Музей – сокровищница и храм Муз. Первые коллекции в Древней Греции и Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

Осмотр  храмовых коллекций мог проходить  в сопровождении служителя, который  исполнял при этом функции гида-экскурсовода. Он владел необходимым набором информации об имеющихся в храме предметах, так как в Риме, как и в  Греции, составлялись описи всех их поступлений. Посетители, обычно проводились  устоявшимся маршрутом, а сообщаемая им информация касалась, прежде всего, связанных с экспонатом легенд, авторства  и прежних владельцев. Чем больше прославленных имен было в “послужном списке” предмета, тем большей  ценностью в глазах посетителей  она обладала. Естественно, это способствовало развитию творческой фантазии гидов. Отсюда были случаи, когда информация служителей не отличалась достоверностью. Надуманность вызывалась и тем, что статуи могли  привозить в Рим без баз, на которые потом устанавливались  новые изваяния. Многие посвящаемые  в храм произведения искусства были трофейными, поэтому их новые владельцы  не всегда знали имена создателя  и изображенных персонажей.

 

 

 

Заключение

Весь  путь развития культурного мировоззрения  человека говорит об изначальной  его потребности сохранять, оберегать  и передавать следующим поколениям предметы как носителей социальной памяти, которые наряду с сакрально-религиозным  содержанием, обладали и эстетической ценностью.

В зависимости от того, чем жил человек  и его окружение, каково было его  сознание и мироощущение, идеалы времени  и приоритеты общества, такова была “магия” вещей, их функции и ценность, и пространство для них.

Наскальные  “картинные галереи” и сакральные пещеры, священные рощи греков и  мусейоны с вотивными подношениями богам, философские мусеи как  цитадель эллинистической мудрости, языческие храмы с сокровищницами, загородные виллы римской элиты  с художественными и скульптурными собраниями - все они служили посредниками в общении с иными, невидимыми мирами, с Богом и вечностью.

В ходе проделанной работы были сделаны  следующие выводы:

1) Уже на ранней ступени развития  общества образовался сакральный  храм-святилище, - Протомузей - своеобразный  медиум человеческой жизни, который  являлся не только природным,  но и ритуально-символическим  пространством, где каждый предмет  или изображение несли в себе  глубокий культовый и магический  смысл. Древний Протомузей выполнял  задачу отбора, хранения и передачи  наиболее значимых ценностей  первобытной культуры, специфическим  образом структуровал культурное  пространство на этой ранней  ступени его развития.

2) В Античную эпоху собирание  предметов культуры и природы  возникло в мусейонах, древнегреческих  храмах, мусеях. На начальном этапе  оно носило сакральный, культовый  характер в виде даров богам,  когда все предметы культа, через  которые сохранялась связь с  высшими божественными силами, считались  особенными, которые следовало почитать  в священных рощах и оберегать  для потомков для непрерываемой  связи времен, дабы не нарушить  нерушимый порядок Космоса. Так  появлялись первые коллекции,  каждая вещь которых освящалась  через мифологически-религиозное  сознание, а первыми хранителями-коллекционерами  стали особые служители - жрецы.

Далее, с развитием человеческого познания, утверждения человека как центра Универсума, эллин стал стремиться собирать те “экспонаты”, которые  давали пищу для его ума. Собрания предметов стали частью философских  школ, мусеев. “Музейное” пространство священных рощ и храмов сменилось  пространством помещений для  первых коллекций, которые гармонично вписывались в комплекс библиотек, комнат для бесед и занятий.

Таким образом, античный мусейон выполнял ряд функций: культовую, как место  поклонения божествам, где скапливались первые “экспонаты” - дары и подношения; просветительскую, когда мусейон  становится местом проведения творческих состязаний, а также частью философских  школ; коллекционную, когда в стремлении прикоснуться к древнегреческой  культуре появляются древнеримские  храмовые и частные собрания.

Что касается Древнего Рима, то здесь сложилась  система управления, охраны, экспозиции, реставрации и других элементов  “музейного дела” в отношении  произведений искусства. А как явление, целенаправленное собирательство возникает  лишь в эпоху эллинизма, на фоне которой  начинается процесс формирования института  частного коллекционирования.

Так с самых древних времен появился импульс тому, что во всей последующей  истории человечества будет называться вначале ритуальным и религиозным  собранием, затем коллекционированием, и, наконец, музеем.

Таким образом, возникновение музея как  феномена культуры изначально связано  с оформлением двух элементов - пространства и предмета. Пространства, как особой среды вне времени, соединяющей  материальное и духовное, священное  и мирское; предмета - как символа  сакральности, воплощения культурных представлений человечества о Красоте, Гармонии и Идеале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Калугина Т.П. Художественный  музей как феномен культуры. - М.: Петрополис, 2001. - 224 с. 

2. Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. - 370 с.

3. Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - М.; 1994. - №4. - С. 445-460.

4. Калугина Т.П. Культура - “музеефикатор”: метафора и реальность//Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- №12. - С. 209-221.

5. Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001.- № 11. - С. 72-74.

6. Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - 259 с.

7. Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. - 192 с.

8. Хадсон К. Влиятельные музеи. - Новосибирск: Собирский хронограф, 2001. - 426 с.


Информация о работе Музей – сокровищница и храм Муз. Первые коллекции в Древней Греции и Риме