Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа
Совершенствование деятельности библиотек в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы, пришедшим на смену методическому руководству, характерному для управления библиотечным делом в годы советской власти. Изучение вопросов методического обеспечения требует однозначного понимания терминов, используемых в этой сфере библиотечной деятельности.
Введение
1.Методическая деятельность публичных библиотек в контексте истории
1.1.Трансформация основных направлений методической деятельности публичных библиотек
2. Приоритетные направления научно – методической деятельности публичных библиотек
2.1. Повышение профессиональной квалификации в Муниципальном Учреждении Культуры «Алтайская центральная районная библиотека»
3. Профессиональные и личностные качества библиотекаря – методиста
Заключение
Список литературы
Научно – методическая работа включает две самостоятельные составные части. Одна из них это методическая работа в самом коллективе библиотеки, а другая направлена на оказание методической помощи библиотекам сети. Методическая работа в коллективе библиотеки и методическая помощь сети библиотек преследует одну и ту же цель – методическое обеспечение деятельности библиотек и осуществляется на основе единых принципов: научности, активности, рекомендательности, оперативности и дифференцированного подхода [12, с.340]. Методические решения и рекомендации, прежде всего, основываются на принципе научности, это значит, что недопустимо принятие методических решений, не имеющих научно – методического обоснования, экспериментально не проверенных, оторванных от реальной библиотечной практики. Под принципами активности понимается, что методическая помощь не должна быть пассивной, ограниченной выполнением запросов, поступивших от библиотекарей. Методическая помощь должна быть направлена на совершенствование работы библиотек, на внедрение в практику методической работы новых, прогрессивных форм и методов. Большое значение в методическом обеспечении библиотечной деятельности имеет опора на принцип рекомендательности, который подразумевает, что методические решения и рекомендации не могут иметь обязательный и директивный характер. Они являются лишь советами и пожеланиями, и библиотекари имеют право самостоятельно использовать и выбирать для применения только те, которые в наибольшей степени соответствуют их потребностям и условиям. Не менее важным считается принцип оперативности: методическая работа призвана оперативно выявлять недостатки и просчеты в библиотечной деятельности, своевременно оказывать консультационно-методическую помощь, вовремя обеспечивать работу библиотеки методическими рекомендациями. Принцип дифференцированного подхода имеет в виду принятие во внимание специфику той или иной библиотеки, их технологические возможности, уровень подготовки библиотекарей, тех условий, в которых работает библиотека. Методическое обеспечение функционирования публичных библиотек несколько взаимосвязанных направлений: аналитическое, консультационно-методическое, инновационное, повышение квалификации библиотечных кадров. На каждом из них остановлюсь более подробно.
Аналитическая деятельность методического обеспечения направлена на анализ состояния и развития, как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом. Он основывается на методическом мониторинге, т.е. слежением за изменениями в деятельности библиотек системы и в целях определения уровня эффективности их работы и принятия на этой основе методических решений. Объектами методологического мониторинга являются:
- динамика показателей деятельности библиотек;
- движение библиотечных кадров;
- выявление и распространения библиотечных новшеств;
- документальный поток по библиотечному делу.
Оперативное получение этих данных, наблюдение за их динамикой позволяет оценивать состояние и уровень библиотечной деятельности и на этой основе разрабатывать методические рекомендации по совершенствованию работы библиотеки. Источниками получения сведений о работе библиотек являются различная библиотечная документация: планы работы библиотек, статистического и текстового отчета, дневников работы, читательских формуляров, материалов проверок и т.д. Результативным методом анализа является метод непосредственного наблюдения за работой библиотекаря. Наряду с ним используются методы изучения документации библиотеки, беседы с библиотекарями и читателями, анкетный опрос. Основным методом, позволяющим получать и анализировать сведения, является непосредственное ознакомление с работой библиотеки, обследование их деятельности. Обследования бывают фронтальными, когда изучается работа библиотеки по всем участкам ее деятельности, и тематическими, когда исследуется определенное направление в работе библиотеки. Важным методом является анализ библиотечной практики – это анализ работы библиотеки в совокупности содержания, методов и результатов деятельности. В нем используются в сочетании методы количественного и качественного анализов. Количественный анализ – это анализ статистических данных, характеризующих многостороннюю деятельность библиотек. Качественный это анализ содержания, методов и результатов деятельности библиотеки. Этот вид анализа помогает разобраться в массе накопленных фактов, отделить основное, существенное от случайного и малозначного.
Консультационно-методическая помощь библиотекарям это традиционная форма методической помощи. В зависимости от назначения, формы подачи консультации бывают устными, письменными, индивидуальными и групповыми. Основным путем активного консультационно-методического влияния является подготовка, издание и распространение методических рекомендаций. В систему методических изданий для библиотек входят разнообразные по характеру и целевому назначению материалы:
- Методические пособия и практические руководства - имеют своей целью дать библиотекарям советы по различным участкам библиотечной деятельности, подробно изложить методику и организацию работы по этому направлению;
- Методические письма – это консультации по конкретным вопросам библиотечной работы, которые недостаточно освещены в специальной литературе и являются новыми или малоизвестными библиотекарям;
- Методические разработки – это материалы в помощь подготовке и проведению конкретных работ в библиотеке, имеющие целью облегчить труд библиотекаря по самостоятельной разработке методических материалов;
- Инструктивно – методические материалы - дают библиотекарю консультацию по применению на практике тех или иных регламентирующих документов;
Инновационная деятельность - это ведущее направление методического обеспечения работы библиотеки. В ее основу положен поиск, оценка, разработка и применение библиотечные новшеств. В понятие «новшество» включаются новые (неизвестные) или известные, но модернизированные формы и методы библиотечной работы, способствующие ее совершенствованию. Конечно, не каждое новое явление и новая идея может претендовать на определение «новация». Новация должна быть полностью жизнеспособной и отвечать ряду критериев:
- способствовать развитию библиотеки, удовлетворять потребность библиотечной деятельности как системы к поступательному движению вперед;
- новация должна возникать как ответ на решение проблемной ситуации, как способ разрешение противоречий, как выход на качественно иную ступень развития;
- способствовать открытости системы, динамическому развитию всех ее элементов, приводя их в равновесие.
Инновационный процесс состоит из ряда взаимосвязанных этапов. Его началом является изучение библиотечной практики в целях обнаружения потребности в новшестве. Следующим этапом является поиск новшеств, применение которого позволит разрешить то или иное противоречие в библиотечной практике. Источниками выявления новшеств являются как опубликованные материалы (книги, статьи, методические и информационные материалы), так и неопубликованные (информация в Интернете, отчеты о НИР). Ввод новшества в библиотечную практику сопровождается испытанием этого новшества, т. е. ведутся наблюдение за ходом его применения, что дает необходимый фактический материал для анализа работы библиотеки в условиях нововведения. Важным этапом инновационного процесса в библиотеке является создание новшеств. Появление новшеств связано, в первую очередь, с творческой, поисковой деятельностью библиотечных специалистов, нацеленной на поиск практических способов и средств преодоления противоречий в библиотечной практике. Важным в распространении новшеств является работа, направленная на преодоление предубеждения у части библиотекарей к использованию новшеств, психологического сопротивления переменам. В целях активного продвижения в библиотеки наиболее значимых новшеств, прошедших экспериментальную проверку, разрабатываются методические рекомендации по их использованию в библиотечной практике. Одновременно ведется в разных формах (стажировки, практикумы, семинары) обучение библиотекарей. Таким образом, инновационная деятельность включает несколько этапов:
- выбор новшеств для распространения;
- его экспериментальная проверка;
- разработка и распространение рекомендаций по внедрению новшества;
- обучение библиотекарей методике его применения;
- методическая помощь библиотекарям в освоении новшества
Важное направление в методической деятельности занимает повышение квалификации библиотечных работников. Другими словами, методисты реализуют в своей работе и педагогическую функцию. Повышение квалификации имеет целью расширение и углубление профессиональных знаний библиотекаря в соответствии с занимаемой им должностью и функциональными обязанностями. Формы повышения квалификации, используемые в системе методического обеспечения это: семинары, деловые игры, стажировки, практикумы. Немаловажную роль здесь играет и такая форма как профессиональное самообразование библиотекарей. Коллективные формы повышения квалификации, такие как совещания, семинары, «круглые столы» имею много общего. Совещание посвящается обсуждению, какого – либо производственного вопроса, «круглый стол» - дискуссии по какой – либо актуальной библиотечной проблеме. Программа семинара более разнообразна по тематике и формам обучения. Различают следующие виды семинаров: территориальные (областные, районные, межрайонные, городские), которые охватывают разнообразные группы библиотекарей, и семинары, для отдельной категории библиотекарей. Семинары чаще всего бывают периодическими (раз в месяц, раз в квартал). По содержанию семинары разделяют на универсальные (с разнообразной тематикой) и тематические. Если программа семинара рассчитана на всех библиотекарей, то для начинающих работников должны проводиться дополнительные занятия. Более высокой формой повышения квалификации являются научно – практические конференции, цель которых – глубокое изучение библиотечного опыта, его теоретического осмысления и выработка практических рекомендаций. Формами повышения квалификации являются также школы передового опыта – форма практического обучения библиотекарей на базе лучших библиотек; школы молодого библиотекаря, рассчитанные на лиц, не имеющих специального библиотечного образования и, имеющие целью им овладеть основными профессиональными знаниями. В последние годы в практике повышения квалификации все активнее используются методы ситуационного проблемного обучения: деловые или инновационные игры, тренинги, анализ конкретных ситуаций библиотечной практики, направленные на моделирование конкретных производственных ситуаций. Перечисленные формы не заменяют основной формы повышения квалификации – профессионального самообразования библиотекарей.
Деятельность методического отдела МУК «Алтайская ЦРБ» традиционно направлена на содействие улучшения качества облуживания населения, оказание методической, аналитической и практической помощи 16 сельским библиотекам района по всем вопросам библиотечной работы. Это создание условий для развития кадрового потенциала (повышение профессионального уровня кадров); выявление, изучение и обобщение передового опыта, внедрение его в практику работы библиотек; разработка методических материалов и документов. Методический отдел библиотеки имеет неплохое ресурсное обеспечение: компьютер, принтер, сканер, фонд методической литературы, фонд периодической литературы, фонд методических пособий отдела, фонд тематических сценариев, методические картотеки, тематические папки - накопители. Большое внимание в МУК «Алтайская ЦРБ» уделяется повышению профессиональной квалификации библиотекарей. Все мероприятия в системе повышения квалификации проводятся в зависимости от образования, стажа, должностных и функциональных обязанностей работников. Для дифференцированного обучения все сотрудники делятся на группы: начальное образование, малоподготовленные, библиотекари со стажем работы от 5 до 10 лет, специалисты – стажисты, учащиеся заочники Абаканского музыкального колледжа по специальности «библиотековедение» и Канского библиотечного техникума. Основной формой работы по повышению квалификации являются семинары, которые, в основном, направлены на получение профессиональных знаний, изучение передового опыта коллег и на общение с представителями других организаций и учреждений. Семинарские занятие проводятся по наиболее актуальным темам, обсуждаемым библиотечным сообществом на страницах библиотечной печати: «Гражданское и патриотическое воспитание в работе библиотек», «Чтение и творчество: читатель в современной библиотеке», «Трудовое воспитание и профориентационная работа библиотек». Особый интерес у сельских библиотекарей вызывают практические занятия, деловые и моделирующие игры, т.е. те формы и методы, которые позволяют заниматься самостоятельно под руководством специалистов Центральной библиотеки. Так, например, на семинаре практикуме «Библиография – дело серьезное», библиотекари не только слушатели консультации специалистов Центральной библиотеки, но и приняли участие в тестировании «Что мы знаем о библиографических пособиях» и в деловой игре «Издаем библиографическое пособие». На семинаре - тренинге «Программно – проектная деятельность библиотек» присутствующие приняли участие в моделирующей игре по составлению тематических планов работы, а затем их защищали. В последнее время в методической работе стала использоваться такая форма как тестирование. Тесты составляются для проверки знаний молодых специалистов. Для сотрудников библиотек района проводятся Дни самообразования, где библиотекари самостоятельно работают с методическими картотеками, профессиональными журналами, сборниками сценариев, готовятся к массовым мероприятиям. Это форма работы развивает у библиотекарей (особенно молодых) привычку самостоятельной работы с печатными профессиональными журналами, умение находить нужную информацию из большого объема методических материалов, самостоятельно разрабатывать сценарии мероприятий и проекты.
Информация о работе Научно - методическая деятельность публичных библиотек