Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 21:31, курсовая работа
основной целью исследования явилось выявление тенденций в изменении маскулинности как совокупности социокультурных качеств и изучение основных причин и механизмов социокультурной трансформации традиционного образа мужчины в культуре.
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
- проследить эволюцию образов мужчины и гендерных отношений в философии и культуре в целом;
- выявить философско-культурологические основы развития современных мужских исследований;
- изучить соотношение традиционного и современного в образах маскулинности конца ХХ - начала XXI вв.;
- исследовать социокультурные причины трансформации мужской сущности;
- выявить изменения социальной роли мужчин и женщин в современном обществе и семье и показать влияние этого процесса на формирование образа мужчины в современной культуре;
- изучить и типологизировать образы мужчин в отечественной культуре постсоветского периода.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мужских исследований 6
1.1 Становление и развитие исследований мужского образа. 6
1.2 Эволюция образа мужчины и гендерных отношений в истории философии и культуре 12
Глава 2. Мужские образы в современной культуре России. 16
2.1 Специфика формирования маскулинности в России 16
2.2 Тенденции архаизации доминирующего типа мужественности в российском обществе 22
Заключение 26
Список литературы 29
Содержание:
Мужские исследования в мировой, и особенно в отечественной гендерологии находятся на начальном этапе развития, характеризующемся прежде всего накоплением эмпирического материала. Постепенно увеличивается объём знаний о феномене маскулинности и происходящих в этой сфере трансформациях, и это требует обстоятельного философского анализа, поскольку теоретико-методологические основы этой отрасли знаний только формируются.
Проблема
взаимоотношения полов
Во
взглядах на проблему пола в трудах
античных философов Пифагора, Платона,
Аристотеля достаточно полно нашёл отражение
мировоззренческий дух этой эпохи. В античной
философии символами добродетели были
активность, справедливость, власть, созидание
- эти качества приписывались мужчинам,
а женщинам - пассивность, ущербность,
неполноценность, низменность. В то же
время в древнегреческих мифах, пересказанных
философами, говорилось об андрогинности
человека, т.е. о целостности, о гармоничном
соотношении мужского и женского в одном
человеке. Но после грехопадения человека
боги разделили его на две половины - на
мужчину и женщину и «разбросали» эти
«половины» по всему миру. И с тех пор люди
ищут свои половинки, чтобы воссоединиться
для создания семьи. В этих мифах, как правило,
не упоминается ни о природном или социальном
предназначении человека, ни о приоритете
полов в обществе. [9]
В
средневековье произошли
В более поздние исторические эпохи намечается
тенденция преодоления противопоставления
полов. В эпоху возрождения английский
мыслитель томас мор выступил в качестве
приверженца полного уравнения прав мужчин
и женщин.
В новое время мужчины и женщины сотрудничают в образовательной и литературной деятельности. Но, с другой стороны, Ф. Бэкон всё ещё считал, что женщинам не место в образовании, что женщину надо покорять и осваивать. В эпоху просвещения, с одной стороны, философы считали, что в обществе у мужчин и женщин должны быть равные права, что женщина должна участвовать в общественной жизни. Так, Сен-Симон писал: «мужчина и женщина - вот социальный индивид». Но, с другой стороны, философы нередко продолжали указывать на превосходство мужчины и неполноценность женщины и ограничивали место и роль женщины в обществе. [4]
И.
Кант занял достаточно трезвую и
сухую позицию в вопросах отношений
между полами, соответствующую скептическим
составляющим его философии и
подкрепляемую холодными
Гегель
в своих работах также
В начале XIX века вышли три тома книги под редакцией немецкого профессора А.С. Догеля «Мужчина и женщина, их взаимные отношения и положение, занимаемое ими в современной культурной жизни», оказавшие заметное влияние на изучение гендерной проблематики. В этих книгах с весьма противоречивых позиций рассматриваются физиологические, медицинские, социальные нормы взаимоотношения полов, характерные для того исторического периода. [7]
В середине и второй половине XIX века проблемой взаимоотношения полов также занимались К. Маркс и Ф. Энгельс, а в дальнейшем - их последователи. Они акцентировали внимание на угнетенном положении женщин при капитализме в связи с возникновением частной собственности в обществе. Одной из задач марксизма было привлечение женщин на сторону социализма, и только так виделась возможность покончить с эксплуатацией и угнетением женщин. В русле марксистского учения о неравенстве мужчин и женщин на производстве, неравенстве внутри общества возникло новое направление феминизма - марксистский феминизм. Опираясь на учения Маркса и Энгельса, исследователи объясняют проблемы дискриминации женщин, разделение труда по признаку пола.
Во второй половине XIX века немецкий философ Ф. Ницше, во многом символизировавший переход от классической философии к неклассической, немало внимания уделял проблеме пола. Он считал, что при разрешении вечного вопроса «мужчина и женщина» мечтания о равноправии, равенстве воспитания, равенстве притязаний и обязанностей есть признак плоскоумия. Человек, который так считает, никогда не достигнет «умственной глубины». Ницше считал, что мужчина всегда должен думать о женщине по-восточному, видеть в ней предмет обладания, собственности, предназначенный для служения.
Новые
взгляды на взаимоотношение полов
формируются представителями
Начало философии пола ХХ века связано с именем немецкого исследователя Отто Вейнингера и его книгой «Пол и характер» (1903), в которой он развивает идею бисексуальности, двуполости мужчины и женщины.
Целая эпоха в исследовании межполовых отношений связана с именем З. Фрейда и культурой психоанализа. З. Фрейд объясняет психические различия между полами с точки зрения инстинктов, либидо (сексуальное влечение). Большое внимание Фрейд уделял эдипову комплексу - любви к матери и ненависти к отцу и связанному с этим комплексу кастрации, объяснению сексуального влечения на уровне подсознания.
Один из последователей и одновременно критиков З. Фрейда, Э. Фромм в своей знаменитой работе «мужчина и женщина» обращает внимание на трансформацию социальных ролей мужчины и женщины и утверждает, что происходит заметное уменьшение и стирание различий между полами.
Одной из известных представительниц французской философии пола середины XX века была Симуна де Бовуар. Её знаменитая книга «Второй пол», вышедшая в свет в 1949 году, на протяжении многих лет почиталась женщинами всего мира как «новая библия». В этой работе С. Де Бовуар пыталась ответить на ключевые вопросы гендерных отношений, которые интересовали общество на протяжении многих веков. Эту проблематику она рассматривает в историко-философском, биологическом, психологическом и других аспектах. [2]
Важным толчком в изучении гендерной проблематики послужило широкое распространение в западном обществоведении конкретных социологических исследований. В связи с растущим интересом к такого рода исследованиям в социологии произошел сдвиг от изучения «женского вопроса» к изучению пола. Смещение акцента скорее на «пол», а не просто на «женщин» позволило заняться изучением мужских качеств. Развитие культуры постмодернизма привело к акцентированию гибкой природы пола и личности.