Мужские образы в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

основной целью исследования явилось выявление тенденций в изменении маскулинности как совокупности социокультурных качеств и изучение основных причин и механизмов социокультурной трансформации традиционного образа мужчины в культуре.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию образов мужчины и гендерных отношений в философии и культуре в целом;
- выявить философско-культурологические основы развития современных мужских исследований;
- изучить соотношение традиционного и современного в образах маскулинности конца ХХ - начала XXI вв.;
- исследовать социокультурные причины трансформации мужской сущности;
- выявить изменения социальной роли мужчин и женщин в современном обществе и семье и показать влияние этого процесса на формирование образа мужчины в современной культуре;
- изучить и типологизировать образы мужчин в отечественной культуре постсоветского периода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мужских исследований 6
1.1 Становление и развитие исследований мужского образа. 6
1.2 Эволюция образа мужчины и гендерных отношений в истории философии и культуре 12
Глава 2. Мужские образы в современной культуре России. 16
2.1 Специфика формирования маскулинности в России 16
2.2 Тенденции архаизации доминирующего типа мужественности в российском обществе 22
Заключение 26
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Карина_-_мужские_образы_в_современной_культуре.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

 

Заключение

     В работе исследована эволюция образа мужчины в философии и культуре и показано, что в основе господствующих образов маскулинности лежит идея гендерной асимметрии;

     - выявлены и охарактеризованы  четыре основных образа мужчины в современной культуре;

     - показано наличие причинно-следственной  связи между трансформацией традиционного  образа мужчины в современной  российской культуре с изменением социальной роли женщины в российском обществе;

     - обосновано, что противоречия между  традиционными образами мужчины  в современной российской культуре  и его реальным положением  является основой для формирования  гендерного конфликта.

     Итак, в заключении обратим внимание на основные выводы:

     1. Преобладающим образом гендерных  отношений в истории философии  и культуры была гендерная  асимметрия, согласно которой мужское  определялось как норма, как  неоспоримый идеал, а женское  - как недостаточность или даже как девиация. Отдельные исключения из этой тенденции в виде образов андрогинности играли подчинённую роль в философии и культуре, однако именно эти образы послужили теоретической основой для развития гендерных исследований как определивших альтернативу доминирующей маскулинности культуры. Образ андрогинности обеспечил возможность постановки проблемы равноправия полов в обществе и изменения социокультурных образов мужчины и женщины.

     2. Развитие мужских исследований связано прежде всего со становлением культуры постмодернизма, в которой трансформация маскулинности рассматривается не как социокультурная девиация, а как один из вариантов «нормального» развития социокультурной сферы.

     3. Конец ХХ - начало XXI вв. Можно определить как четвёртый кризис маскулинности после кризисов XVII-XVIII вв. В западной Европе и конца XIX-начала XX вв. В США и странах Европы. Новый кризис маскулинности начался в 1960-е годы (кризис маскулинности шестидесятников) и достиг апогея к концу ХХ века. Основной причиной четвёртого кризиса маскулинности является становление информационного общества и информационной культуры, нивелирующих профессиональные, а вслед за ними - и многие другие социокультурные различия между мужчиной и женщиной.

     4. В современной культуре можно выделить четыре основных образа мужчин и типологизировать их следующим образом: маскулинные, феминные, промежуточные и несостоявшаяся маскулинность. В современных средствах массовой информации всё больше появляется андрогинных образов, и это связано с тем, что общество стало предписывать современному мужчине больше качеств, традиционно считавшихся как женские ( нежность, ласка, покладистость, мягкость и т.д.)

     5. Трансформация социального образа мужчины в современной российской культуре связана, в первую очередь, с изменением социальной роли женщины в постсоветском обществе. Это наряду с общемировыми тенденциями определяется спецификой российских социальных трансформаций, существенно понизивших социальный статус видов деятельности, поддерживавших традиционные для российской и советской культуры образы маскулинности (воин, рабочий, металлург, хлебороб и др.), а также длительной стагнацией целых отраслей производства, обеспечивавших мужчинам высокий уровень доходов и укреплявших образ мужчины как главы семьи.

     6. Сохранение и определённое поддержание постсоветской культурой традиционных образов мужчины как активной, агрессивной и доминантной сущности и реальное положение мужчины в российском обществе постсоветского периода представляет собой социокультурное противоречие, которое сможет привести и приводит к гендерному конфликту. Этот конфликт на уровне личностного бытия манифестирует не только в виде увеличивающегося числа разводов, но и нарастающей разницы в продолжительности жизни между российскими мужчинами и женщинами.

        

 

Список литературы:

  1. Алешина Ю. Е., Воловин А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. - 1991.- № 4.- С. 74-82.
  2. Бовуар С. де. Второй пол. - М.: Прогресс, 1997.
  3. Вейнингер О. Пол и характер. Мужчина и женщина в мире страстей и эротики. - М., 1991.
  4. Журавлев И.В. Формирование образа мужчины в современной России. Конспект доклада, прочитанного на конференции «Образ России», проходившей в Институте языкознания РАН 21—22 февраля 2008 г.
  5. Клецина А. Мужчины на страницах женских изданий - багряный закат феминистского сквоша // Дайджест теоретических материалов информационного листка "Посиделки" 1996-1998. - СПб., 1999. - С. 57-58.
  6. Кузнецова И.А. Красота человека в искусстве. Автор текста и составитель альбома И.А.. Кузнецова. 2 изд. М.: Искусство1980
  7. Лихтенберг Ф. Мужчины // Энциклопедия социальной работы. - М., 1994. - Т. 2.
  8. Мужское и мужественное в современной культуре: научные доклады и сообщения. Отв. редактор Н. Х. Орлова. СПб., 2009. — 200 с.
  9. Орлянский Сергей Александрович. Трансформация образа мужчины в современной культуре : Дис. канд. филос. Наук. Ставрополь, 2004 146 c.
  10. Сарфати X. Модели карьеры мужчин и женщин в исследовании и развитии. Взгляд из МОТ // Высшее образование в Европе. - 1992. - Т. 17, № 2. - С. 131-140.
  11. Синельникова А. Мужчины и патриархальная власть // Вы и мы. - 1998. - № 1 (17).
  12. Фотеева Е. В. Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания // Семья в представлениях современного человека. - М., 1990.
  13. Этнические стереотипы мужского и женского поведения / Под ред. А. К. Байбурина, И. С. Кона. - СПб., 1991.
  14. Юрчак А. Миф о настоящем мужчине и настоящей женщине в российской телевизионной рекламе // Семья. Гендер. Культура: Материалы международных конференций 1994 и 1995 гг. - М., 1997.

Информация о работе Мужские образы в современной культуре