Наука и образование в византийской Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить особенности науки и образования в византийской Европе. Для выполнения заданной цели поставлены следующие задачи: 1) раскрыть значение науки и образования в Византии, 2) рассмотреть особенности высшего образования, 3) показать особенности Византийского образования в VII-XII вв., 4) в XIII-XV вв.

Содержание

Введение 3
1. Значение науки и образования в Византии. Особенности образовательной системы Византии 4
2. Высшее образование в Византии раннего периода 9
3. Византийское образование VII-XII веков 11
4. Византийское образование XIII-XV веков 16
Заключение 19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

культорология 11.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

      Весьма  популярным был также учебник  по геометрии Герона Александрийского «Метрика», содержавший правила  и формулы для точного и  приближенного измерения различных фигур.

      Существенной  составной частью квадривиума было преподавание музыки, или, как ее называли, гармонии. Включение ее в школьные программы объяснялось тем, что  гармонию признавали наукой, которая  вместе с арифметикой, геометрией, астрономией  помогала раскрывать вечные законы Вселенной. Предметом исследования были не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа, а потому ее помещали между физикой и математикой как не вполне чистую от материи науку.

      Курс  обучения математическим дисциплинам квадривиума завершался астрономией, изучение которой давало учащимся возможность усвоить понятие подвижных величин, ибо само движение и все астрономические понятия обычно основывались на числах и выражались числами. Поэтому астрономия считалась наукой о числах, прилагаемых к движущимся объектам. Тут из учебников наиболее популярным был труд Клавдия Птолемея «Альмагест».

      В программу преподавания наряду с  астрономией была включена и астрология. В Александрии ее считали равноправной частью квадривиума, а следовательно, учебного курса по философии.

      В школах Византии изучали также физику, которая рассматривалась как  наука о природе. Некоторый интерес  проявляли и к изучению биологии и географии.

      2. Высшее образование в Византии раннего периода

 

      То, что можно назвать высшим образованием, можно было получить только в крупных городах. В школах Александрии преподавали грамматику, риторику, философию, латынь, право, а также естественнонаучные дисциплины: геометрию, астрономию, музыку, медицину. Тот же набор, что и в эллинском Мусее. Многие ранневизантийские ученые либо преподавали, либо учились в школах Александрии. Основная специализация в этом городе была медицинской. Центром юридического образования наряду с Константинополем был Бейрут. В Пергаме, Эфесе, Сардах работали философские школы, в Кизике, Никее, Анкаре — риторские. Во многих населенных пунктах Памфилии, Киликии, Ионии, Финикии и других провинций также были открыты школы.

      Все они поставляли кадры для центральной  и провинциальной администрации  государства и церкви, а также для вновь создаваемых школьных учреждений столицы.

      Константинополь был главным центром просвещения в империи. Сюда из Греции, Сирии, Малой Азии, Африки прибывали грамматики, риторы, философы либо самостоятельно, либо по вызову правительства. Вслед за ними появлялись и многочисленные слушатели. В столице появились частные и общественные школы. В 425 году указом Феодосия II в столице было основано заведение, которое уже можно назвать университетом. Число преподавателей было определено в 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, два профессора права и один философ. Этот университет некоторое время был единственным на византийском Востоке.

      С распространением христианства в крупнейших центрах античной образованности —  Александрии, Антиохии, Кесарии Палестинской, Эфесе — и в других местах стали возникать богословские академии. Основными предметами здесь были экзегеза, гомилетика, литургика, полемическая апологетика, догматическое богословие, а также чтение и толкование Писания. Усвоение кардинальных положений нового вероучения являлось главной целью этого обучения.

      С течением времени церковная литература постепенно проникла в программы  светских учебных заведений и  заняла в них равноценное с  классическими работами положение. В программах школ начался синтез языческих и христианских элементов. Особенно это было свойственно элементарным школам, где изучали как произведения эллинов, так и Псалтирь, Библию, творения «отцов церкви». Основная масса грамотного населения тогдашней Византии посещала именно эти учреждения. Дети поступали сюда, уже получив дома первоначальное религиозное воспитание.

      3. Византийское образование VII-XII веков

 

      В VII-XII веках, в период господства христианства, в школах продолжали изучать грамматику, риторику, философию, то есть те предметы, которые проходили здесь и в предыдущий период. Именно изучение этих дисциплин считали необходимым для воспитания образованного члена общества.

      К человеку, овладевшему сокровищами  наук, по-прежнему относились с глубоким уважением, и он пользовался у  современников огромным авторитетом. Источники полны восторженных отзывов  о людях, получивших образование.

      Подлинный гимн наукам содержится в трактате Михаила Пселла «О дружбе», адресованном племянникам патриарха Михаила Кирулария. «Науки, — пишет он, — смывают грязь с душ и делают их природу чистой и воздушной. Если кто начинает одинаково мыслить о вещах значительных, то скоро и в малом уничтожается различие их мнений. Вместе избрав науку, сделайте ее нерушимым залогом единомыслия». Византийские тексты полны порицаний невеждам, которые не могли правильно выразить свою мысль и говорили по-деревенски. Женщины, получившие образование, пользовались большим почетом.

      Порицают  византийские писатели и неграмотных  императоров, которые в силу этого  не могли поступать в соответствии с ромейскими законами и обычаями. Их правление они рисуют черными  красками. Константин VII Багрянородный  характеризует как деспотичное и самовластное царствование Романа 1 (920-944), который «был простым и неграмотным человеком... и не повиновался запретам церкви и не следовал заповедям и повелениям великого Константина».

      Подготовка  и издание законодательных сборников VIII века свидетельствуют о наличии образованных юристов, которые смогли отобрать и обработать законодательный материал предшествующего времени, внести в него изменения, соответствующие нуждам и требованиям эпохи. Императоры не только поощряли юристов, помогали им и вдохновляли их, но и активно включались в эту работу. Известно, что Лев III (717-741) сам исправлял законы.

      Основатель  македонской династии Василий I (867-886), будучи сам малограмотным, сделал Фотия, одного из образованнейших людей  эпохи, воспитателем своих сыновей. Один из них, Лев VI (886-912), «наибольший философ из императоров», в историографии известен как ученый и писатель. Его перу принадлежит большое число светских и богословских сочинений; за свою многостороннюю эрудицию он получил прозвище Мудрого.

      Покровительственное отношение монархов того времени к образованию объяснялось не столько их любовью к знанию, сколько чисто практическими соображениями. Византийская империя была централизованным государством. Во главе его стояло правительство, которое, по образному выражению, было «правительством писцов». Оно осуществляло правосудие, распоряжалось финансами, занималось дипломатией и многими другими видами деятельности. Огромный бюрократический аппарат нуждался в хорошо обученных чиновниках, которые должны были уметь безукоризненно записывать то, что им диктовали начальники, без ошибок переписывать бумаги, составлять доклады, речи, послания, предписания, постановления, законы, инструкции, тексты договоров и прочее. Документы полагалось излагать изысканно-литературным стилем, то есть от чиновников требовали не только профессиональных знаний, но и общей культуры.

      Все эти навыки и знания приобретались  лишь образованием. Правда, оно не было специальным и не готовило чиновников к выполнению их функций; общее образование мог приобрести в школе каждый желающий. Однако от него во многом зависело не только получение места в канцелярии, но и сама карьера чиновника.

      Образование позволяло подняться вверх по служебной лестнице, занять более  почетное положение в обществе и гарантировало более сносные условия существования. Даже дети бедных жителей империи, получив образование, могли улучшить свой социальный статус: стать духовными лицами, военачальниками, чиновниками, нотариями, писцами, библиотекарями, учителями и т.п. В одной из поэм отец, наставляя сына, призывает его прилежно учиться и приводит в качестве примера человека, который в годы учебы был очень беден, но, начав работать учителем, приобрел довольно значительное состояние.

      Чтобы получить образование, способное изменить их судьбу, люди были готовы на большие жертвы. Есть сообщение, что один юноша, чтобы платить за свое обучение, вынужден был работать истопником в бане. Родители не жалели средств, нередко они распродавали свое имущество, лишь бы иметь возможность внести плату за обучение своих сыновей.

      В школы, которые существовали как  в городах, так и в сельских поселениях, могли ходить не только сыновья привилегированных жителей  империи. Известно, что Алексей 1 Комнин организовал грамматическую школу  для детей воинов, павших на полях сражений, а также школу для детей, потерявших родителей, и сыновей неимущих. Педагоги и ученики находились на полном государственном содержании. Порой даже рабов учили грамоте. Среди домашних рабов богатых византийцев имелись рабы-писцы, врачи, воспитатели детей.

      Курс  обучения, позволяющий, по мнению византийцев, получить всестороннее и законченное  образование, следовал плану, принятому  в школах ранней Византии. Он слагался по-прежнему из дисциплин тривиума и квадривиума. В состав первого входили грамматика, риторика, диалектика, в состав последнего были включены арифметика, геометрия, музыка, или гармония, астрономия, а также физика. Изучение предметов квадривиума, как и раньше, было уделом единиц, и лишь немногие из византийцев овладевали ими.

      Как и в ранней Византии, в рассматриваемый  период курс обучения состоял из трех этапов: подготовительного, среднего и  высшего. В VII-XII веках, как и раньше, дети посещали школы грамматиста, где  они учились чтению и письму, затем  школы грамматика, а заканчивали свое образование в школах ритора и философа.

      Методы  преподавания в начальной школе  оставались прежними. В обучении соблюдался принцип постепенного усвоения материала, оно шло от более простого к  более сложному. Кроме чтения, письма и счета, школьников учили петь, а также сообщали самые общие сведения по светской и библейской истории.

      Содержание курса второй ступени претерпело существенные изменения. Если в ранней Византии в основе преподавания лежали произведения эллинских писателей и лишь со временем учителя стали обращаться к христианским текстам, то теперь на первый план выдвигаются книги Священного писания, и прежде всего Псалтирь, из которой заучивали наизусть псалмы, а также подборки из агиографических памятников и трудов отцов церкви.

      Таким образом, в это время в византийских школах самой популярной и широко распространенной учебной книгой стала  Псалтирь. Знание ее считалось обязательным и необходимым для всех.

      В отличие от элементарных школ, которые  были широко распространены в Византии, учебные заведения более высокого уровня — школы грамматика, ритора и философа — были сосредоточены в основном в Константинополе, который продолжал оставаться центром самого разнообразного обучения, науки и культуры. Именно здесь готовились кадры гражданской и церковной администрации, государственного центрального и провинциального аппарата. Именно сюда, покидая родные места, устремлялись молодые люди, жаждущие получить образование и сделать карьеру.

      Начиная с IX века в Константинополе появляется все большее число специализированных школ, часто с весьма высоким уровнем преподавания.

      Известно, что во 2-й половине IX века в Константинополе  правительством было создано высшее государственное училище, по сути университет. Тем самым как будто был  повторен указ Феодосия II от 425 года, когда тоже было создано подобное заведение.

      Часто сами императоры не чурались учености. Так, Константин VII Багрянородный (X век), отстраненный Романом I от управления государством, всецело посвятил себя изучению самых разнообразных наук. Он не только сам стремился приобрести разносторонние знания, но и заботился о распространении их, стараясь приобщить к ним как можно больше людей. По его распоряжению и при его непосредственном участии были составлены труды энциклопедического характера по различным отраслям знаний.

      Его преемники, напротив, уделяли мало внимания делу просвещения, и в сочинениях писателей-современников эта эпоха  представлена как царство невежества. «Все изгнано, — пишет поэт Иоанн  Геометр, — отвага, разум, знанье; невежество царит у нас и пьянство».

      Анна  Комнина также отмечает пренебрежение  науками, которое наблюдалось у  большинства людей в период, охватывающий время правления Василия II и его  преемников до Константина IX Мономаха (1042-1055), однако она не говорит о полном исчезновении знаний. Все это свидетельствует скорее о некотором снижении уровня образованности во второй половине Х — первой половине XI века, но не об упадке научных занятий в империи в указанный период.

Информация о работе Наука и образование в византийской Европе