Народная культура средневековья и возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 — 149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры.

Содержание

Введение.....................................................................................................................с.3
Народная культура средневековой западной Европы...........................с.5
I.I. Героический эпос.......................................................................................с.5
I.II. Фольклор западноевропейских народов..................................................с.12
I.III. Народная смеховая культура....................................................................с.15
II. Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума ..................................................................с.19
III. Гуманизм Возрождения.............................................................................с.21
IV. Список использованной литературы........................................................с.26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.96 Кб (Скачать)

Любовь возвышенна, когда  в союзе двух

Пред высотой души она  благоговеет.

Любовь низка, когда ничтожен дух,

И низок мир того, кто  избран ею.

Дарят покой и прогоняют  страх 

Часы любви. Но ты отмечен, если

Природа мудро держит на весах 

Любовь и дух в прекрасном равновесьи. [2], 428 с.

Культуру Возрождения  создавали бюргерство, от которого вела свое происхождение ранняя буржуазия, дворянство, основой которого было средневековое рыцарство, городская интеллигенция. Сотрудничество этих социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Гуманизм Возрождения.

Новое мировоззрение, возникшее  в эпоху Возрождения, принято  называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные черты гуманизма  присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм был  объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что человек  объявляется критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Такой взгляд предполагал самопознание человека. Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве главного орудия познания. Фактически это означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма — вера во всеобщий и бесконечный прогресс. Наконец, поэтизация человека и всего человеческого влекла за собой эстетическое восприятие действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая, что человек создан по образу и подобию Бога, вместе с тем утверждал право человека на безграничное творчество. Именно в творчестве, считали гуманисты, должно прежде всего проявляться подобие человека Богу. Творчество Возрождения было направлено прежде всего на человека. Самопознание и самосозидание человека — таковы главные идеи возрожденческого гуманизма. Какой смысл, спрашивал, например, один из первых гуманистов Италии Франческо Петрарка (1304—1374), знать природу зверей и не знать природы человека, не знать, для чего мы существуем, откуда пришли и куда направляемся. А французский поэт XV в. Франсуа Вийон так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Я знаю, как на мед садятся  мухи.

Я знаю смерть, что рыщет  все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

 Я знаю все, но  только не себя. [3], 446 с.

Главное в Возрождении  — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и  обществе человеческой личности, которое  выливается в различные формы  возрожденческого антропоцентризма.

Именно в нем и происходит формирование основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную  ценность, активно действующей и  испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые  становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный  перелом в культуре как раз  и происходит в Ренессансе — новый  способ мировидения формируется  в Италии в первой половине XV в. 
Происходит утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.

В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные  и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс  не был еще доведен до конца, ограничиваясь  в основном человеком и гораздо  меньше распространяясь на другие вещи мира.

Результатом стало перемещение  человека в центр материального  мира, постепенно разрастающегося и  заслоняющего собой мир горний, а  следовательно, выдвижение материального  мира на первый план и превращение  самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

В связи с этим была остро  поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих  ценностей стало понятие «славы»  как цели, к которой должен двигаться  человек.

В итоге всего этого  утверждения творческого, деятельного  материального начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду  начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной  цивилизации. Искусство Возрождения  возникло на основе гуманизма (от лат. —«человечный») — течения общественной мысли, которое зародилось в XIV г- в Италии, а затем на протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось в других европейских странах. Все основные виды искусства — живопись, графика, скульптура, архитектура — чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились  творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились  новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воздушной  перспективой, знанием анатомии и  пропорций человеческого тела. В  традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало  земное содержание. Усилился интерес  к античной мифологии, истории. бытовым  сценам, пейзажу, портрету. Наряду с  монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место  уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в  то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость  мастеров Ренессанса — они часто  работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение  литературой. поэзией и философией с изучением точных наук.

Понятие творчески богатой, или «ренессансной личности стало впоследствии нарицательным. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в  экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства  Возрождения большую роль сыграли  Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства. кроме Венеции, утратили прежнее значение.

Главный результат и основное завоевание Возрождения — утверждение  активной человеческой личности, ее оптимистического потенциала и творческих начал, приведшее  к множеству великих достижений человечества, удобствам, комфорту и  повышению качества жизни, — уже  к концу XV в. плохо согласуется с традиционными основами средневековой культуры и жизни, грозит вылиться в острый конфликт с нею и в полный разрыв со средневековым целым.

Все это еще больше усугубляло противоречия ренессансной эпохи, превращая  их в острейший конфликт как внутри самой ренессансной личности, так  и между культурными пластами эпохи, но в то же время Ренессанс  являлся толчком для создания новой культуры – культуры Нового времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы
  1. Ерина Е.Б.,  Серова Н.В. Культурология:  Учебное пособие. М., 2005.
  1. Пигалев А.И. Культурология. Волгоград: Волгоградское издательство. 2004.
  2. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. М., 1999.
  3. Прохоров А.М., Гиляров М.С., Гусев А.А. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.

 


Информация о работе Народная культура средневековья и возрождения