Народная культура средневековья и возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 — 149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры.

Содержание

Введение.....................................................................................................................с.3
Народная культура средневековой западной Европы...........................с.5
I.I. Героический эпос.......................................................................................с.5
I.II. Фольклор западноевропейских народов..................................................с.12
I.III. Народная смеховая культура....................................................................с.15
II. Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума ..................................................................с.19
III. Гуманизм Возрождения.............................................................................с.21
IV. Список использованной литературы........................................................с.26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.96 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение  высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный технический университет»

Кафедра истории, культуры и социологии

 

 

 

 

Реферат по культурологии 

на тему :

НАРОДНАЯ  КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Выполнил:

_________________

Оценка ___ б., __________

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

Содержание

Введение.....................................................................................................................с.3

    1. Народная культура средневековой западной Европы...........................с.5

I.I.    Героический эпос.......................................................................................с.5

I.II.  Фольклор западноевропейских народов..................................................с.12

     I.III. Народная смеховая культура....................................................................с.15

     II. Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума ..................................................................с.19

    III.   Гуманизм Возрождения.............................................................................с.21

    IV.   Список использованной литературы........................................................с.26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Слово «культура» появилось  в латинском языке. Его употребляли  в трактатах и письмах поэты  и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке  чего-либо. Римский государственный  деятель и писатель Марк Порций Катон (234 — 149 гг. до н. э.) написал трактат  о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке  земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение  к ней. Например, Катон дает такой  совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его  осматривать, тем больше он будет  нравиться. Вот это самое «нравиться»  должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е.  не будет культуры.

Следовательно, слово «культура» еще на первых порах употребления означало не только обработку, но и  почитание, может быть, даже поклонение. Не случайно ведь существует и родственное  слово «культ».

Римляне употребляли слово  «культура» с каким-нибудь объектом в родительном падеже: культура поведения, культура речи и т. д. Римский оратор и философ Цицерон (106 — 43 гг. до н. э.) использовал этот термин в применении к духовности. Философию он считал культурой духа или ума. В основном все историки культуры сходятся на том, что подразумевается воздействие  философии на ум с целью его  обработки, воспитания, развития умственных способностей. Но если вспомнить Катона, можно обнаружить и иной смысл. Философия  — это не только обработка или  образование ума, но и его почитание, уважение его и поклонение ему. И  действительно: философия родилась из предпочтения духовного начала в  человеке, из почтения к этому началу.

В эпоху средневековья  чаще, чем слово «культура», употреблялось  слово «культ». Имелась в виду возможность и способность выразить творческую силу и волю Бога посредством  определенного отношения к нему и ритуала. Существовало и понятие рыцарства, т. е. своеобразного культа или культуры доблести, чести и достоинства. В эпоху Возрождения происходит возврат к античному смыслу слова «культура» как гармоничному и возвышенному развитию человека, содержащему в себе его активное, творческое начало.

Вот так трактуется в энциклопедическом  словаре слово «культура»: (от латинского cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых  в современном языке. Но это говорит  скорее о его многозначности, чем  об изученности и осмысленности  скрывающихся за ним значений. Многообразие обыденного словоупотребления перекликается  со множественностью научных определений  и свидетельствует прежде всего  о многообразии самого феномена Культуры. Мы привыкли говорить о духовной и  материальной культуре и прекрасно  понимаем, что в одном случае речь идет о музыке, театре, религии, в  другом – о земледелии и садоводчестве, компьютерном обеспечении производства. Но классифицируя, в соответствии со сложившимся словоупотреблением, различные  области культуры, мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что  культура — это не только различные  области действительности, но и сама действительность человека в этих областях.

Все, чем мы пользуемся в  области культуры (в том числе  и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено  в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном  облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Очевидно, что культурология, как наука XX века, не просто сводит воедино существующее многообразие представлений о культуре и классифицирует бесчисленные дефиниции своего главного понятия, она опирается на определенную традицию. Для европейской культурологии основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) составляют античность, средние века, новое время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Народная культура средневековой западной Европы.

На протяжении всего средневековья  в народной культуре сохраняются  пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне  продолжали тайно молиться и приносить  жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие  божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались  в случае неурожая, засухи и т.п. Древние  верования в колдунов, оборотней  сохранялись в крестьянской среде  на всем протяжении средневековья. Для  борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно  было встретить колдунью, умеющую  не только навести порчу, но и лечить.

I.I. Героический эпос

Коллективной памятью  народа был героический эпос, в  котором нашли отражение его  духовная жизнь, идеалы и ценности. Истоки западноевропейского героического эпоса лежат в глубине варварской эпохи. Лишь к VIII - IX вв. были составлены первые записи эпических произведений. Ранний этап эпической поэзии, связанный с формированием раннефеодальной военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской - дошел до нас лишь фрагментарно.

Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках - "культурных героях", считавшихся  родоначальниками племени.

Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже - прозаической.

Древнейшая исландская литература по времени возникновения включает поэзию скальдов, эддические песни  и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдов сохранились лишь в виде цитат  из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению какого-либо подвига и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи около 250 скальдов. Об одном из них - знаменитом поэте-воине - Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг - "Сага об Эгиле".

Наряду с авторской  поэзией скальдов в Исландии в  этот же период были широко известны и  песни о богах и героях, которые  представляли собой произведения безличной  традиции. Главное их содержание - основные мифологические сюжеты - подвиги богов  и героев, сказания о происхождении  мира, его конце и возрождении  и др. Эти песни были записаны приблизительно в середине XIII в. и условно объединены названием "Старшая Эдда". Дата возникновения той или иной из эддических песен не установлена, часть их восходит к эпохе викингов (IX - XI вв.).

Исландские саги посвящены  событиям, происходившим спустя век  после заселения Исландии норвежцами ("век саг" - 930 - 1030 гг.). Составленные в прозаической форме, они рассказывают о наиболее известных представителях отдельных родов, о родовой вражде, военных походах, поединках и  т.д. Число героев саг очень значительно, как значителен и их объем. Огромный свод саг представляет собой как  бы обширнейшую эпопею, герои которой - тысячи исландцев, действующих приблизительно в одно и то же время. Безымянные авторы исландских саг описывают не только события, но и нравы, психологию, веру своего времени, выражая коллективное мнение народа.

Кельтский эпос является древнейшей европейской литературой. Ирландские саги возникли в I в. н.э. и складывались на протяжении нескольких столетий. В письменном виде они существуют с VII в. - (дошли до нас в записях XII в.). Ранние ирландские саги - мифологические и героические. Содержание их - языческие верования древних кельтов, мифическая история заселения Ирландии. В героических сагах в главном герое Кухулине нашел отражение национальный идеал народа - бесстрашный воин, честный, сильный, великодушный. В героических сагах много места отведено описанию поединков Кухулина.

Фенианский цикл относится  к XII в. Герой его Финн Мак-Куль, его сын певец Ойсин и их воинство. Цикл этот существовал во многих редакциях, в ряде из них рассказывается о странствиях Ойсина в чудесные страны и о его возвращении в Ирландию после ее христианизации. В диалогах Ойсина и св. Патрика сопоставляется жизнь народа до и после христианизации.

Хотя древние ирландские саги и были записаны уже в XII в., вплоть до XVII в. они продолжали существовать и в форме устной традиции, со временем приняв форму народной ирландской сказки и баллады.

Англосаксонский эпос "Беовульф", относящийся к концу VII - началу VIII в., сформировался на основе более ранних устных героических песен. Герой эпопеи - отважный витязь из южноскандинавского племени гаутов, спасающий попавшего в беду короля данов Хродгара. Герой совершает три чудесных подвига. Он одерживает победу над чудовищем Грендалем, истреблявшим дружинников короля. Смертельно ранив Грендаля и победив его мать, мстившую за сына, Беовульф становится королем гаутов. Будучи уже старым, он совершает свой последний подвиг - уничтожает страшного дракона, мстящего гаутам за похищенный у него золотой кубок. В поединке с драконом герой погибает.

"Беовульф" - причудливое  переплетение мифологии, фольклора  и исторических событий. Змееборство,  три чудесных поединка - элементы  народной сказки. Вместе с тем  сам герой, борющийся за интересы  своего племени, его трагическая  смерть - характерные черты героического  эпоса, исторического в своей  основе (некоторые имена и события,  описанные в эпосе, встречаются  в истории древних германцев). Так как формирование эпоса  относится к концу VII - началу VIII вв., т.е. спустя более чем столетие после принятия христианства англосаксами, в "Беовульфе" обнаруживаются и христианские элементы.

В XII в. появляются первые письменные памятники средневекового героического эпоса в обработках. Будучи авторскими, в основе своей они опираются на народный героический эпос. Образы средневекового эпоса во многом подобны образам традиционных эпических героев - это бесстрашные воины, доблестно защищающие свою страну, храбрые, верные своему долгу.

Героический средневековый  эпос в идеализированной форме отражает народные нормы героического поведения, в нем в синтезированном виде нашли отражение представления  народа о королевской власти, дружине, о героях, он пронизан духом народного  патриотизма.

Вместе с тем, поскольку  средневековый героический эпос в обработках создавался в период уже достаточно развитой культуры своего времени, в нем очевидны следы влияния рыцарских и религиозных представлений эпохи его создания. Герои средневекового эпоса - верные защитники христианской веры (Сид, Роланд), преданные своим сеньорам вассалы.

В средневековой литературе было разработано три обширных эпических  цикла - об Александре Македонском, о  короле Артуре и о Карле Великом. Наибольшей популярностью пользовались два последних, т.к. Александр Македонский  жил в дохристианскую эпоху.

В центре каролингского эпоса  находится война в Испании. В  отличие от короля Артура, герой  каролингского эпоса - реальное историческое лицо - Карл Великий. В центре эпоса  об испанской войне - воспевание подвига  племянника Карла Великого Роланда, послужившего основой одного из ранних памятников средневекового героического эпоса - французской "Песни о Роланде". Поэма была сочинена в эпоху крестовых  походов. (В середине XI в. она была широко известна - ее распевали в войсках Вильгельма Завоевателя перед сражением при Гастингсе в 1066 г.) Самая ранняя рукопись ее относится к XII в. Историческую основу "Песни" составляет поход Карла Великого в Испанию в 778 г. с целью силой насадить христианство среди мавров. (Народное же сказание связало события 778 г. с борьбой франков против нашествия на Европу арабов.) Однако попытка Карла Великого оказалась неудачной - мавры уничтожают отступающих франков в Ронсевальском ущелье. Событие это и стало сюжетом героической песни, а позже было литературно обработано и легло в основу "Песни о Роланде" (хотя в основе поэмы - исторические события и личности, в ней много вымышленного). Главный герой "Песни" - лицо историческое, он упоминается в хронике Карла Великого как знатный феодал.

Информация о работе Народная культура средневековья и возрождения