Научная культура Западной Европы XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:40, реферат

Описание работы

Основным критерием выбора темы реферата «Научная культура Западной Европы XIX века» является моя личная заинтересованность в разработке данного вопроса, т.к. немаловажным фактором окультуривания науки «золотого века» заключается в придании гласности (публичности) научным открытиям. Представляя данное исследование, я довольно подробно изучил тематический материал, изложенный в научной и публицистической литературе, а также в интернет-изданиях.
Целью моего реферата является изучение развития естествознания XIX в. и выяснение как постепенное и неуклонное накопление данных для установления идеи закономерного развития, идеи всеобщей взаимосвязи явлений объективного мира и его материальности повлияло на дальнейшую научную культуру. Предшествующий период был периодом аналитическим, когда ученые, изучая природу, «рассекали ее на части». В рассматриваемую эпоху углубляется знание этих частей, познаются их внутренние связи с тем, чтобы затем синтезировать их и установить единство мира в пространстве и времени.

Содержание

Введение…………………………………………………………….……….……….3
1. Основные черты, социально-экономические процессы и система научных ценностей западноевропейской культуры XIX в……………………..………...…5
2. Научная культура Западной Европы XIX века……………………………………7
2.1Математика………………………………………………………………………….7
2.2 Астрономия…………………………………………………………………………9
2.3 Механика…………………………………………………………………………..12
2.4 Термодинамика……………………………………………………………………15
2.5 Электричество, магнетизм………………………...……………………………...16
2.6 Химия………………………………………………………………………………19
2.7 Геология……………………………………………………………………………22
2.8 Биология…………………………………………………………………………...24
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Титульный лист.docx

— 63.64 Кб (Скачать)

    Основоположником  катастрофизма был французский  естествоиспытатель Жорж Кювье (1769—1832). Гипотеза катастроф, отрицавшая непрерывно-поступательный процесс развития земного шара, легко  укладывалась в рамки библейского  объяснения явлений природы, а потому оказала 
вредное влияние на правильное понимание хода геологической истории 
Земли. Справедливую оценку катастрофизма дал Ф. Энгельс. Он писал: 
«Теория Кювье о претерпеваемых землей революциях была революционна 
на словах и реакционна на деле. На место одного акта божественного творения она ставила целый ряд повторных актов творения и делала из чуда 
существенный рычаг природы». 

    Еще до распространения теории катастроф  возникло новое направление в естествознании, представители которого исходили из идеи эволюционного развития природы. Эволюционные идеи в естествознании высказывались еще М. В. Ломоносовым в середине XVIII в. В начале XIX в. наиболее известным ученым, много сделавшим для признания эволюционных представлений, был француз Ж. Б. Ламарк (1744—1829).

    В 1830—1833 гг. появилась книга «Основы  геологии» Чарльза Лайеля (1797—1875) — английского геолога. Это сочинение  сыграло выдающуюся роль в геологии, утвердив в этой науке идеи эволюционизма. Лайель доказал, что для объяснения изменений земной поверхности нет  никакой необходимости прибегать  к явлениям, исключительным по масштабу,— к  катастрофам. Самые обыкновенные геологические факторы, действующие повседневно, такие, как ветер, дожди, реки, морской прибой, ледники, вулканы, землетрясения, за многие миллионы лет геологической истории могли произвести сами по себе огромные изменения на земной поверхности.

    Лайель  доказал, что в современную эпоху  геологические процессы протекают  с той же интенсивностью, как и  в минувшие геологические времена. Ф. Энгельс так оценил учение Лайеля: «Лишь Лайель внес здравый смысл в геологию, заменив внезапные, вызванные капризом творца, революции постепенным действием медленного преобразования земли»1. Показав, что ныне действующими факторами можно объяснить все события, зафиксированные в геологической летописи, Лайель способствовал преодолению реакционной гипотезы катастрофизма.

    К началу второй половины XIX в. в геологии прочно утвердились прогрессивные  эволюционистские представления, чему способствовали труды английского  ученого Ч. Дарвина.

    2.8 Биология

    Наиболее  полно эволюционные идеи нашли отражение  в развитии биологии первой половины XIX в. Среди великих открытий, сделанных в этот период, особенно большое значение Ф. Энгельс придавал открытию клетки и созданию Дарвином эволюционной теории, указывая, что благодаря этим открытиям «познание взаимной связи процессов, совершающихся в природе, двинулось гигантскими шагами вперед...»

    В 50-х годах XIX в. в биологии получила большое распространение так называемая клеточная теория. Согласно этой теории в основе строения и развития животных и растительных организмов лежит клетка — одна из форм организации живого вещества.

    Основателями  клеточной теории являются немецкие ученые биолог Теодор Шванн (1810—1882) и  ботаник Матиас Шлейден (1804—1881). Их исследования, относящиеся к 1838 и 1839 гг., показали, что как животные, так и растения целиком построены из клеток. В дальнейшем трудами многих ученых в различных странах было доказано сходство строения и происхождения животных и растительных клеток.

    Таким образом, клеточная теория установила единство принципа строения и развития всех многоклеточных организмов и тем  самым стала основой для учения о развитии единой живой природы. Клеточная теория явилась одним  из первых биологических обобщений, на котором затем основывалось учение об эволюции всего органического  мира.

    Основоположником  эволюционной теории был великий  английский ученый Чарльз Дарвин (1809—1882). В 1859 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». В ней Дарвин изложил основные положения своего учения, которое явилось результатом всего предшествующего развития научной мысли и исследований живой природы.

    Дарвин  имел многочисленных предшественников в разных странах Европы. Из русских  ранних предшественников Дарвина самым  выдающимся был профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814—1858). Он, как и Ламарк, пришел к выводу, что медленные изменения внешней среды являются основными факторами эволюции органического мира.

    Опираясь  на опыт сельскохозяйственной практики своего времени, на свои научные наблюдения и на наблюдения других натуралистов, Дарвин впервые твердо установил в биологической науке факт изменяемости видов.

    Основное  в учении Дарвина — теория естественного  отбора. Согласно этой теории, виды с  их относительно целесообразной организацией создавались и создаются путем отбора и накопления свойств, наиболее благоприятных для выживания организмов в данной среде. Дарвин указывал, что изменчивость вызывается действием условий жизни, а также упражнением или неупражнением органов. Накапливать изменения возможно лишь в том случае, если они наследуются. Склонностью к передаче по наследству обладают все изменения независимо от степени их полезности. Но прочно удерживаются лишь те изменения, которые способствуют выживанию организма в данных жизненных условиях. В тех случаях, когда причина, вызывающая изменения, продолжает действовать длительное время, изменения не только накапливаются, но и усиливаются в том же направлении. Постепенные, подчас незаметные изменения организмов, накапливаясь в течение длительных исторических периодов, приводят к появлению новых разновидностей в пределах вида. Продолжая изменяться в том же направлении, разновидности постепенно переходят в подвиды и наконец обособляются в новые виды.

    Открытие  Дарвином движущих сил исторического  развития живой природы (естественный отбор) сыграло исключительно большую  роль в биологической науке. Несмотря на то, что теория Дарвина не была с начала и до конца выдержана в духе строгого материализма, она все же явилась прочным фундаментом, на котором к концу XIX в. трудами многих ученых было построено стройное научное материалистическое учение об историческом развитии живой природы. О книге Дарвина «Происхождение видов» В. И. Ленин писал: «...Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними...» Подобно тому, как открытие Д. И. Менделеева было вершиной в развитии химической науки всего предшествующего периода, так и учение Дарвина было замечательным итогом всех научных исканий биологов до него. Естественно поэтому, что с его именем связана целая эпоха в развитии биологии.

    Таким образом, естествознание теснейшим  образом связано с материальным производством и в процессе своего развития ставит, решает и теоретически осмысливает задачи и проблемы, выдвинутые практикой. С другой стороны, естествознание опирается и на важнейшие теоретические достижения предшествующего периода.

    Изучение  частей природы и их взаимной связи  на известной стадии приводят в конце  концов к преодолению искусственного разрыва между ними и к познанию их внутренней связи и единства. Замечательным примером является развитие химии. Углубленное изучение количественных и качественных характеристик отдельных химических элементов и их взаимной связи приводит Д. И. Менделеева к открытию периодического закона, к установлению периодической системы элементов. Спектральный анализ, открытый Бунзеном и Кирхгофом и нашедший в науке самое широкое и разностороннее применение, открыл перед экспериментальным и теоретическим естествознанием новые перспективы. Следует отметить, что деятельность ученых принимает все более и более интернациональный характер: достижения ученых одной страны становятся достоянием ученых других стран. Это значительно облегчает и ускоряет исследовательскую работу в теоретическом и экспериментальном естествознании и в свою очередь способствует познанию связей между явлениями природы. Особенно важны теоретические результаты рассматриваемого периода в области изучения органического мира. Исторический метод наиболее рельефно проявился в учении Чарльза Дарвина.

    Достижения  науки выдвинули ряд теоретических  проблем, решение которых имело  важнейшее значение для дальнейшего  развития естествознания. Главная из них — идея развития, которая стала в центре внимания философии первой половины XIX в. В лице Гегеля идеалистическая философия пыталась свести идею закономерного развития к спекулятивно-абстрактной связи понятий, игнорируя их реальное содержание. Такое умозрительное толкование идеи развития, сформулированное Гегелем как идеалистическая диалектика, не соответствовало не только уровню науки XIX в., но противоречило самому содержанию и тенденции науки и ее развитию, которые базировались на доказуемой и объективной достоверности знаний. Умозрительность гегелевской диалектики рельефнее всего выступает в его натурфилософии, где Гегель отвергает мысль о возможности развития в природе. Это противоречило всем основным достижениям науки XIX в. Идеалистическая философия оказалась не в состоянии решить теоретические проблемы естествознания. И если учесть, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы и, значит, имеют силу также и для теоретического естествознания», то можно сказать, что идеалистическая философия оказалась неспособной содействовать развитию науки.

    Материалистическое  решение вопроса о закономерности развития природы и общества было дано основоположниками диалектического  материализма Марксом и Энгельсом. Рассматривая законы диалектики как действительные законы развития природы, Маркс и Энгельс на основе глубокого анализа и обобщения достижений естественных и прежде всего общественных наук своего времени сумели научно сформулировать тенденцию развития науки и тем самым показать перспективы ее дальнейшего развития. Поэтому созданное ими материалистическое учение — диалектический материализм — стало мощным теоретическим оружием для дальнейшего развития естествознания. Марксистская философия, основные положения которой были сформулированы в середине XIX в., была итогом всего предшествующего развития науки.

    Наряду  с указанными главными направлениями  в философском освещении проблем естествознания существовали и вульгарно-материалистические (Фохт, Молешотт) и особенно позитивистские (Кант) концепции, искажавшие существо методологии естественнонаучного исследования и его научное содержание и значение.

    Рассматриваемый период явился одним из важнейших  этапов в формировании современной материальной и духовной культуры. Бурное развитие естествознания имело огромное влияние на рост производительных сил общества и открыло широкие возможности для умножения материальных богатств общества. Однако утвердившиеся в этот период капиталистические отношения сковывали этот процесс, не давая ему развиваться в полную силу. Это в свою очередь тормозило развитие естествознания или на долгие годы делало бесплодными многие замечательные достижения ученых, лишив их необходимой экспериментальной базы и широких возможностей практической реализации своих идей и открытий. В этом особенно ярко проявилась связь между развитием естествознания и уровнем развития промышленного производства в каждой стране.

    Заключение

    В целом культура Западной Европы в XIX в. складывалась как культура индустриального  общества со всеми присущими ей характеристиками и оказала влияние на дальнейшее его формирование.

    Научной революции XIX в. предшествовали выдающиеся открытия в науке XVII—XVIII вв. и становление  ее как социального института. Благодаря  трудам Н. Коперника, Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р.Декарта, И. Ньютона, И. Кеплера сформировалась новая картина мира. Появление  экспериментального знания и рационалистического  типа мышления способствовало последующему ее упорядочиванию в XIX в. Она становится научной системой, изучающей процессы происхождения и развития предметов  явлений, организмов и их связей. Принципиально  новым являлось утверждение идеи развития и принципа взаимосвязи  в природе, т. е. к появлению принципов  диалектики в научном исследовании. Научный эксперимент в механике привел к установлению связи науки  и производства. На базе механики, физики и математики разрабатывалась техника  и технология.

    Наука XIX в. ознаменована революцией в химии. Открытия в этой области привели  к появлению химической статистики Дж. Дальтона, который показал, что  каждый элемент природы составляет совокупность атомов, строго одинаковых между собой и обладающих единым атомным весом. Благодаря этой теории в химию проникли идеи системного развития процессов. И. Берцелиус открывает  закон кратных отношений и  распространение его на органические вещества, что помогло установить наличие связи между предметами органического и неорганического  мира. В 1828 г. Ф. Вёллер разработал процесс  получения мочевины из неорганических веществ, что подтвердило на практике эту связь. Благодаря получению  неорганическим путем таких соединений, которые до того времени вырабатывались только живыми организмами, было доказано, что законы химии имеют ту же силу для органических тел, что и неорганические.  

    Важным  открытием XIX в. является закон о  клетке и клеткообразовании Т. Швенна и М. Шлейдена, создавших клеточную  теорию и указавших на единство клеточной  структуры растений и животных в 1838—1839 гг.

    Идеи  М. Ломоносова о сохранении и превращении  энергии были закреплены открытиями Р. Мейера, Дж. Ленца, У. Грова. Закон  был открыт в разных сферах природы. В основе открытия этого закона лежало признание единства количественных и качественных сторон движения материи. Его по праву можно считать  вторым великим открытием XIX в.

Информация о работе Научная культура Западной Европы XIX века