Научно - методическая деятельность публичных библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание работы

Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти. Изучение вопросов методического обеспечения требует однозначного понимания терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности.

Содержание

Введение
1.Методическая деятельность публичных библиотек в контексте истории
1.1.Трансформация основных направлений методической деятельности публичных библиотек
2. Приоритетные направления научно – методической деятельности публичных библиотек
2.1. Повышение профессиональной квалификации в Муниципальном Учреждении Культуры «Алтайская центральная районная библиотека»
3. Профессиональные и личностные качества библиотекаря – методиста
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать)


33

 

 

Курсовая работа

 

«Научно – методическая деятельность публичных библиотек»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



33

 

Содержание

 

Введение

1.Методическая деятельность публичных библиотек в контексте истории

1.1.Трансформация основных направлений методической деятельности публичных библиотек

2. Приоритетные направления  научно – методической деятельности  публичных библиотек

2.1. Повышение профессиональной квалификации в Муниципальном Учреждении Культуры «Алтайская центральная районная библиотека»

3. Профессиональные и личностные качества библиотекаря – методиста

Заключение

Список литературы


Введение

 

Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях  во многом связано с методическим обеспечением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти. Изучение вопросов методического обеспечения требует однозначного понимания  терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности. По мнению А.Н. Ванеева  - «в системе этих терминов родовым является «метод», с помощью которого образованы различные понятия, относящиеся к этой деятельности: «методическая работа», «методическое руководство», «методическое обеспечение», «методическая помощь», «методическое пособие», «методическая служба» и др.» [7, с. 3].

«Метод – это путь исследования (с точки зрения теории), способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи (с точки зрения практики)»[7, с.3] Разработка и совершенствования методики – задача  методической работы, которая в том или ином объеме ведется  в каждой библиотеке. Она направлена на совершенствование деятельности библиотеки, освоение новшеств, повышение квалификации библиотечных кадров. Поэтому  каждый библиотекарь, особенно специалист с высшим библиотечным образованием, должен владеть не только методикой библиотечной работы, но и необходимыми знаниями  и навыками ее разработки и совершенствования, уметь самостоятельно принимать  методические решения. Особенно необходимы такие знания  руководителям библиотечных коллективов всех уровней, в обязанности которых входит методическое обеспечение деятельности своей библиотеки.

В настоящее время  совершенствование библиотечной деятельности связано с повышением  значимости методической работы в коллективах библиотек. Этот процесс направлен, прежде всего, на развитие их самостоятельности, что в свою очередь  требует резкого  повышения объема  и уровня методической работы в библиотеках.

Методическая работа, направленная в адрес других библиотек, присуща библиотекам, имеющим в соответствии с Федеральным законом «О библиотечном деле» [11, ст.20] статус центральных библиотек (национальные, краевые, областные, центральные городские и центральные районные библиотеки) – методические центры, призванные оказывать методическую помощь библиотекам в пределах обслуживаемой территории. Для осуществления этой деятельности в структуре центральных библиотек – методических центров выделяются специальные методические  службы. В годы советской власти эта сторона методической деятельности получила название  «методическое руководство» и представляла собой  функцию органов административного руководства библиотечным делом.

Предоставление библиотекам самостоятельности, определенное Федеральным Законом «О библиотечном деле» [11. ст.10], лишающим учредителям права вмешиваться в творческую деятельность библиотек, привело к отказу от методического руководства  как управленческой функции и переходу к методическому обеспечению библиотечной деятельности. При  этом методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь  сети библиотек преследует одну и ту же цель методического обеспечения функционирования  библиотек и библиотечных систем, т.е. оснащение всех направлений, процессов, форм и методов библиотечной работы соответствующими решениями и рекомендациями. Цель методического обеспечения заключается в том, чтобы всемерно помогать библиотекарям делать их работу наиболее разнообразной, помочь каждой библиотеке найти «свое лицо». Его основными направлениями является консультационно-методическая помощь библиотекарям в совершенствовании их деятельности; инновационная деятельность (формирование и освоение библиотечных новшеств); повышение квалификации  и переподготовка библиотечных кадров.

Курсовая работа посвящена рассмотрению основных направлений методического обеспечения. Включает в себя три главы: первая  предоставляет  собой вводную часть к проблематике методической работы, и освещает вопросы развития  библиотек как методических центров в историческом аспекте, рассмотрены основные трансформации методической деятельности к настоящему времени. Вторая глава посвящена  приоритетным направлениям методической деятельности публичных библиотек, дан анализ основному направлению методической работы Муниципального Учреждения Культуры «Алтайская центральная районная библиотека» Республики Хакасия  - повышению профессиональной квалификации. Третья глава дает характеристику личностных и профессиональных качеств библиотекаря – методиста.


1.Методическая деятельность публичных библиотек в контексте истории

 

Появление в чистом виде методического обеспечения  и методических служб следует отнести к периоду новейшей истории. Ранее этого времени  развитие методической деятельности  тесно переплетается  с организацией и управлением библиотеками. Уже трактаты авторов Античности и Средневековья содержат рассуждения – своеобразные «методические рекомендации» о том, какой должна быть библиотека, ее фонды, здание, правила пользования ею. Далее постепенно происходит  оформление библиотеки как самостоятельного  общественного института, с только ей присущими функциями и профессии библиотекаря. Получает свое развитие и библиотечная мысль. Так, труды  мыслителей эпохи Просвещения во многом определили ход развития библиотечного дела  в последующем. Рассуждения Готфрида Вильгельма Лейбница предвосхитили  развития книгоиздательства и межбиблиотечной координации, а Иоганн Вольфганг фон Гете заложил основы системы  документационного обеспечения  библиотечного управления.

До появления библиотечных сетей, отдельные библиотеки выступали в качестве передовых для своего времени, служили своеобразными  профессиональным эталоном  и образцом для подражания другим, были руководством при организации новых библиотек.

19 – начало 20 века стало временем повсеместного масштабного библиотечного дела и появления условий, определяющих возникновение  собственно методической деятельности. Формирование системы  библиотечного дела потребовало законодательного его урегулирования, разработки законов, нормативных актов, создания на высшем государственном  уровне  соответствующих органов управления. Для увеличившегося количества библиотек потребовались библиотечные специалисты, для обучения которых организуется профессиональное библиотечное образование. Одновременно делались попытки  организовать  методическую помощь  друг другу, повысить квалификацию самих библиотекарей. Эта  работа велась в трех основных  направлениях:

1. Создание добровольных профессиональных объединений библиотекарей. Здесь можно назвать общенациональные ассоциации: «Американская библиотечная ассоциация» (1876г.), «Библиотечная ассоциация» в Великобритании (1877г.), «Союз немецких библиотекарей» (1900г.). В дореволюционной России функционировало 24 объединения в Москве, Перми, Калуге, Ялте, Томске и других городах. Наиболее заметную роль играло «Общество библиотековедения» в Петербурге, преобразованное в 1908 г. в самостоятельную организацию из секции библиотековедения «Русского библиологического общества». Общество  было создано, чтобы «способствовать усовершенствованию библиотечного дела в России и содействовать взаимному сближению библиотекарей…», и ставило перед собой три основные задачи: знакомиться с состоянием дел в русских библиотеках, изучать опыт зарубежных библиотек и вырабатывать наиболее целесообразные формы и методы работы библиотек, внедрять их в практику [2, с.186].

2. Проведение крупных библиотечных профессиональных мероприятий (съездов, совещаний, семинаров). Так, вышеупомянутое «Общество библиотековедения» стало инициатором созыва в 1911г. Первого Всероссийского библиотечного съезда, делегаты которого в своих выступлениях отмечали разобщенность библиотекарей  и настойчиво выдвигали идею о необходимости  создания «нормальной» сети библиотек с волостными  и уездными органами для планомерной постановки дела в каждой отдельной библиотеке, с объединяющим губернским центром [2, с.189].

3. Обмен между  библиотеками профессиональной печатной продукцией и издание профессиональных журналов.

Взаимообмен отчетами, обзорами каталогами, правилами, инструкциями и т. д. был одним из основных источников ознакомления с работой других библиотек. Нараставший со временем систематический обмен  библиотечными изданиями позволил отдельным библиотекам в России организовывать в своих фондах отделы литературы по библиотечному делу, а некоторых создавать специальные кабинеты библиотековедения. Пионером в этом деле стал  кабинет при Харьковской общественной библиотеке, созданный в 1903 г. Любовью Борисовной Хавкиной. Возможность профессионального общения  и самообразования предоставляли  и профессиональные журналы. В Америке и  России инициатором профессиональных изданий стали «Американская библиотечная ассоциация» и петербургское «Общество библиотековедения». Журнал «Библиотекарь» отражал различные проблемы теории и практики библиотечного дела  в России и за рубежом, публиковал материалы  о правовом  положении библиотек, состоянии фондов и каталогов статистические сведения и т.д.

Таким образом, характеризуя состояние методической деятельности библиотек до 1917 г., определившего дальнейшие пути развития библиотечного дела, можно говорить о  появлении некоторых ее элементов. Установление межбиблиотечных координационных связей, организация профессионального общения библиотекарей, обмен опытом на основе документальных источников были вызваны  к жизни настоятельной необходимостью в системном развитии библиотечного дела. Несомненно, опыт дореволюционного библиотечного дела сыграл положительную роль при организации системы методического руководства в первые годы советской власти. Надо сказать, что необходимость в методической помощи библиотекам  как нельзя лучше ложилась на идеи  Октябрьской революции. Мысли В.И. Ленина  о создании единой сети библиотек  нашли сове практическое воплощение в подписанном им декрете  «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (1920г.) [2, с.238]. Руководство библиотечным делом в стране осуществлялось  Наркоматом просвещения  и его органами на местах. Постепенно методическими центрами для библиотек становились губернские  и уездные библиотеки. При библиотеках создавались кабинеты и уголки  библиотекаря. Также в 20 – е годы  в стране повсеместно создавались библиотечные объединения, на которые стремились опереться в своей методической работе  губернские и уездные библиотеки [1, с.45]. Начало социалистической индустриализации народного хозяйства  обусловило новый виток  в развитии  методической деятельности. Вся методическая деятельность  библиотек попадает под политический надзор государства. Существенным недостатком методических кабинетов был отрыв от центральных библиотек, ликвидированный Постановлением ЦИК СССР 1934г. «О библиотечном деле в Союзе ССР», в то же время заложившим  командно  - административный характер методической деятельности [2, с.320]. В наркомпросах союзных и автономных республик, краев и областей были созданы библиотечные управления и сектора, в районных и городских отделах народного образования введена должность библиотечного инспектора. Методическая   деятельность  библиотек не прекращалась  и в годы Великой Отечественной войны. В военные годы возросла роль  местных органов  руководства  библиотечным делом: областных библиотек  и их методических кабинетов согласно приказу Наркомпроса РСФСР «О работе массовых библиотек в военное время»[2, с.364]. Принятое  в 1943 новое «Положение  о методическом кабинете библиотечной  работы при областной (краевой, республиканской) библиотеке» расширяло рамки  их деятельности, определив основной задачей кабинетов учет, изучение  и обобщение  опыта работы  как библиотек системы Наркомпроса, так и массовых библиотек других ведомств и организаций.

Важнейшее значение для развития системы методического руководства  в послевоенное время имело создание  в 1950 г. при Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина Научно – методического кабинета  библиотековедения, а затем  придание в 1954г. ГБЛ СССР статуса всесоюзного  методического цента, опиравшегося  на методические отделы  республиканских (краевых, областных) библиотек, которые, в свою очередь, опирались на районные  библиотеки как методические центры для своего региона. Таким образом, была создана стройная система методического руководства массовыми библиотеками. После совещания актива библиотечных работников по вопросам научно – методической и библиографической  работы (1952) в методическое руководство библиотеками включаются  крупнейшие  научные библиотеки: Государственная публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова – Щедрина, Государственная публичная историческая библиотека, Всесоюзная  государственная  библиотека иностранной литературы. С 1954 г. начинает развиваться  сеть областных детских библиотек  как центров методического руководства детскими и школьными  библиотеками [2, с.400-401]. Последовавший далее ряд постановлений  - «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (1959г.), «О повышении роли библиотек  в коммунистическом воспитании трудящихся в научно – техническом прогрессе» (1974г.), «О совершенствовании организационно – методического руководства библиотеками РСФСР» (1979г.) окончательно закрепили систему методической деятельности [1,с.114]. К началу перестройки методическое руководство библиотеками в СССР представляло собой  построенную на основе сочетания административно – территориального  и отраслевого принципов ступенчатую систему, состоявшую  из трех звеньев:

1.высшего – универсальные и отраслевые  государственные библиотеки  общесоюзного и республиканского значения;

2.среднего – областные, краевые, республиканские библиотеки;

3.низового – центральные библиотеки городских и районных централизованных библиотечных систем.

Каркас этой системы  в Российской Федерации был сохранен в реформенные годы до сегодняшнего дня, при этом роль несущей конструкции стали выполнять  центральные  библиотеки  регионов.

 

1.1.Трансформация основных направлений методической деятельности публичных библиотек

 

На протяжении последних двух десятилетий  в профессиональной библиотечной среде  активно обсуждались вопросы: «Какой должна  быть методическая  деятельность?», «Нужно ли методическое руководство библиотеками?», «Каким должен быть методист?». Ключевыми моментами  в дискуссии  являются вопросы  о признании или отрицании взаимодействия управленческой  и методической  деятельности, о соотношении нового и инновационного, поиск путей  перестройки  действовавшей  системы  методического  руководства, определение сущности  и содержания работы методических центров всех уровней. К концу 1990 – х гг. бурные дебаты  о необходимости методической деятельности и функционирования в библиотеках соответствующих служб в основном завершились. На смену полному или частичному неприятию, пришло  осознание  непреходящей  роли методической работы  как катализатора развития библиотечного дела. Большая заслуга  в том, что сфера библиотечной деятельности в начале века переживает своеобразный ренессанс,  принадлежит известным библиотековедам – Б.Н. Бачалдину, А.Н. Ванееву, И.М.Сусловой [5,6,7,14].Они считают, что практика  или содержание методической деятельности предполагает совокупность форм: оказание методической помощи, посещение библиотек, составление методических материалов, организация деятельности системы повышение квалификации библиотечных работников, выявление и распространение передового опыта и т.д. В настоящее время  методическая (как и вся библиотечная) деятельность  в стране  реализуется на трех уровнях: федеральном (общероссийском), региональном (республиканском, областном, краевом) и местном (межпоселенческом и поселенческом). За последние годы общий объем методической работы  федеральных библиотек  по разным причинам заметно сократился. Прежде всего, в связи  децентрализацией  управления культурой и, соответственно, потерей  методическими службами этих библиотек функции передаточного звена  в системе государственного  управления библиотечным делом. В этих условиях региональные  методические центры  - универсальные научные библиотеки субъектов  Российской Федерации обрели свободу  в своей методической работе, взяли на себя  всю полноту ответственности  за научно – методическое обеспечения библиотечного дела в своих регионах. Во всех  субъектах Российской Федерации в течение второй половины 1990 – х годов были приняты собственные законы, регулирующие  библиотечную деятельность. По утверждению Б.Н. Бачалдина: - «некогда единая, десятилетиями базировавшаяся на унифицированной методологии  и технологии методическая служба сегодня проходит путь от централизации к региональному суверенитету, что в настоящей ситуации является закономерным. Вертикальный диктат соответствующих научно – методических центров уступил место горизонтальным, сугубо партнерским отношениям, предполагающим запрос, а не инструктивно – методический циркуляр сверху» [5]. На реформаторской волне 90-х годов изменилась  структура методических служб многих публичных библиотек. Наряду с традиционными методами работы выявляются и новые:  анализ и прогнозирование, социологические исследования, маркетинг, библиотечная технология, автоматизация и др. Общий уровень  методической деятельности  объективно повысило и то, что в пореформенный период у библиотеки  появились широкие возможности для творчества. Федеральный закон «О библиотечном деле» [11, ст.10]  лишает учредителей права вмешиваться в творческую деятельность библиотек, поэтому сегодня профессиональное сознание свободно от штампов, библиотеки стремятся  иметь свой индивидуальный облик и работать с учетом перспектив. Конкретизация методической деятельности потребовала и соответствующей информационной базы, содержащей  не безликие  общие статотчеты, а аналитические   материалы о состоянии, проблемах и потенциале отдельных библиотек в контексте развития библиотечного дела территории.  В результате все большее значение начала приобретать  аналитико-прогностическая  функция методических центров. Таким образом, все происходящие изменение в методической работе к началу 21 века требуют, переосмысления характера потребностей библиотек в методическом обеспечении,  структуры профессиональной деятельности методистов, повышения уровня  профессиональных требований  к методическим кадрам.

Информация о работе Научно - методическая деятельность публичных библиотек