Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа
Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти. Изучение вопросов методического обеспечения требует однозначного понимания терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности.
Введение
1.Методическая деятельность публичных библиотек в контексте истории
1.1.Трансформация основных направлений методической деятельности публичных библиотек
2. Приоритетные направления научно – методической деятельности публичных библиотек
2.1. Повышение профессиональной квалификации в Муниципальном Учреждении Культуры «Алтайская центральная районная библиотека»
3. Профессиональные и личностные качества библиотекаря – методиста
Заключение
Список литературы
Консультационная помощь библиотекарям, по прежнему, занимает одно из ведущих мест в методической деятельности. Групповые и индивидуальные консультации даются по всем направлениям библиотечной работы: «Составление отчета по работе с «трудными» детьми», «Алфавитный и систематические каталоги в сельских библиотеках», «Изучение состава и использования книжного фонда», «Новые информационные технологии в библиотеке», «Ведение летописи села, краеведческих альбомов и папок», «Работа с читателями задолжниками» и др.
Сегодня особое внимание уделяется компьютерной грамотности библиотекарей: в течение 2009 и 2010 года 9 библиотекарей Центральной библиотеки обучались на курсах компьютерной грамотности и получили соответствующие удостоверения. Так же все специалисты Центральной библиотеки прошли обучения на семинарах, проведенных специалистами информационно – правовой бизнес компании «Консультант Плюс».
Хорошим стимулом для профессионального роста является участие библиотекарей в федеральных, республиканских, районных, внутрисистемных конкурсах. Методических отдел МУК «Алтайская ЦРБ» разрабатывает положения районных библиотечных конкурсов, библиотекарям оказывается консультационная и методическая помощь по теме конкурса и составляется информация по итогам конкурса. МУК «Алтайская ЦРБ» принимала участие в конкурсах:
- На лучшую библиотеку по популяризации Международной экологической акции «Марш парков -2007»;
- Конкурс, посвященный 300 –летию вхождения Хакасии в состав Российского государства;
- Конкурс на лучшую реализацию проектов, направленных на поддержку и развитие чтения «Пусть всегда будет книга!».
В целях распространения и приобретения новых творческих идей эффективна такая форма повышения квалификации как профессиональные конкурсы. Традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии», «Библиоумница 2008». Проведен районный конкурс «Лучший знаток краеведения». Он был посвящен 300 –летию вхождения Хакасии в состав России. Библиотекари соревновались в конкурсах на знание истории, культуры, литературы, искусства Республики. В 2009 году профессиональный конкурс посвящался теме «Я знаю о книге все», в котором приняли участие не только сотрудники МУК «Алтайская ЦРБ», но и школьные библиотеки.
Еще одна форма повышения квалификации работников – это ярмарки творческих идей. Каждый год они посвящаются определенной теме:
- «Время не властно над именем» была посвящена землякам, жившим в районе и оставившим о себе память;
-«Библиотека, я и книга», на которой работники делились творческими идеями о том, как провести массовое мероприятие оригинальным и запоминающим, как привлечь на мероприятие как можно больше слушателей, как сделать привлекательно для читателя книжную выставку.
-«Библиографические пособия малых форм» о методике составления библиографических пособий.
Особое место в методическом обеспечении работников МУК «Алтайская ЦРБ» уделяется изучению и внедрению опыта библиотечной работы. Новшества в работе библиотек страны изучаются практически по всем направлениям работы:
- Дискуссионные формы в работе библиотек: опыт библиотек Липецка;
- Популяризация здорового образа жизни среди юношества и молодежи в библиотеках Кузбасса;
-Летние чтения в Белгородских библиотеках;
- Работа по формированию и сохранности библиотечных фондов: опыт работы библиотек Мариинска;
- Информационно библиографическое обслуживание в библиотеке Читинской области и Алтайского края.
В методическом отделе Центральной библиотеке накоплен большой фотоархив. Он используется при оформлении фотодайджестов, фотоинформационных плакатов, краеведческих уголков, выставок методических материалов, информационных листков по опыту работы библиотек системы, летописи МУК «Алтайская ЦРБ». Специалисты методического отдела разрабатывают и издают методические материалы в помощь работе библиотек:
- методические рекомендации;
- рекомендации по оформлению выставок;
-консультации;
- информационные письма;
- информационные листки;
- дайджесты;
- буклеты;
- списки литературы;
- буклеты по знаменательным и памятным датам;
- информационно – библиографические материалы;
- сценарии массовых мероприятий;
- сборники творческих работ библиотекарей и читателей.
Особое место в методической работе занимает разработка различных проектов и программ. К 300 – летию присоединения Хакассии к России составлялась программа «Хакасы и русские: одна земля, общая история», рассчитанная на три года. Сейчас работаем по программе «Время читать!», посвященной продвижению книги и чтению.
Таким образом, главная задача методистов – постоянно взаимодействовать с библиотекарями, изучать их потребности, развивать сильные стороны и устранять недостатки. Роль МУК «Алтайская ЦРБ» как методического центра высока. Современный библиотекарь - профессия во многом творческая, требующая постоянного обучения и повышения квалификации, поэтому методическая помощь нужна нашим сельским коллегам.
Методист, как полагает А.Н. Ванеев – «наиболее сложная и в то же время интересная библиотечная профессия» [7, с.21]. Профессия включает обязательные интеллектуальные операции, производимые с большой интеллектуальной ответственностью. Профессия методиста извлекает «сырье» из других отраслей науки, особенно активно из юриспруденции, психологии, социологии, экономики, культурологи, философии, при этом, не забывая об использовании достижений в области библиотековедения, библиографии, книговедения, тем самым обеспечивается взаимообогащение и взаимопроникновение одной профессии благодаря другой. Профессия обладает своей методикой обучения. Уже много лет существует своя система обучения библиотекарей, которая нацелена не только на повышение их профессиональной квалификации, а, прежде всего, на умение библиотекарей действовать мобильно внутри своей профессии, занимаемой должности на конкретном участке в условиях своей библиотеки. Одним из критериев профессии методиста можно считать заботу о других как принцип деятельности. Методисты могут жертвовать своим временем, здоровьем во имя того, чтобы помочь библиотекарю, даже в ущерб своим интересам. Для них интересы библиотекаря всегда на первом месте. Мотивом их деятельности является преданность своей профессии, свои обязанностям, своему делу. Профессия методиста - это профессия информационная, библиотекари из первых рук получают информацию о новом, передовом на семинарах, курсах, научно – практических конференциях. Информация для методиста 21 в. – важнейший ресурс, без которого он не может осуществлять свои творчество и общение. Профессия методиста – это профессия, поддерживающая библиотечные кадры в период стабильного развития, а особенно в эпоху перемен. Методисты обслуживают библиотекарей, органы управления библиотечным делом, государственные и общественные структуры. Их обязанность - обеспечить необходимые стандарты, нормативы в работе, а это значит, что они несут большую профессиональную и социальную ответственность перед библиотечным сообществом и обществом в целом. Методиста, как зрелого и профессионального работника должны характеризовать две составляющие, которые условно можно назвать «знать» - «уметь». Знания методиста – исходное условие организации эффективного методического руководства, принятия оптимальных условий. Таким образом, методист должен знать:
- законы РФ в области библиотечного дела и смежных сфер культуры, постановления правительства, акты других органов управления библиотечным делом, а также местного самоуправления по библиотечному делу;
- руководящие материалы вышестоящих органов и методических центров по библиотечному делу;
- теорию управления и методической работы;
- теорию библиотековедения, библиографоведения, информатики;
- библиотечное право и основы маркетинга, библиотечной рекламы;
- основы социально – психологических, экономических, педагогических наук, культурологи;
-основные направления развития библиотечного дела в стране, области, регионе;
- сеть библиотек, их ресурсы и состав кадров;
-основные методы формы и методы методической и административной работы;
- местные издания о передовом библиотечном опыте;
- зарубежные издания по теории и практике развития библиотек.
Методист должен уметь:
- создать целостную систему методического обеспечения по ведущим направлениям библиотечно-информационной деятельности и формированию профессиональных качеств библиотекарей;
- анализировать работу библиотек, делать конкретные замечания и предложения, намечать пути исправления недостатков и совершенствования работы, организовывать методическую работу в отделах, правильно вести учет методической работы;
- организовывать систему своей работы и работы библиотеки в целом: составлять должностные инструкции сотрудников и положения об отделах и филиалах, помогать директору в подборе кадров и расстановке их на рабочих местах, собирать и обрабатывать информацию, осуществлять контроль за выполнением плановых показателей, соблюдением трудовой дисциплины, рациональным использованием рабочего времени, правильным учетом работы;
- выявлять и обобщать передовой опыт библиотек, организовывать его внедрение;
- разрабатывать целевые программы, заниматься внедрением программ различного уровня, оказывать помощь библиотекарям в оформлении заявок на участие в конкурсных грантах;
- внедрять в свой труд передовые технологии, владеть персональным компьютером, знать современные обучающие программы, работать с разными носителями информации;
- осуществлять управленческое консультирование: советы, разъяснение проблем, экспертные оценки, анализы, информационные обследования, проекты по совершенствованию конкретных видов деятельности.
Хочется сказать еще об одном очень важном умении методиста - владение культурой речи. Языковая культура, речевая компетентность становятся важнейшими показателями профессионализма и высокой квалификации специалиста.
Что же касается личностных качеств методиста (иногда их трудно отделить от деловых), то они представляются такими:
- интеллигентность;
- коммуникабельность, тактичность, доброжелательность;
- внимание к людям, отзывчивость;
- артистизм, богатое воображение;
- трудолюбие, наблюдательность;
- интуиция, упорство в достижении цели;
- выдержка, терпение, умение выслушивать людей;
- толерантность к мнению других, другой культуре, менталитету;
- честность, правдивость, самокритичность.
Успех отдельного методиста как профессионала означает и успех методического центра, и успех партнеров, и успех библиотекаря, работающего с читателями. Современный методист – это, прежде всего, единомышленник библиотекаря, его точка опоры в новом информационном и правовом пространстве. Современный методист – это помощник руководителя, проводник государственной политики в области библиотечного дела. Современный методист – это востребованный библиотечным сообществом специалист по управлению нововведениями, ориентированный на максимальный результат и постоянное профессиональное самосовершенствование.
Материал, изложенный в данной работе, убедительно свидетельствует о том, что в современных условиях, когда с одной стороны, децентрализовано управление библиотеками, с другой – работа библиотек протекает в сложных условиях, связанных с нестабильностью их функционирования, неизмеримо возрастает роль методического обеспечения их деятельности, направленного на поиск путей развития и совершенствования библиотечной практики в этих условиях. Современным библиотекам требуется активная методическая помощь в освоении новых библиотечных технологий, маркетинга, стратегического планирования инициативной хозяйственной деятельности и многих других библиотечных нововведений. Поиск оптимальных методических решений по всем направлениям библиотечной деятельности становится главным как в методической работе в коллективе библиотек, так и в методической помощи библиотекам. Поэтому очевидно, что круг знаний и навыков в области методического обеспечения библиотечной деятельности необходим не только библиотечным менеджерам (руководителям библиотеки и их структурных подразделений) и методистам, но и каждому профессиональному библиотекарю. В условиях предоставления библиотекам творческой самостоятельности слоган «Каждый библиотекарь – сам себе методист» приобретает особую актуальность. Умение анализировать библиотечную практику и самостоятельно принимать методические решения является непременным показателям библиотечного профессионализма и должно быть присуще каждому библиотекарю.
Любое методическое обеспечение включает в себя ряд типовых этапов. Оно начинается с ознакомлением с проблемой на теоретическом и регламентирующем уровне, и какие технологически требования к ней предъявляются. Затем следует выявление, анализ и оценка вариантов технологии выполнения той или иной работы путем изучения библиотековедческой литературы и непосредственного знакомства с практикой библиотек. Следующим этапом является выбор наиболее результативного, с точки зрения библиотекаря, варианта и его опытная проверка, обогащение предложениями и предположениями библиотекаря. И, наконец, выбор окончательного варианта методического обеспечения выполнения конкретного технологического процесса библиотечной практики. Таким образом, несмотря на непохожесть самих процессов библиотечной деятельности, их методическое обеспечение строится в результате применения единого подхода к принятию методических решений.
Методическая деятельность - работа творческая, требующая постоянного поиска новых путей повышения эффективности и качества работы. Методисту во многих случаях приходится самостоятельно решать разнообразные вопросы библиотечной теории, методики, практики, слабо освещенные в специальной литературе. На него возложена важная социальная задача формирования библиотекаря как специалиста, повышение его профессионального мастерства и общеобразовательного уровня. Именно этим определяется широкий круг обязанностей методиста, включающий изучение, создание и распространения новшеств, разработку методических материалов, повышение квалификации библиотечных кадров, анализ работы библиотек и оказание им методической помощи. Методист – это не чиновник, спускающий вниз указания, а творческий работник. Если мы говорим о том, что библиотекарь должен уметь работать творчески, то, прежде всего, это должны уметь методисты. Важным интеллектуальным качеством методиста является начитанность, широта интересов, наблюдательность, творческое воображение, умение анализировать. Поэтому для методиста важно все – и опыт, и знание, и профессиональная этика. Но особенно ценное качество – профессиональная нравственность. Доброжелательность и творческий подход, умение общаться с коллегами, тактичность и взаимопонимание – основа личных методических контактов.
1. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в России: учеб. пособие. В 2ч. Ч.2 / К.И. Абрамов.- М.: Либерея, 2001.- 160с.
2. Абрамов, К. И. История библиотечного дела в СССР: учеб / К. И. Абрамов.- М.: Книга,1970.- 455с.
3. Авраева, Ю.Б. Методист библиотеки: формула успеха / Авраева Ю. Б., Очирова Э.С – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 96 с.
Информация о работе Научно - методическая деятельность публичных библиотек