Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубить знания по предмету «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.
Введение…………………………………………………………...
ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.
1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..
1.2.Типология обрядов……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.
2.1. Родильный обряд……………………………………………………
2.2. Свадебный обычай в истории Руси.
2.2.1. Знакомство…………………………………………………………..
2.2.2. Сватовство……………………………………………………………..
2.2.3. Смотрины……………………………………………………………
2.2.4. Сговор………………………………………………………………….
2.2.5. Девичник…………………………………………………………………
2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….
2.2.7. Венчание……………………………………………………………..
2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………
2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УДМУРТСКИЙ
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ТЕМУ:
«Народные
семейно – бытовые обряды
в России».
Выполнила: студентка 3тт
Чазова А.Н.
Проверила:
Демус О.И.
Ижевск, 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.
1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..
1.2.Типология обрядов……………………………………………………..
ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.
2.1. Родильный обряд………………………………………
2.2. Свадебный обычай в истории Руси.
2.2.1. Знакомство……………………………………………………
2.2.2. Сватовство……………………………………………………
2.2.3. Смотрины…………………………………………………………
2.2.4. Сговор………………………………………………………………
2.2.5. Девичник…………………………………………………………
2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….
2.2.7. Венчание…………………………………………………………
2.3. Рекрутский обряд……………………………………
2.4. Похоронный обряд……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер.
Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции, обряды, обычаи России.
Семейно – бытовые обряды являются частью этой народной культуры. Они также подвергнуты исчезновению. Уже сейчас молодое поколение не знает многих обрядов, не знают их суть, значение. А ведь эти обряды играли важную роль в жизни общества.
Целью курсовой работы
Объектом
исследования курсовой работы является
возрождение и развитие народных
традиций России.
ГЛАВА 1.
СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ: ПОНЯТИЕ
И ТИПОЛОГИЯ.
1.1. Понятие,
возникновение и значение обрядов.
Обряды и праздники это многогранное общественное явление, отражающее как жизнь каждого человека, так и общество в целом. Это особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней.
Обряд – это совокупность установленных действий, в которых воплощаются религиозные представления или бытовые традиции. Это способ передачи определенных идей и представлений в символической форме.
Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.
В
старом крестьянском быту (ровно как
и в современном) жизнь человека
развивалась циклично – рождение, взросление,
свадьба, рождение детей, старость, смерть.
В связи с этим возникли семейно – бытовые
обряды. Их появление было связано с
потребностью у населения оберегающих
действий от злых духов. Также обряды были
направлены на выздоровление,
1.2.Типология
обрядов.
Появление
семейно-бытовых обрядов
Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.
Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян.
Рекрутские обряды возникли в связи с тем, что крестьяне уходили на военную службу на 25 лет. Они были направлены на то, чтобы рекруты прощались с родителями, которых могли больше не увидеть, с невестами, с друзьями, с привычным укладом жизни.
Похоронные
обряды направлены на то, чтобы душа
усопшего предстала пред Богом в
чистоте и непорочности, а также,
чтобы покойный не «беспокоил» живых.
ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно
– бытовые обряды русского народа.
2.1 Родильный
обряд.
«Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает. Все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту»1.
Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца.
Основной смысл родильных обрядов заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, подвергнуть их магическому «очищению», повлиять благоприятным образом на будущую судьбу, наконец, совершить символический акт приобщения его к семейному коллективу.
В России покровительницами
По внешнему виду беременной
старались определить пол
Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет свой округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, и живот ее принимает острую форму «тычком», то родится мальчик.
В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась.
В гельветических хрониках
Женщинам в положении также
не рекомендовалось глядеть на
огонь – у ребенка будет
родимое пятно; находиться на
кладбище и перекрестке;
Для защиты от нечистой силы носили обереги – красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.
По наступлении родов женщина
прощалась с домочадцами и
оставалась только с бабкой-
При рождении девочки воду после первого купания часто выливали в малинник, т.к. малина у славян символизировала красоту. После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: «Калач на сосок, да мыла кусок». Почетное место на празднестве по праву принадлежало бабке - повитухе. За услуги роженица делала повитухе какой-либо подарок: фартук, платок, мыло и т.п.
Информация о работе Народные семейно-бытовые обряды в России