Народные семейно-бытовые обряды в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является углубить знания по предмету «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………...

ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.

1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..

1.2.Типология обрядов……………………………………………………..

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.

2.1. Родильный обряд……………………………………………………

2.2. Свадебный обычай в истории Руси.

2.2.1. Знакомство…………………………………………………………..

2.2.2. Сватовство……………………………………………………………..

2.2.3. Смотрины……………………………………………………………

2.2.4. Сговор………………………………………………………………….

2.2.5. Девичник…………………………………………………………………

2.2.6. Свадебный день…………………………………………………….

2.2.7. Венчание……………………………………………………………..

2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………

2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

«Народные семейно – бытовые обряды в России»..doc

— 151.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ, ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ

УДМУРТСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ» 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ТЕМУ:

«Народные семейно – бытовые обряды в России». 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: студентка 3тт

                  Чазова  А.Н.

                  Проверила: Демус О.И. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Ижевск, 2010

 

Содержание

Введение…………………………………………………………...

ГЛАВА 1. Семейно – бытовые обряды: понятие и типологии.

1.1Понятие, возникновение и значение обрядов……………………..

1.2.Типология обрядов……………………………………………………..

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно-бытовые обряды русского народа.

2.1. Родильный обряд……………………………………………………

2.2. Свадебный обычай  в истории Руси.

2.2.1. Знакомство…………………………………………………………..

2.2.2. Сватовство……………………………………………………………..

2.2.3. Смотрины…………………………………………………………

2.2.4. Сговор………………………………………………………………….

2.2.5. Девичник…………………………………………………………………

2.2.6. Свадебный  день…………………………………………………….

2.2.7. Венчание……………………………………………………………..

2.3. Рекрутский обряд……………………………………………………

2.4. Похоронный обряд……………………………………………………..

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………… 
Введение. 

     Народная  культура – это многовековой концентрированный  опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

     Однако  в силу многих причин большая часть  духовного наследия и предметов  материальной народной культуры оказались  утрачены. Процесс безвозвратной  потери этого народного достояния  продолжается и в наши дни. Создается  критическая ситуация, при которой  мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными  традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер.

     Актуальность  избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях  поисков  истоков духовного возрождения  России  важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции, обряды, обычаи  России.

    Семейно – бытовые обряды являются частью этой народной культуры. Они также подвергнуты исчезновению. Уже сейчас молодое поколение не знает многих обрядов, не знают их суть, значение. А ведь эти обряды играли важную роль в жизни общества.

      Целью курсовой работы является  углубить знания по предмету  «Социально-культурная деятельность». Также, выбрав данную тему, мной была поставлена цель: изучить подробнее и углубить свои знания  семейно – бытовых обрядов, которые существуют в России.

    Объектом  исследования курсовой работы является возрождение и развитие народных традиций России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СЕМЕЙНО-БЫТОВЫЕ ОБРЯДЫ: ПОНЯТИЕ  И ТИПОЛОГИЯ. 

1.1. Понятие, возникновение и значение обрядов. 

    Обряды  и праздники это многогранное общественное явление, отражающее как  жизнь каждого человека, так и  общество в целом. Это особый вид человеческой деятельности, выражающий гармонию человека и общества или стремление к ней.

    Обряд – это совокупность установленных  действий, в которых воплощаются  религиозные представления или  бытовые традиции. Это способ передачи определенных идей и представлений в символической форме.

   Корни большинства народных праздников уходят во времена язычества. Несмотря на тысячелетнее усилие православной церкви по их искоренению, многие из древних обрядов и ритуалов сохранились в народной традиции до наших дней. Часть таких обрядов церковь умело приспособила к своим праздникам, а отдельные народные праздники стали частью или продолжением церковных праздников.

   В старом крестьянском быту (ровно как  и в современном) жизнь человека развивалась циклично – рождение, взросление, свадьба, рождение детей, старость, смерть. В связи с этим возникли семейно – бытовые обряды. Их появление было связано с  потребностью у населения оберегающих действий от злых духов. Также обряды были направлены на выздоровление,  
 
 
 
 
 
 
 

    1.2.Типология  обрядов. 

   Появление семейно-бытовых обрядов предопределено циклом человеческой жизни. Они подразделяются на родильные, свадебные, рекрутские и похоронные.

   Родильные обряды стремились оградить новорожденного от враждебных мистических сил, а также предполагали благополучие младенца в жизни. Совершалось ритуальное омовение новорожденного, здоровье младенца заговаривалось различными приговорами.

   Свадьба – сложный ритуал, состоящий из обрядовых действий и обрядовой  поэзии, выражающий хозяйственные, религиозно-магические и поэтические воззрения крестьян.

   Рекрутские  обряды возникли  в связи с  тем, что крестьяне уходили на военную службу на 25 лет. Они были направлены на то, чтобы  рекруты прощались с родителями, которых могли больше не увидеть, с невестами, с друзьями, с привычным укладом жизни.

   Похоронные  обряды направлены на то, чтобы душа усопшего предстала пред Богом в  чистоте и непорочности, а также, чтобы покойный не «беспокоил» живых. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Наиболее значимые семейно – бытовые обряды русского народа. 

2.1 Родильный  обряд. 

     «Во всех концах дома было разлито и владело всеми то же чувство, которое испытывала княжна Марья, сидя в своей комнате. По поверью, чем меньше людей знают о страданиях родильницы, тем меньше она страдает. Все старались притворяться незнающими, никто не говорил об этом, но во всех людях, кроме обычной степенности и почтительности хороших манер, царствовавших в доме князя, видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в данную минуту»1.

      Рождение человека – огромное событие для семьи, ожидаемое с радостью, надеждой и страхом. Еще задолго от разрешения родительницы от бремени молились за благополучный исход родов и желали заранее узнать пол и хотя бы отчасти будущую судьбу младенца.

      Основной смысл родильных обрядов заключался в стремлении обеспечить безопасность новорожденного и роженицы, подвергнуть их магическому «очищению», повлиять благоприятным образом на будущую судьбу, наконец, совершить символический акт приобщения его к семейному коллективу.

      В России покровительницами рожениц  считались святая Анастасия Узоразрешательница  и святая Анна, в день памяти  которой(22 декабря) беременным полагалось  поститься и запрещалось заниматься какой-либо работой.

      По внешнему виду беременной  старались определить пол младенца. Такие бытовали приметы-наблюдения: если первые три месяца беременности  легки – родится мальчик, тяжелы  – девочка; плод – на правой  стороне, если мать, сидя, протягивает ногу; коли хорошо ест всякую пищу – родится мальчик; если же охотно слушает песни, выставляет левую ногу, плод в левом боку и причуд много – девочка. Мать левой ногой выступает – мальчик родится, правой – девочка.

       Если беременная полнеет или на вопрос, кого она ждет, конфузится, и ее живот во время беременности не изменяет свой округлой формы, то родится девочка. Наоборот, если она не смущается, когда ее спрашивают, и живот ее принимает острую форму «тычком», то родится мальчик.

       В старину считали также, что беременной следует избегать всего неприятного и безобразного. Не рекомендовалось глядеть на животных или уродов, которых она часто видела или пугалась.

       В гельветических хрониках Семпта  рассказывается, как одна римлянка, находившаяся в связи с папой Мартином 4, родила сына «мохнатого, как волчонок, с длинными, как у хищного зверя, когтями». Объясняла она это тем, что у папы было много картин, изображавших различных животных. Во Франции существовала своя версия воздействия на плод: беременным женщинам рекомендовалось посещать Французский институт и смотреть на того ученого, чье поприще она желает избрать будущему дитя. У русских рекомендовалось смотреть на месяц, а не на звезды, и уж как-нибудь постараться, чтобы ребенок не родился в день архангела Гавриила(8 апреля), иначе будет уродлив. А уж зачатие в Пост…Можно смеяться над всеми суевериями, но смотреть на цветы, произведения искусства, слушать классику и читать книги, создающие хорошее настроение, будущим мамам явно не помешает.

     Женщинам в положении также  не рекомендовалось глядеть на  огонь – у ребенка будет  родимое пятно; находиться на  кладбище и перекрестке; выходить  из дома после захода солнца; подходить к строящемуся дому, расчесывать волосы по пятницам; сидеть на пороге дома, на полене и переступать через него. Нельзя есть тайком – ребенок будет вором, есть на ходу – вырастет плаксивым, угощаться заячьим мясом – быть чаду пугливым. А чтобы не родилась двойня – нельзя вкушать сдвоенные плоды.

   Для защиты от нечистой силы носили обереги – красные шерстные нитки, лоскутки и пучки разноцветной пряжи, которые завязывали вокруг пальца, руки, шеи, пояса.

     По наступлении родов женщина  прощалась с домочадцами и  оставалась только с бабкой-повитухой.  Для облегчения страданий развязывали все узлы на одежде и расплетали косу, отпирали в доме все замки и ящики. Если женщина сильно и долго мучалась, зажигали венчальные свечи перед образами, трижды водили вокруг стола, а мужа заставляли песок боронить. Иногда, чтобы ускорить разрешение от бремени, домашние неожиданно пугали роженицу, крича под окном «Горим! Пожар!». Если женщина мучалась родами двое - трое суток, просили священника отслужить молебен2.      После благополучного окончания родов повивальная бабка обрезала и завязывала пуповину у ребенка и обмывала его. Когда новорожденного купали в первый раз, в воду клали серебряные деньги для обеспечения богатства в будущем.

    При рождении девочки  воду  после первого купания часто  выливали в малинник, т.к. малина  у славян символизировала красоту. После купания мальчика вода выливалась на перекресток дорог – на счастье. Существовал обычай принимать новорожденного в отцовскую рубаху, чтобы отец любил, и класть на косматый тулуп, чтобы был богат. Ребенка первому передавали отцу, который сам клал его в люльку и как прилюдно признавал своим детищем. В зажиточных семьях устраивались родильные столы, а крестьяне приготовляли особое пиво. Родильнице преподносили гости подарки, обычно деньгами, при этом приговаривали: «Калач на сосок, да мыла кусок». Почетное место на празднестве по  праву принадлежало бабке - повитухе. За услуги роженица делала повитухе какой-либо подарок: фартук, платок, мыло и т.п.

Информация о работе Народные семейно-бытовые обряды в России