Народные семейно-бытовые обряды в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубить знания по предмету «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………...

ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.

1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..

1.2.Типология обрядов……………………………………………………..

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.

2.1. Родильный обряд……………………………………………………

2.2. Свадебный обычай в истории Руси.

2.2.1. Знакомство…………………………………………………………..

2.2.2. Сватовство……………………………………………………………..

2.2.3. Смотрины……………………………………………………………

2.2.4. Сговор………………………………………………………………….

2.2.5. Девичник…………………………………………………………………

2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….

2.2.7. Венчание……………………………………………………………..

2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………

2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

«Народные семейно – бытовые обряды в России»..doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Под голову усопшего кладут  подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия – во свидетельство веры Церкви, что умерший находится под покровом Христа.

     Гроб перед положением тела  окропляют святой водой, можно  окадить его ладаном. Обычно его ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи, если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один у головы, другой у ног и два по обеим сторонам гроба.

     Класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные случаи суть пережитки язычества.

     Сразу после омовения и облачения  покойного священник или кто-то  из родственников читает канон,  который называется «Последование  по исходе души от тела»  из молитвослова. «Последование»  читается от лица усопшего с той целью, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом.

     Незадолго до выноса гроба  из дома над телом умершего  еще раз читается «Последование  по исходе души от тела»7. Прощаются с покойным, подходя поочередно, целуют икону. Членам семьи умершего дарят несколько суровых ниток, а близкой родне вещи покойного. Гроб из дома выносят на руках, но на кладбище обязательно везут, так как нести не принято. Членам семьи, особенно детям, запрещается выносить гроб.

     После выноса тела близкие  должны сесть на то место,  где обычно сидел умерший. Делается  это с той целью, чтобы не  бояться потом покойного, чтобы  он не «казался». Также ощупывают  ноги или пятки покойного, приносят  домой с могилы немного земли. Страх перед покойником стал причиной происхождения и такого древнего обычая, как разбрасывание похоронной процессией еловых или пихтовых веток. Да и обычай ставить тяжелые надгробия на могилы – это тоже отголоски суеверия, дошедших к нам из далекой древности, когда места погребения отгораживались и заваливались тяжелыми камнями , чтобы мертвецы не смогли выбраться наружу. 

     Определенного часа для похорон  не существовало. Но повсеместно  принято было хоронить или  рано утром, или после полудня, но обязательно до захода солнца.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение. 

    Изучив  данную тему, я по ближе познакомилась  с обрядами русского народа. Мной были изучены семейно – бытовые  обряды, которые в свое время несли  важную роль в жизни общества. Очень жаль, что нынешнее поколение стали забывать обряды. Однако найти действенные средства и методы привлечения детей, молодежи, взрослого населения к традиционным формам обрядов можно и необходимо, так как и ритуалы и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, нашей культуры, нашего быта - всего, без чего мы не полные, не цельные. И, безусловно, прав был Д.К. Зеленин, когда говорил, что «в истории обряда форма меняется, а функции при этом часто остается, хотя иногда и перетолковывается на иной лад»..

      Конечно, многие из изученных мной обрядов существуют и по сей день, но они претерпели видоизменения и уже не несут собой столь важной и значимой роли.

     Данные  материалы курсовой работы могут быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса. Если уже в начальных классах приобщать к народной культуре (именно в начальных классах идет формирование и развитие личности ребенка), то можно воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции, обряды, обычаи  России. 
 
 
 
 
 
 

 

Список литературы. 

  1. Арчажникова Л.Г., Скопцова Т.Ф. Русский фольклор.//Вестник  ЧГПУ им. И.Я.Яковлева. №5(10). – Чебоксары, 1999г. С.80.
  2. Балашов Д.М., Марченко Ю.И. Русская свадьба, «Современник», 1985г.
  3. Воровинов А.В. В круге жизни: семейные праздники, обычаи обряды, Пермь, 1993.
  4. Некрасова М.А. Народное искусство России. – Москва: Советская Россия, 1983.
  5. Логинов К.К. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
  6. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. Москва, 1996.
  7. Русское народное поэтическое творчество. Учебное пособие для филологических факультетов педагогических институтов. Под ред. Профессора Н.И.Кравцова. – Москва: Просвещение, 1971.

Информация о работе Народные семейно-бытовые обряды в России