Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:57, реферат
С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.
Осмотр храмовых коллекций мог проходить в сопровождении служителя, который исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей ценностью в глазах посетителей она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались новые изваяния. Многие посвящаемые в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы не всегда знали имена создателя и изображенных персонажей.
Заключение
Весь путь развития культурного мировоззрения человека говорит об изначальной его потребности сохранять, оберегать и передавать следующим поколениям предметы как носителей социальной памяти, которые наряду с сакрально-религиозным содержанием, обладали и эстетической ценностью.
В зависимости от того, чем жил человек и его окружение, каково было его сознание и мироощущение, идеалы времени и приоритеты общества, такова была “магия” вещей, их функции и ценность, и пространство для них.
Наскальные
“картинные галереи” и сакральные
пещеры, священные рощи греков и
мусейоны с вотивными подношениями
богам, философские мусеи как
цитадель эллинистической мудрости,
языческие храмы с
В ходе проделанной работы были сделаны следующие выводы:
1)
Уже на ранней ступени
2)
В Античную эпоху собирание
предметов культуры и природы
возникло в мусейонах,
Далее,
с развитием человеческого
Таким образом, античный мусейон выполнял ряд функций: культовую, как место поклонения божествам, где скапливались первые “экспонаты” - дары и подношения; просветительскую, когда мусейон становится местом проведения творческих состязаний, а также частью философских школ; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой культуре появляются древнеримские храмовые и частные собрания.
Что касается Древнего Рима, то здесь сложилась система управления, охраны, экспозиции, реставрации и других элементов “музейного дела” в отношении произведений искусства. А как явление, целенаправленное собирательство возникает лишь в эпоху эллинизма, на фоне которой начинается процесс формирования института частного коллекционирования.
Так с самых древних времен появился импульс тому, что во всей последующей истории человечества будет называться вначале ритуальным и религиозным собранием, затем коллекционированием, и, наконец, музеем.
Таким образом, возникновение музея как феномена культуры изначально связано с оформлением двух элементов - пространства и предмета. Пространства, как особой среды вне времени, соединяющей материальное и духовное, священное и мирское; предмета - как символа сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте, Гармонии и Идеале.
Список литературы
1. Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры. - М.: Петрополис, 2001. - 224 с.
2. Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. - 370 с.
3. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - М.; 1994. - №4. - С. 445-460.
4. Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- №12. - С. 209-221.
5. Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- № 11. - С. 72-74.
6. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - 259 с.
7. Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.
8. Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. - 426 с.
Информация о работе Музей – сокровищница и храм Муз. Первые коллекции в Древней Греции и Риме