Мужские образы в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

основной целью исследования явилось выявление тенденций в изменении маскулинности как совокупности социокультурных качеств и изучение основных причин и механизмов социокультурной трансформации традиционного образа мужчины в культуре.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию образов мужчины и гендерных отношений в философии и культуре в целом;
- выявить философско-культурологические основы развития современных мужских исследований;
- изучить соотношение традиционного и современного в образах маскулинности конца ХХ - начала XXI вв.;
- исследовать социокультурные причины трансформации мужской сущности;
- выявить изменения социальной роли мужчин и женщин в современном обществе и семье и показать влияние этого процесса на формирование образа мужчины в современной культуре;
- изучить и типологизировать образы мужчин в отечественной культуре постсоветского периода.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мужских исследований 6
1.1 Становление и развитие исследований мужского образа. 6
1.2 Эволюция образа мужчины и гендерных отношений в истории философии и культуре 12
Глава 2. Мужские образы в современной культуре России. 16
2.1 Специфика формирования маскулинности в России 16
2.2 Тенденции архаизации доминирующего типа мужественности в российском обществе 22
Заключение 26
Список литературы 29

Работа содержит 1 файл

Карина_-_мужские_образы_в_современной_культуре.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

 

Введение

     Актуальность темы исследования. Человеческая культура с древнейших времён проявляла большой интерес к той сфере жизни, которая сегодня называется гендерными отношениями. Существенное возрастание научного интереса к проблеме взаимоотношения полов в обществе связано с возникновением и развитием первой волны феминизма, зародившейся на западе в конце XVII века и продолжавшейся до начала XX века. Со второй половины ХХ века на западе появляются женские общественные организации, основной целью которых являлось изменение отношений между полами, постановка женских проблем в общественном мнении, эмансипация - борьба за независимость и равноправие, борьба с сексизмом.  
Развитие феминизма и связанных с ним исследований приобрело такой общественный резонанс, что существенно понизило социокультурный статус мужчин, а это, в свою очередь, вызвало негативную социокультурную реакцию с их стороны. В связи с этим возникли вопросы о мужской идентичности, о тенденциях изменений социальной роли мужчины и женщины, кризисе маскулинности, новом месте и роли мужчины в обществе.  
Формирование новой постиндустриальной, информационной цивилизации, которая во многом нивелирует половые различия, влечёт за собой значительные социокультурные трансформации и, как следствие, - изменение образов мужчины и женщины в культуре, их взаимоотношений в семье и обществе.

     Однако в современной гендерологии выраженно доминируют женские исследования, которые составляют подавляющее большинство всех опубликованных научных текстов, а мужские - играют пока подчинённую роль. В начале 90-х годов XX века появляются отечественные работы в области гендерологии, развивающиеся в двух направлениях: women's studies (женские исследования) и men's studies (мужские исследования). Однако и в российский науке мужские исследования в настоящее время заметно отстают по объёму публикаций и общественному резонансу от женских.  
Развитие и оформление men's studies (мужские исследования) в научную отрасль в мировой науке стало поворотным моментом в конструировании гендерных исследований. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. За последние 30 лет эта истина разрушилась. Женщины, переосмысливая свою сущность, заставили мужчин задаться этими же вопросами. И вместо широко утвердившейся темы «тайны женственности» возник серьезный разговор о «загадке мужественности» - «белых пятен» здесь оказалось еще больше. Господствовавшая модель объяснения мужской сущности исчерпала себя, в гендерных исследованиях осуществляется переход от традиционного образа мужчины к попыткам взглянуть на место и роль мужчины в обществе с другой, нетрадиционной стороны.

     В связи с тем, что на рубеже XX - XXI веков наблюдаются  тенденции изменений социальных ролей мужчины и женщины в  России, происходит трансформация образов феминности и маскулинности, изменение гендерной и сексуальной культуры людей, резкое увеличение людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, нежелание мужчин выполнять свои исторически сложившиеся функции.

     Другими словами, налицо общественный заказ на всестороннее исследование гендерной проблематики и восполнение имеющегося пробела в гендерных исследованиях - изучение трансформации образа мужчины в современной культуре.

     Объект исследования: образ мужчины в культуре.

     Предмет исследования: причины, факторы и сущность изменения традиционного образа мужчины в современной культуре.

     Цель и задачи исследования: основной целью исследования явилось выявление тенденций  в изменении маскулинности как  совокупности социокультурных качеств и изучение основных причин и механизмов социокультурной трансформации традиционного образа мужчины в культуре.

     В связи с этим были поставлены следующие задачи:

     - проследить эволюцию  образов мужчины и гендерных  отношений в философии и культуре в целом;

     - выявить философско-культурологические  основы развития современных мужских исследований;

     - изучить соотношение  традиционного и современного  в образах маскулинности конца ХХ - начала XXI вв.;

     - исследовать социокультурные  причины трансформации мужской сущности;

     - выявить изменения  социальной роли мужчин и женщин  в современном обществе и семье  и показать влияние этого процесса  на формирование образа мужчины в современной культуре;

     - изучить и типологизировать  образы мужчин в отечественной  культуре постсоветского периода.

     Методология исследования.  Основной методологический подход, избранный автором исследования, -методология социокультурного анализа, заключающаяся в признании целостности и самодостаточности социокультурных явлений, их относительной автономии и активной роли по отношению к экономическим, социальным и политическим процессам.

     Теоретическая и  практическая значимость исследования заключается в дальнейшем исследовании и конкретизации ключевых категорий  мужских исследований в современной  гендерологии, а выводы исследования могут послужить формированию новых представлений о роли и месте мужчины в современном обществе.

 

Глава 1. Теоретические основы мужских исследований

1.1 Становление и развитие исследований мужского образа.

     Мужские исследования в мировой, и особенно в отечественной гендерологии находятся на начальном этапе развития, характеризующемся прежде всего накоплением эмпирического материала. Постепенно увеличивается объём знаний о феномене маскулинности и происходящих в этой сфере трансформациях, и это требует обстоятельного философского анализа, поскольку теоретико-методологические основы этой отрасли знаний только формируются.

     Проблема  взаимоотношения полов составляла и составляет один из важных предметов  обществоведческой мысли разных эпох, и в этой области накоплен разносторонний научный материал. Философы и мыслители с глубокой древности пытались осмыслить сам феномен разделения людей по признаку пола и характер отношений между полами.

     Во  взглядах на проблему пола в трудах античных философов Пифагора, Платона, Аристотеля достаточно полно нашёл отражение мировоззренческий дух этой эпохи. В античной философии символами добродетели были активность, справедливость, власть, созидание - эти качества приписывались мужчинам, а женщинам - пассивность, ущербность, неполноценность, низменность. В то же время в древнегреческих мифах, пересказанных философами, говорилось об андрогинности человека, т.е. о целостности, о гармоничном соотношении мужского и женского в одном человеке. Но после грехопадения человека боги разделили его на две половины - на мужчину и женщину и «разбросали» эти «половины» по всему миру. И с тех пор люди ищут свои половинки, чтобы воссоединиться для создания семьи. В этих мифах, как правило, не упоминается ни о природном или социальном предназначении человека, ни о приоритете  
полов в обществе. [9]

     В средневековье произошли значительные изменения во взаимоотношении полов  в связи с распространением христианства, хотя противопоставления мужского и  женского начал продолжались. В средневековых образах фиксируется строгая соподчинённость в отношениях между мужчиной и женщиной. И подтверждением этому является библейская история: бог именно мужчину создал по своему образу и подобию, а уже из его ребра он создал женщину, а не наоборот.  
В более поздние исторические эпохи намечается тенденция преодоления противопоставления полов. В эпоху возрождения английский мыслитель томас мор выступил в качестве приверженца полного уравнения прав мужчин и женщин.

     В новое время мужчины и женщины  сотрудничают в образовательной и литературной деятельности. Но, с другой стороны, Ф. Бэкон всё ещё считал, что женщинам не место в образовании, что женщину надо покорять и осваивать. В эпоху просвещения, с одной стороны, философы считали, что в обществе у мужчин и женщин должны быть равные права, что женщина должна участвовать в общественной жизни. Так, Сен-Симон писал: «мужчина и женщина - вот социальный индивид». Но, с другой стороны, философы нередко продолжали указывать на превосходство мужчины и неполноценность женщины и ограничивали место и роль женщины в обществе. [4]

     И. Кант занял достаточно трезвую и  сухую позицию в вопросах отношений  между полами, соответствующую скептическим составляющим его философии и  подкрепляемую холодными наблюдениями одинокого холостяка.

     Гегель  в своих работах также затрагивал вопрос о противоположности мужского и женского и считал, что мужчина  как гражданин обладает сознающей себя силой всеобщности, он этим приобретает себе право вожделения и в то же время сохраняет за собой свободу от него. Однако позже он писал, что брак призван поднять отношения между полами на нравственный уровень. Гегель сближает дух семьи с духом народа. Функция семьи - поддержание и воспроизведение нравственного состояния.

     В начале XIX века вышли три тома книги под редакцией немецкого профессора А.С. Догеля «Мужчина и женщина, их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни», оказавшие заметное влияние на изучение гендерной проблематики. В этих книгах с весьма противоречивых позиций рассматриваются физиологические, медицинские, социальные нормы взаимоотношения полов, характерные для того исторического периода. [7]

     В середине и второй половине XIX века проблемой взаимоотношения полов также занимались К. Маркс и Ф. Энгельс, а в дальнейшем - их последователи. Они акцентировали внимание на угнетенном положении женщин при капитализме в связи с возникновением частной собственности в обществе. Одной из задач марксизма было привлечение женщин на сторону социализма, и только так виделась возможность покончить с эксплуатацией и угнетением женщин. В русле марксистского учения о неравенстве мужчин и женщин на производстве, неравенстве внутри общества возникло новое направление феминизма - марксистский феминизм. Опираясь на учения Маркса и Энгельса, исследователи объясняют проблемы дискриминации женщин, разделение труда по признаку пола.

     Во второй половине XIX века немецкий философ Ф. Ницше, во многом символизировавший переход от классической философии к неклассической, немало внимания уделял проблеме пола. Он считал, что при разрешении вечного вопроса «мужчина и женщина» мечтания о равноправии, равенстве воспитания, равенстве притязаний и обязанностей есть признак плоскоумия. Человек, который так считает, никогда не достигнет «умственной глубины». Ницше считал, что мужчина всегда должен думать о женщине по-восточному, видеть в ней предмет обладания, собственности, предназначенный для служения.

     Новые взгляды на взаимоотношение полов  формируются представителями русской  религиозной философии В.С. Соловьёвым и Н.А. Бердяевым, В.В. Розановым. При всём разнообразии взглядов этих и других представителей русской философской классики они тяготели к идее андрогинной личности. [7]

     Начало  философии пола ХХ века связано с именем немецкого исследователя Отто Вейнингера и его книгой «Пол и характер» (1903), в которой он развивает идею бисексуальности, двуполости мужчины и женщины.

     Целая эпоха в исследовании межполовых отношений связана с именем З. Фрейда и культурой психоанализа. З. Фрейд объясняет психические различия между полами с точки зрения инстинктов, либидо (сексуальное влечение). Большое внимание Фрейд уделял эдипову комплексу - любви к матери и ненависти к отцу и связанному с этим комплексу кастрации, объяснению сексуального влечения на уровне подсознания.

     Один  из последователей и одновременно критиков З. Фрейда, Э. Фромм в своей знаменитой работе «мужчина и женщина» обращает внимание на трансформацию социальных ролей мужчины и женщины и утверждает, что происходит заметное уменьшение и стирание различий между полами.

     Одной из известных представительниц французской  философии пола середины XX века была Симуна де Бовуар. Её знаменитая книга «Второй пол», вышедшая в свет в 1949 году, на протяжении многих лет почиталась женщинами всего мира как «новая библия». В этой работе С. Де Бовуар пыталась ответить на ключевые вопросы гендерных отношений, которые интересовали общество на протяжении многих веков. Эту проблематику она рассматривает в историко-философском, биологическом, психологическом и других аспектах. [2]

     Важным  толчком в изучении гендерной  проблематики послужило широкое  распространение в западном обществоведении  конкретных социологических исследований. В связи с растущим интересом  к такого рода исследованиям в  социологии произошел сдвиг от изучения «женского вопроса» к изучению пола. Смещение акцента скорее на «пол», а не просто на «женщин» позволило заняться изучением мужских качеств. Развитие культуры постмодернизма привело к акцентированию гибкой природы пола и личности.

Информация о работе Мужские образы в современной культуре