Народная культура средневековья и возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:40, реферат

Описание работы

Слово «культура» появилось в латинском языке. Его употребляли в трактатах и письмах поэты и ученые Древнего Рима. Оно обозначало действие по возделыванию, обработке чего-либо. Римский государственный деятель и писатель Марк Порций Катон (234 — 149 гг. до н. э.) написал трактат о земледелии, перевод названия которого по-латыни звучит примерно так: агрикультура. Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за участком, полем, что предполагает не только возделывание почвы, но еще и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т. е. не будет культуры.

Содержание

Введение.....................................................................................................................с.3
Народная культура средневековой западной Европы...........................с.5
I.I. Героический эпос.......................................................................................с.5
I.II. Фольклор западноевропейских народов..................................................с.12
I.III. Народная смеховая культура....................................................................с.15
II. Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума ..................................................................с.19
III. Гуманизм Возрождения.............................................................................с.21
IV. Список использованной литературы........................................................с.26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 44.96 Кб (Скачать)

Герой поэмы - Роланд, племянник  Карла Великого, советует королю послать  для переговоров с сарацинским  царем Марсилием своего отчима Ганелона. Однако последний предает франков, заключив тайное соглашение с Марсилием. Стремясь отомстить своему пасынку за рискованную миссию, Ганелон советует Карлу уйти из Ронсевальского ущелья, оставив там только воинов Роланда. Мавры уничтожают отряд героя, сам Роланд умирает последним, вспоминая своих павших воинов. Предавший героя Ганелон осужден на позорную смерть.

Неизвестные авторы "Песни" создали образ, воплотивший народный идеал - отважного воина, патриота, прямодушного и честного человека. Эти черты  превратили Роланда в народного  героя.

Испанский эпос - "Песнь  о моем Сиде" - был сочинен в  период "реконкисты" (XII в.), время борьбы испанцев за возврат захваченных маврами земель. Прототипом героя поэмы послужило историческое лицо - Родриго Диас де Вивар (мавры называли его "Сидом", т.е. господином).

В "Песне" повествуется о том, как Сид, изгнанный королем  Альфонсом Кастильским, ведет отважную борьбу с маврами. В награду за победы Альфонс сватает дочерей  Сида за знатных инфантов из Карриона. Вторая часть "Песни" рассказывает о коварстве зятьев Сида и его  мщении за поруганную честь дочерей.

Отсутствие вымысла, реалистическая передача быта и нравов испанцев того времени, сам язык "песни", близкий  народному, делают "Песнь о моем Сиде" самым реалистическим эпосом в средневековой литературе.

Выдающийся памятник немецкого  эпоса - "Песнь о Нибелунгах" - был записан около 1225 г. В основе сюжета "Песни" - древнегерманские сказания времен Великого переселения  народов - гибель одного из германских королевств - бургундского - в результате нашествия гуннов (437 г.). Однако узнать этот исторический эпизод эпохи нашествий кочевников в "Песни" крайне трудно. Слышен лишь отдаленный отзвук тех далеких событий.

Нидерландский королевич  Зигфрид сватается к бургундской  королеве Кримгильде и помогает ее брату Гюнтеру обманом взять  в жены королеву Исландии Брунгильду. Спустя годы Брунгильда, обнаруживает обман и приказывает убить  Зигфрида (в заговоре против Зигфрида участвует брат его жены Кримгильды). Короли выманивают у Кримгильды золотой  клад сказочных нибелунгов, и убийца Зигфрида скрывает его в Рейне. Кримгильда клянется отомстить за предательскую  гибель мужа (убитого ударом в спину). Она выходит замуж за короля гуннов Аттилу и спустя некоторое время  приглашает в гуннскую землю всех своих родственников с их дружинниками (в "Песни" бургунды выступают  под именем нибелунгов). Во время  пира Кримгильда намеренно устраивает ссору, в ходе которой погибает весь бургундский род. От рук единственного  оставшегося в живых дружинника гибнет и сама Кримгильда...

I.II. Фольклор западноевропейских народов

Носителем фольклорных традиций было крестьянство. Фольклорная традиция, обрядовая по своему происхождению, оказала огромное влияние на формирование средневековой литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье  народная лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное влияние на позднейшие жанры средневековой  поэзии (рыцарскую и городскую  лирику).

В фольклоре прослеживаются следы языческих верований крестьян, особенно в сказках и поговорках. В крестьянском фольклоре выражено негативное отношение к богатым. Любимый герой западноевропейских сказок - бедняк. Героями народных сказок нередко становились Жан-Дурак во Франции, Глупый Ганс - в Германии, Большой Дурак - в Англии.

Сказочный материал средневековья  светская и церковная литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в том числе ряд  сказок о животных - "простонародные рассказы". Церковники-составители  придавали этим рассказам моралистическое  толкование.

Сказочно-повествовательный  материал широко использовался в  рыцарских романах, в новеллах Марии  Французской (XII в.), в городских новеллах XIV - XV вв., в отдельных произведениях мейстерзингеров.

Однако во всех случаях - это лишь материал, нередко используются лишь отдельные эпизоды, мотивы и  детали. Только с середины XVI в. мы можем говорить о введении в литературу собственно сказок.

Разного рода нечистая сила - частый герой западноевропейских народных сказок. Во многих рассказах  действующими лицами выступают животные, обладающие человеческими способностями. В XIII в. эти многочисленные истории были объединены и переложены на стихи - так возникла уже упоминаемая знаменитая средневековая народная поэма "Роман о Лисе".

Крестьянские представления  о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях  о благородных разбойниках, защищающих сирых и обездоленных.

Жанром средневекового народного  творчества на этот сюжет стали англо-шотландские  баллады. Их анонимные авторы - крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали  профессиональные певцы-менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время зарождения баллады как жанра народного творчества неизвестно. Самая ранняя баллада относится к XIII в.

Английские и шотландские  баллады подразделяются на несколько  групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат реальные исторические события, так называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические  любовные баллады, фантастические и  бытовые.

Герой разбойничьих баллад - благородный Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады о Робин Гуде записаны в XV в. В балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим в лес в результате притеснений. Впервые в европейской поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя  прекрасной дамы (как в рыцарской  поэзии), а подлинного чувства, душевных переживаний влюбленных.

Фантастические баллады  отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его феями, эльфами и  другими фантастическими персонажами  предстает в этих балладах как  реальный, действительный мир.

В более поздний период возникают бытовые баллады, отличающиеся большей прозаичностью, преобладанием  комического элемента.

В балладе часто используются художественные приемы народного творчества. Своеобразен язык баллад - слова  конкретные, без пышных метафор и  риторических фигур. Особенностью баллад является также их четкий ритм. Крестьянский труд и отдых был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными танцами.

В странах французской  и немецкой культуры на ярмарках, в  селах часто выступали жоглеры (потешники) и шпильманы (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли  под музыкальный аккомпанемент  духовные стихи, народные песни, героические  поэмы и т.д. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного  рода фокусами. Народные певцы выступали  нередко и в замках феодалов, и  в монастырях, делая народную культуру достоянием всех слоев средневекового общества. Позже, с XII в., они стали исполнять различные жанры рыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильманов стало основой светской рыцарской и городской музыкально-поэтической культуры.

I.III. Народная смеховая культура

В народной культуре западноевропейского  средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с  его скептицизмом, вольномыслием  и карнавальностью. Празднества  карнавального типа возникли в позднем  Средневековье.

Карнавалы, различные смеховые действа на городских площадях занимали особое место в народной культуре. Основанные на начале смеха, они противостояли  официальным культурным формам и  церемониям - церковным и государственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства, мир "наоборот", с иными человеческими отношениями (по словам М.М. Бахтина, "второй мир", "вторую жизнь"). Отличительные  черты смеховых обрядово-зрелищных  форм - свобода от религиозного догматизма, мистики, нередкая пародия на церковный  культ, равенство участников, отмена всех иерархических отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент - действительно позволяют говорить о них как об иной, "второй жизни".

Помимо карнавалов в городах  отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки сопровождались разного  рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и дураки - обязательные участники  праздников - пародировали различные  церемонии "серьезной", официальной  жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в  обычной жизни народа.

Особое место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу карнавала дал  М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые  города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был  всенародным праздником, в нем  не было разделения на актеров и  зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства  всех людей, отменял все иерархические  отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение  между участниками, карнавально-площадный  стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

Смеховые произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная литература средневековья, рожденная карнавальным мироощущением. Сохранились многочисленные пародии на церковные сюжеты, церковный  культ - пародийные литургии ("Литургия пьяниц" и другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский  роман.

Последующая эпоха дала крайне поверхностную и упрощенную оценку средневековой культуре как "срединной" между блестящей античной культурой  и собственно Ренессансом, возвратом  к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье  века тотальной дикости, всеобщего  упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья  как "темных веков", своеобразного "провала" в развитии европейской  цивилизации надолго оставался  господствующим представлением об этой эпохе.

Романтизм конца XVIII - XIX вв. дал прямо противоположную оценку средневековой культуре, создав ее идеальный образ как времени подлинного торжества благородства, человеческого достоинства, искреннего чувства. Романтический образ средневековой культуры оказался также далек от истины, как и ренессансный.

Лишь глубинный кризис европейской культуры XIX - XX вв., выразившийся прежде всего в кризисе самого человека: в его прагматически ориентированном существовании, ощущении одиночества, покинутости, бессмысленности бытия, заставил по-иному подойти к осмыслению средневековой культуры.

Безусловно, христианский идеал  человека не был реализован в средневековом  обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал  может не соответствовать логике самой жизни, исторической реальности, лежащей в основании культуры. Важно другое - о культуре мы судим  по тем идеалам, которые она выдвинула  и которые сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой  культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

Высоко оценивая художественные достижения Средневековья в условиях кризиса современной европейской  культуры, мы обращаемся прежде всего  к духовному опыту средневековья  с его глубинно-осмысленным бытием человека, идеей духовного единения людей, доминированием духовного над  плотским, материальным, приоритетом  внутреннего мира человека.

Духовно-нравственный кризис европейской цивилизации позволяет  увидеть достоинства средневековой  культуры по сравнению с современной, заставляет переосмыслить важнейшие  достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства, идею универсальности человека и  многие другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные черты эпохи Возрождения. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.

Когда европейский дух  перестал стремиться к смерти и обратился  к жизни, он нашел для себя новый  источник силы в самом начале своего же пути — в античности. Почти  тысячу лет средневековая Европа развивалась на обломках античной культуры, оставленных варварами. Средневековье  — это та же античность, но в варварском восприятии и исполнении. Однако не нужно думать, что средневековая культура является какой-то неполноценной потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности. Новый импульс развития европейской культуры выразился в эпохе, которую принято называть Возрождением (Ренессанс). В различных странах Западной Европы она охватывает период с XIV в. по начало XVII в. Культурой Возрождения были наследованы дохристианские идеи и образы, но христианство не могло не наложить на нее отпечаток. Языческая жизненность и христианское смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения, их сочетание рождало идеалы гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки одного из величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

Информация о работе Народная культура средневековья и возрождения