Н.А.Бердяев о русском характере и особенностях русской национальной психологии в книге «Судьба России»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:53, реферат

Описание работы

О Бердяеве и его философии написаны сотни книг и статей, его работы, несмотря на идеологические запреты, передавались из рук в руки в советской России (в конце 60-х годов в Ленинграде был даже раскрыт подпольный кружок социал-христиан имени Бердяева), брошенные им афоризмы до сих пор волнуют людей, заставляют их задуматься над своей жизнью. Вместе с тем, учение Бердяева всегда вызывало споры, у него были не только почитатели и последователи, но и резкие критики, особенно среди современных ему русских философов. Бердяева упрекали в непоследовательности, многочисленных повторах, тенденциозности, противоречивости, бездоказательности.

Содержание

1. Введение…………………………….........................................................3
2. Глава первая
Особое место русской культуры в историческом процессе..……………5
3. Глава вторая
Характерные черты русского народного типа…………………………..10
4. Глава третья
Русская идея……………………………………………………………….18
5. Глава четвертая
Особый путь России. Тема Востока и Запада…..……………………….22
5. Глава пятая
Русский национальный мессионизм……………..………………………26
5. Глава шестая
Великая Россия. Персонализм и социализм……..………………………29
6. Заключение………………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Бердяев (окончат.вариант).doc

— 158.00 Кб (Скачать)

 

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 
 
 

     Для Бердяева Россия была не просто географическим понятием и даже не только синонимом  отечества. Он видел в России, прежде всего духовное явление, которое не могут убить никакие материальные и политические катастрофы. Его позиция перекликалась с послеоктябрьским мироощущением Блока, в котором было разочарование, горечь, но не потеря надежды. Недаром поэт обращался к России: 

Какому хочешь чародею 
Отдай разбойную красу! 
Пускай заманит и обманет – 
Не пропадешь, не сгинешь ты, 
И лишь забота затуманит 
Твои прекрасные черты.

     Очень сходно чувствовал и Бердяев. Хотя тема мирового кризиса была поставлена им с предельной остротой и глубиной, он пытался увидеть и пути выхода из него, он верил, что Россия несет «новое слово» миру, что она откроет следующую страницу человеческой истории. Бердяев предрекал России великую роль, но и великую ответственность.

     Философская позиция Бердяева чрезвычайно трудна для последовательного изложения. Его философия – личной духовный опыт мыслителя, извилистый и причудливый путь духовной эволюции. Но в течение достаточно долгой жизни – Бердяев прожил 74 года – при частой смене объектов философствования, различных теоретических влияниях и воздействиях, постоянно неизменной оставалась главная установка мыслителя: в центре его построений всегда находился человек, личность, индивид. В этом смысле, философию Бердяева с полным правом можно назвать антропоцентрической. Возможно, именно поэтому философское наследие Бердяева столь близко современному человеку, «отстаивающему» свою самоценность и независимость в мире глобальных перемен. Современная культура рефлексивна и индивидуалистична. Философия же в конце столетия становится не просто аристократична, но эзотерична. Она воспринимается уже не как рецепт переделки общества и отношений между людьми, а как сугубо личностный поиск смысла своего бытия. Тенденция эта отличает не только русскую, но и европейскую философию 20 века, в ней человек представляет зрелище для самого себя, что заставляет задуматься: не является ли такая «субъективизация» философии некой общей закономерностью ее развития? Процесс самоопределения философии неизбежно, по-видимому, связан с углублением личностной, индивидуальной составляющей философского знания. Вместо социально значимой теории философия все больше становится самопониманием и самосознанием уникальной личности, принимающей эстафету от другой уникальной человеческой личности.

     Философия Бердяева интересна не только как обращение к прошлому, не только с точки зрения возрождения прерванной на несколько десятилетий традиции отечественной мысли, она удивительно созвучна современному читателю. Как только в стране перестали действовать идеологические запреты, - Бердяев стремительно ворвался в интеллектуальную жизнь России. Книги Бердяева издаются колоссальными тиражами, его имя упоминается в тысячах статей на самые разные темы, цитаты из его произведений можно встретить даже в беллетристике, о его философии читаются лекции в университетах. У идей Бердяева оказалась долгая жизнь, они стали неотъемлемой частью русской культуры. 

     Список использованной литературы. 
 

  1. Белый А. Между  двух революций/ А.Белый.- М.: Худ. Литература, 1990.- 617 с.
  2. Бердяев Н.А. Гибель русских иллюзий. Собрание сочинений. т.4/ Н.А.Бердяев. - Париж, 1990.- 362 с.
  3. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского/ Н.А.Бердяев. - М.: АВИАР, 1993.- 178 с. 
  4. Бердяев Н.А. Новое средневековье/ Н.А.Бердяев. - СПб.: [Б.и.], 2005.- 215 с.
  5. Бердяев Н.А. Опыт философии одиночества и общения/ Н.А.Бердяев. - [Б.м.:Б.и.], 1990.
  6. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды: учеб. пособие/ Ред.- [Б.м.:Б.и.]. б/г.- 311 с.
  7. Бердяев Н.А. Русская идея/ Н.А.Бердяев. - М.: Сварог и К, 1997.- 541 с.
  8. Бердяев Н.А. Судьба России: книга статей/ Н.А.Бердяев. - М.: Эскмо, 2007.- 638 с.
  9. Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства/ Н.А.Бердяев. - М.: Канон+, 2004.- 349 с.
  10. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого/ Н.А.Бердяев. - М.: АСТ, 2005.- 622 с.
  11. Кизеветтер А.А. О «русской душе»/ А.А.Кизеветтер. – М.: Территория будущего, 2006.- 442 с.
  12. Полторацкий Н. Бердяев и Россия/ Н.Полторацкий. Бердяев и Россия. (Философия истории России у Н.А.Бердяева). - Нью-Йорк, Общество Друзей Русской Культуры, 1987.
  13. Полторацкий Н. Русская идея Н.Бердяева/ Н.Полторацкий. Россия и революция. Русская религиозно-политическая мысль XX века. Сборник статей.- [Б.м.:Б.и.], 1988.
  14. Трубецкой Е.Н. Старый и новый мессианизм/ Е.Н.Трубецкой. - М.: Эскмо, 1998.- 463 с.
  15. Федотов Г.П. Бердяев – мыслитель/ Г.П.Федотов. – М.: АСТ, 2003.- 700 с.
  16. Франк С.Л. Русское мировоззрение/ С.Л.Франк. - СПб.: Наука, 1996.- 736 с.
  17. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. т.5/ А.С.Хомяков. – М: [Б.и.], 1908.
 
 
 
 
 
 
 

    

Информация о работе Н.А.Бердяев о русском характере и особенностях русской национальной психологии в книге «Судьба России»