 

 

Введение

 

      Для Западной Европы началом средневековья  принято считать 476 год - год завоевания Западной Римской империи германцами. Восточная Римская империя - Византия - избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести такую же четкую грань между античностью и средневековьем, ибо все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока - экономические, политические, культурные - сохранялись в Византии, не прерываясь. Благодаря этому на протяжении многих столетий Византия стояла впереди других стран средневековой Европы как центр высокой и своеобразной культуры.

      Византийская  культура представляла собой неповторимый сплав античных, в том числе и философских, традиций с древней культурой народов, населявших восточные области империи, - египтян, сирийцев, армян, других народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма и поселившихся в империи славян, а позднее отчасти арабов. Однако это не было хаотическое нагромождение разнородных культурных элементов; напротив, единство - языковое, конфессиональное и государственное - отличало Византию от других государств средневековой Европы, в особенности в ранний период. В стране господствовала христианская религия в ее православной форме.

      К образованию и науке византийцы относились с большим уважением. Известная всем поговорка "Ученье - свет, а неученье - тьма" помещается знаменитым византийским богословом и философом Иоанном Дамаскиным (ок. 675 - до 753) в самом начале его труда "Источник знания" и сопровождается пространным доказательством.

      Цель  работы – изучить особенности  науки и образования в византийской Европе. Для выполнения заданной цели поставлены следующие задачи: 1) раскрыть значение науки и образования в Византии, 2) рассмотреть особенности высшего образования, 3) показать особенности Византийского образования в VII-XII вв., 4) в XIII-XV вв.

      1. Значение науки и образования в Византии. Особенности образовательной системы Византии

 

      Византийская образовательная  система складывалась в течение  ряда столетий непрерывного существования  школ. Вначале преподавание было добровольным занятием; школы имели светский характер, и в них принимали всех, кто  желал и мог учиться. Византийцы во все времена с глубоким уважением относились к знанию и признавали особую ценность образования, полезного как народу, так и императорам.

      Но  и византийские теологи признавали важность знания, прежде всего знания грамматики и риторики. Без этого, по их словам, невозможно было постичь Писание, приобрести навыки ведения диспутов с язычниками и еретиками, а тем более создавать собственные произведения духовной литературы, — но при этом они опирались на знания эллинов, называя их классическими.

      В Византии за светским обучением признавалась и практическая ценность. Получение  классического образования открывало  дорогу к служебной карьере, к  изменению социального статуса, к богатству. Не только светская, но и церковная администрация, как правило, набиралась из тех, кто окончил школу. Выпускники школ, даже дети простых людей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии, сборщиками податей, судьями, секретарями, адвокатами, офицерами, переписчиками-каллиграфами и т.п. Чаще всего простые граждане, окончив светские школы, становились преподавателями, которые либо вели занятия в общественных учебных заведениях, либо давали частные уроки. Хотя материальное положение их было нередко незавидным, однако только таким путем дети бедняков имели возможность обеспечить себе более почетное занятие и избавиться от нищеты.

      Несмотря  на все это, в стране было много  неграмотных. Однако по сравнению с  жителями средневековой Европы византийцы были, несомненно, существенно более  образованными.

      Со  временем в светское образование  были включены элементы церковного обучения, но они были ограничены религиозно-этической  сферой, и все же произведения языческих  писателей продолжали оставаться в  основе образования. Даже в Константинопольском  университете, основанном Феодосием II, богословия как особой дисциплины среди предметов не было. Знаменательно, что постановление Феодосия II об учреждении университета было помещено в разделе Кодекса об изучении именно светских наук.

      В школах Византии читали, заучивали наизусть, комментировали литературные памятники эллинизма. Язык, на котором вели занятия, был греческим. Он широко распространяется и на Востоке империи. Даже в школах Сирии, где преобладал сирийский язык, говорили и писали по-гречески. На нем не только учились и говорили, но и вели богословские дискуссии, издавали законодательные постановления, совершали церковные службы. К VII веку он приобрел господствующее положение в византийском обществе.

      Полный  курс школьного преподавания в Византии слагался из изучения орфографии, грамматики, риторики, философии, математических дисциплин и юриспруденции.

      Обучение  начиналось в элементарной школе. Когда  ребенку исполнялось шесть-восемь лет, его отдавали в школу грамматиста по месту жительства, где учили чтению и письму, считать и петь, а также сообщали элементарные сведения по мифологии, светской и библейской истории. В программу не были включены занятия по физической подготовке.

      Первичное обучение продолжалось около трех лет. Большинство жителей империи  на этом и завершало свое образование. Для тех же, кто хотел продолжать учиться, элементарная школа была лишь ступенью для перехода в школу грамматика. Здесь они в течение шести-семи лет штудировали грамматику, считавшуюся основанием и матерью всех искусств. Преподаватели стремились достичь «полной эллинизации ума и речи учащихся» с тем, чтобы защитить классический греческий от посягательств народного языка. В школе ученики должны были усвоить правила фонетики и морфологии, включая учение о придыхании и ударении, синтаксис и стилистику, чтобы избежать варварского способа выражения мыслей и не писать с ошибками.

      Методика  обучения в школе грамматика мало отличалась от методики элементарной школы: материал тщательно штудировали, заучивали наизусть и комментировали слово за словом.

      Следующей ступенью обучения была школа ритора, куда поступали в 16-17 лет либо после  полного усвоения курса школы  грамматика, либо еще до его окончания.

      В VI веке Иоанном Филопоном были созданы  школьные учебники по орфографии; ему  же принадлежат трактат об ударениях (перечень слов, изменяющих значение в зависимости от постановки ударения) и историко-грамматические схолии к Библии. Применялось в практике и произведение Георгия Хировоска об орфографии; оно сохранилось до нашего времени только в извлечениях.

      Кроме учебников, в школах ранней Византии использовались самые разнообразные  лексиконы, собрания аттических и устаревших слов, этимологические глоссарии, словари  синонимов и т.п. Наиболее обширными  лексиконами были словари Гесихия  и Кирилла Александрийского. А особую группу византийских лексиконов составляют этимологические словари, в которых главное внимание уделялось выяснению первоначального значения слова, его корня.

      Стефан  Византийский (VI век) написал «Лексикон», содержавший географическую, топографическую и этнографическую информацию. Это чрезвычайно обширное произведение, состоявшее из 55 книг, впоследствии было сокращено. Именно краткий вариант был широко распространен в Византии.

      Риторика  — высшее, совершеннейшее и благороднейшее, по мнению византийцев, искусство — была одним из важнейших факторов образования. В ней видели средство для развития духовной жизни, для усовершенствования личности. Хотя в Византии не существовало сословных ограничений на получение риторического образования, тем не менее на практике им овладевал сравнительно узкий круг лиц, которые могли заплатить за свое обучение и жили в городах, имевших школы риторов. Состав их был классово ограничен.

      Курс  обучения в ранневизантийских школах завершался преподаванием философии (квадривиума), которую византийцы рассматривали как «науку наук», «искусство искусств» и называли знанием. Содержание ее было всеобъемлющим и включало познание мира, человека и божества. Ее считали вершиной внешней мудрости, душой общего, так называемого свободного образования, высшим объединенным знанием о «подлинно сущем».

      Отношение представителей духовенства к философскому образованию было двояким. С одной  стороны, они опасались чрезмерного  увлечения философией, что могло  привести к возникновению ересей. С другой — признавали значимость философского обучения при подготовке образованных служителей церкви. В целом византийские церковные деятели рассматривали занятия философией как предварительную ступень к изучению богословия. Они считали первую служанкой, вернее — служебным инструментом последнего, которое, по их словам, было венцом и целью всех наук.

      Программа преподавания в школах философов  включала множество предметов. Изучали  не только труды Платона, Аристотеля, неоплатоников и их комментаторов, но и арифметику, геометрию, музыку, астрономию, физику, этику. Первоначально обучали также логике; ее рассматривали как орудие, с помощью которого можно выявить противоречия в суждениях оппонентов и доказать их несостоятельность путем хитроумных софизмов.

      В качестве руководства по изучению логики использовались труды Аристотеля, а  именно его «Органон», который был  приспособлен для школы неоплатоником  Порфирием. Труд Порфирия «Введение  в категории Аристотеля» был  учебником логики на протяжении всего  Средневековья как на византийском Востоке, так и на латинском Западе, образуя исходный пункт и основу преподавания философии.

      Прошедшие курс логики приступали к изучению «математической четверицы» (арифметики, геометрии, музыки и астрономии) и  физики. Считалось, что изучение математических дисциплин тренирует ум, придает ему проницательность и остроту, развивает познавательные способности и логическое мышление.

      В преподавании математических дисциплин  соблюдалась определенная последовательность. Начиналось оно с изучения арифметики. В качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Несмотря на то, что этот труд был больше пригоден для философской пропедевтики, чем для преподавания арифметики, он был широко распространен и вплоть до падения Византии оставался популярнейшим учебником по математике. Феодор Метохит в XIII веке называл его самым распространенным учебным руководством. Ямвлих, использовавший этот труд Никомаха для обучения в своей школе, считал его непревзойденным.

      Определенной  известностью пользовался и учебник, составленный Домином Ларисским, в  котором он полемизировал с Никомахом  по поводу разъединения им арифметики и геометрии Евклида и требовал возвращения к учебным методам  последнего. Как учебное руководство  применялась и «Арифметика» Диофанта.

      Сохранились и другие пособия, которые употреблялись  в школах Византии. В египетском папирусе, как полагают, VI-VII веков  содержится руководство по арифметике, в котором наряду с другими  материалами приведены таблицы  и упражнения на дроби.

      После усвоения учащимися теории абстрактных  чисел, являвшихся предметом арифметики, переходили к изучению их пространственного  воплощения, то есть к геометрии, исследующей  неподвижные тела, величины, фигуры, их формы и положения в пространстве. Основным учебным пособием служили «Начала» Евклида, дошедшие до нас в поздних, средневековых копиях, древнейшая из которых датируется второй половиной IX века. И это — несмотря на то, что «Начала» Евклида были настольной книгой каждого занимающегося дисциплинами квадривиума, которую многократно переписывали, комментировали и перерабатывали.

Информация о работе Наука и образование в византийской Европе