Музей – сокровищница и храм Муз. Первые коллекции в Древней Греции и Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 10:57, реферат

Описание работы

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места в нем, которое будет воплощать идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 49.28 Кб (Скачать)

 

Введение

С древних времен люди начали осознавать, что им необходимо особое пространство, которое будет поддерживать связь  с высшими идеалами, помогать осмыслению и познанию мира, собственного места  в нем, которое будет воплощать  идеи наследия, преемственности традиций и обычаев.

Музей - уникальное явление истории и  культуры, общественное хранилище времени. Он выступает средством расширения культурного горизонта, оформляет в историческом контексте процессы общения и взаимодействия носителей различных культур и субкультур, представителей различных социальных, возрастных, этнических групп. В широком смысле музеем называется любое собрание, выставка, коллекция.

До  того, как музей стал социальным институтом новоевропейской культуры он прошел долгий процесс коллекционирования предметов культуры и природы, которые  в разные исторические эпохи наделялись определенной ценностью. Этот процесс  “музеефикации” предметов уходит истоками в первобытное общество.

Первобытный Протомузей - храм-пещера, заполненный  рисунками, культовыми предметами был  и природным, и ритуально-символическим  пространством, которое строилось  по принципу: периодическое повторение того, что было, создает уверенность  в том, что есть нечто абсолютное. И хотя это “нечто” имеет сверхчеловеческую  природу, тем не менее, оно становится доступным в ритуальных действиях, которыми руководили шаманы.

Возникновение музея как феномена культуры основывалось на преодолении порядка существования, то есть на вытеснении старшего поколения  младшим. Первобытный человек жил как бы в двух временных пластах: он устремлялся в будущее (рос, взрослел, старел) и обращался в прошлое - к своему истоку, носителем которой были предки, оставшиеся в памяти, и старики - хранители живой традиции (См.: Ломако О.М. Идея музея в генезисе культурного пространства // Symposium. - СПб.: Философское общество, 2001. - № 11. - С. 72..).

Первобытный Протомузей создавал то пространство, где каждый участник ритуала ощущал себя частицей рода, переживая традицию не как нечто прошедшее, а как  постоянно текущее настоящее, в  котором авторитет старших был  абсолютной ценностью, который был  глубоко символичен, отсюда образ  мудрого старца воплощал потребность  удержать прошлое в его целостном  бытии, культивируя тем самым  идею “музейности”.

Так как весь ритуал переживался как  истинная реальность, все, что относилось к ней, приобретало магический смысл. Отсюда, все культовые предметы обретали сакральность, их необходимо было оберегать, хранить в специально отведенных “священных” местах, и к которым имели право прикасаться лишь посредники миров - “первобытные маги”, они же следили за тем, чтобы эти раритеты передавались из поколения в поколение, тем самым, сохраняя традицию, транслировали постепенно накапливаемый человеческий опыт во всей его полноте. Речь шла не столько о передаче “чисто художественного и материального наследия” пещер, сколько о сохранности наиболее существенного - идей и понятий, которые скрывались за образами первобытного искусства, в первую очередь магического ритуала. (См.: Там же - С. 73.)

Таким образом, протомузей возник как организующий центр становящегося культурного  пространства. При этом под “прото”  понимается не временный смысл, а  определенная “первопричина”. Протомузей стал святым пространством, имел самостоятельную  ценность. Это место являлось символом Мира, репрезентируя его ценности, ценности культуры, так как оно  создано человеком.

 

1. Мусейоны Древней Греции

В Античную эпоху были заложены основные направления в философии, архитектуре, литературе, законодательстве и т.д. Несомненно, что все созданное  человеческим гением в эпоху Эллады и Древнего Рима получило в дальнейшем осмысление и творческое развитие. Не стали исключением понятие  “музей” и вся сфера античного  коллекционирования.

Именно  этимологию слова “музей” ввели  в культурный обиход человечества древние  греки, но в античности оно не употреблялось  по отношению к собранию предметов. Древнегреческое слово “мусейон” (museion) в переводе означает “место, посвященное  музам”, то есть святилище муз. Так, в Элладе, у истоков греческой  культуры возникает Музей как  храм Муз - дочерей богини памяти Мнемозины.

Первоначально мусейоны представляли собой сакральные портики с жертвенником, которые  располагались в рощах, предгорьях, у родников, поскольку вначале  музы почитались покровительницами  источников воды, а позднее - искусств и наук, дарующими творческое вдохновение, поэтому культ муз играл важную роль в сообществах ученых. Отсюда и название храма, который воспринимался  в ту эпоху как место связи  человека с высшими божествами путем  проявления его духовных и творческих способностей.

Древние греки - наиболее из всех древних цивилизаций  были естественными и жизнелюбивыми. Поклоняясь силам природы, неслучайно они выбрали место для “общения”  с ее духами водные источники в  окружении леса - так рощи становятся “священными”, где оставлялись  дары богам, которые осуществляли связь  с Божественным.

В священных рощах, в местах поклонения музам - мусейонах, стали со временем строить вместо скромных жертвенников храмы, где постепенно накапливались  дары богам - храмовые сокровищницы. Они  представляли собой вотивные предметы (от латинского votives - посвященный богам), которые, согласно религиозной традиции, приносились божествам по обету, в честь одержанной победы, для  исцеления, исполнения просьбы, при  покаянии.

Если  сначала приношения в храмы богам  были в виде бытовых предметов-символов: глиняные, серебряные, золотые изделия, изображавшие виноградную лозу, деревья, животные, растения, то потом стали  изготавливать специальные вещи, не употреблявшиеся в быту, а предназначенные  только для божества.

Богам посвящались скульптурные изображения  людей, животных, статуи (часто статуи Артемиды и Аполлона), вазы, живописные работы, военные трофеи (луки, мечи, шлемы), которые демонстрировались  во время триумфальных шествий, приносились  в дар храмам и часто выставлялись как свидетельства военной мощи государства. Например, в храме Асклепия в Никомедии выставлялся на обозрение  меч легендарного эфиопского царя Мемнона.

В составе трофеев присутствовали и предметы, связанные с культурой  народов - варваров, а также образцы  экзотической природы. Например, в древнегреческих  храмовых собраниях могли храниться  кости гигантских животных, известных  в настоящее время как окаменелости. Они выставлялись на обозрение и  трактовались как останки расы титанов, согласно мифологии, населяющих когда-то Землю. Выставлявшиеся на обозрение  диковинки природы демонстрировались  как свидетельства жизни мифологических персонажей. (См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С 72.)

Существовали  “постоянные” экспозиции из храмовых собраний, иллюстрировавшие военные  и политические события жизни  полиса, например, художественные изображения  отдельных сцен Троянской войны.

Со  временем сокровищницы греческих храмов стали пополняться изделиями из драгоценных металлов, слитками из золота и серебра; все более разнообразным становились их собрания. Так, в сокровищнице храма Аполлона Делосского хранились: серебряная, золотая посуда с резьбой, инструктированная драгоценными камнями; курительницы, светильники, материи, расшитые золотом, пурпуром и служившие одеждой изображению божества или жрецам, ювелирные изделия, шкатулки для благовоний, из слоновой кости с золотой инкрустацией (См.: Сотникова С.И. Музеология. - М.: Дрофа, 2004. - С. 44..).

Именно  из вотивных даров, военных трофеев, природных редкостей, которые связывали  с мифами, и складывались первые коллекции античности, находившиеся в святилищах, храмах, в специально сооружаемых сокровищницах при  культовых постройках, а также  в тезаурусах.

Последние представляли собой круглые подземные  пещеры, устроенные из камня, и служившие  либо для хранения оружия и драгоценностей, либо царскими усыпальницами, а, может  быть, и удовлетворявшие разом  обоим назначениям. Раскопки, произведенные  Шлиманом в Микенах, где находился  самый знаменитый древнегреческий  тезаурус - “Сокровищница Атрея”, доставили  множество предметов: сосуды, оружие, воинские доспехи, золотые украшения.

Ведали  вотивными дарами особые служители, которые занимались не только их охраной, но и учетом. В подробных списках  указывались наименование предмета, материал, из которого он изготовлен, вес, степень сохранности, имя бога, которому он посвящен, повод и дата посвящения, принадлежность дарителя. Периодически, чтобы избавиться от разрушенных  временем предметов и освободить место для новых поступлений, составлялись списки вещей на изъятие, утверждавшиеся советом храма. Ничего уничтожать не разрешалось. Поэтому  не обладавшие художественной ценностью  изделия из золота и серебра переплавляли в слитки, которые затем посвящали  богам, а не имеющие материальной ценности предметы зарывали в специальные  храмовые резервуары, или подземные  хранилища. Например, одно из них было обнаружено археологами на юге Италии при раскопке храма богини Геры, основанного греческими колонистами  в районе Пестума (греческое название - Посейдония). В нем было найдено 30 тыс. вотивных даров, что говорит  о значительных размерах храмовых собраний (См.: Макарова Н.Г. Музей как социально-эстетический феномен. - М.: Искусство, 1987. - С. 92-93..).

Но  постепенно ритуальные предметы культа теряли свою исключительную сакральность и доступность лишь посвященным. Древнегреческий человек все  более освобождался от страха перед высшими божествами. Поэтому он уже имел право использовать эти “музеефицированные” раритеты для собственных нужд. Эти собрания приобрели со временем прагматический характер, то есть использовались не только в богослужении, но и в оформлении интерьеров и внешнего облика храмов, царских дворцов.

Кроме этого, в периоды экономического и политического спада храмовые сокровищницы служили своеобразными  “банками”, играя роль общественной казны. Например, в “Илиаде” говорится  об использовании сокровищ храма  троянским царем для выкупа им тела убитого сына. В литературе есть свидетельства использования  слитков металлов из храмовых сокровищ для переплавки оружия во время Пелопонесской  войны.

Храмовые  сокровища использовались и при  проведении больших религиозных  праздников, включавших различные виды состязаний. После соревнований и  шествий сокровищница храма пополнялась  драгоценными вазами, амфорами и наградами. Во время грандиозных праздников храмы посещали многочисленные гости, которые знакомились с памятниками, окутанными легендами, а также с выставленными из храмовых сокровищниц раритетами. Так зарождался экскурсионный обзор, ознакомление с предметами культа и искусства. Например, во время Олимпийских игр паломники посещали зал Эхо, чтобы услышать, как его стены семь раз повторяют одно и то же слово; увидеть сделанные по обету жертвоприношения. При этом участники, гости, победители соревнований и паломники жертвовали что-либо храму по своим возможностям.

Кроме того, победители Олимпийских игр  имели право помещать собственную  статую в Алтис - священную рощу в  Олимпии. Статуя могла быть установлена  и на площади, или в гимназии родного  города. Таким образом, складывается традиция экспозиции, доступного показа произведения искусства.

В Элладе служение музам выражалось не только в религиозном почитании  и пожертвованиях, но и в пытливом поиске истин, в познании Космоса, поэтому  в мусейонах гармонично соединилось  поклонение божественному и попытка  воспроизвести сакральные знания на земле, приблизиться к ним.

Древнегреческая культура освобождалась от архаических  форм, представлений об окружающем мире и месте человека в нем. Собрания предметов стали накапливаться  не только в храмовых сокровищницах, но в центрах светской интеллектуальной жизни. В результате менялись сущность и функции мусейона.

Так в Греции появляется “мусей” - философское  учреждение. Мусей становился частью философской школы. Например, в Академии Платона, объединившая в своих стенах различные науки было свое собственное святилище муз - мусейон, а для совершения обрядов на каждый день месяца из числа слушателей назначались “служитель муз” и “приноситель священных жертв”.

Мусейон существовал и при философской  школе Аристотеля - Ликее. Аристотель был первым, кто стал собирать предметы искусства и “природные” экспонаты. Но мусейон появился уже после  его смерти стараниями его ученика  Теофраста, при котором сложилась  практика более широкого толкования понятия “мусей”, означающего помещение, где не только совершаются религиозные  обряды, но и ведутся беседы, обучение, хранятся коллекции.

Так происходит трансформация мусейона в мусей, чьи функции сводились  лишь формально к культовым, а  в реальности относились к познавательным, интеллектуальным и творческим. И, конечно  же, в таких собраниях находились и религиозные раритеты, и предметы, представлявшие “земные” интересы.

Так как, мусеи становились центрами интеллектуальной жизни греков, которая  в свою очередь славилась агональностью  во всех сферах культурной жизни, то постепенно в них накапливались собрания вещей, связанных с награждениями - скульптурных, художественных изображений  муз и победителей.

Когда мусеи служили местом проведения состязаний поэтов, они становились  центрами литературных сообществ. Такими соревнованиями славился один из первых мусейонов - Феспийское святилище муз, которое располагалось на склоне горы Геликон в Беотии. Здесь, раз  в пять лет проходили празднества  в честь муз - Мусеи. В самом  святилище и в священной роще были изваяния богинь, богов, выполненных  скульпторами Кефисодотом и Праксителем, статуи бога Диониса работы Мирона и Лисиппа, мраморный Эрот Праксителя (См.: Кузьмина Е.Е. Музееведение: музеи мира. - М.: Приор, 1993. - С. 57..).

 

2. Коллекционирование в Древней Греции

Следующим этапом на пути становления музея  как социокультурного института  становится коллекционирование, которое  считается предшественником современного музея. В практике собирания, хранения и презентации древних собраний накапливался и осмысливался опыт работы с предметами, определивший в дальнейшем основные направления музейной деятельности.

Первыми коллекциями стали специальные  хранилища для живописных и скульптурных работ, которые появились в Древней  Греции. Произведения живописи помещались в специально отведенные места - пинакотеки (с греч. - pinax - доска, картина и theke - хранилище), собрания скульптур назывались глиптотеками (с греч. - glyptos -изваянный). Так, собрания картин, скульптур, резных камней получают наименования, этимология которых восходит к особенностям создания предметов (См.: Каган М.С. Музей в системе культуры // Вопросы искусствознания. - М.; 1994. - №4. - С. 450..).

Пинаки - картины, выполненные восковыми красками на деревянных и терракотовых дощечках. Греческие мастера работали в технике энкаустики: красители растирались с воском, а готовые краски сильно подогревались и в полужидком состоянии наносились на основу жесткой кистью.

Информация о работе Музей – сокровищница и храм Муз. Первые коллекции в Древней Греции и Риме