Мусульманская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.

Содержание

Введе-ние................................................................................................. 3

Мусульманская рели-гия........................................................................ 4

Возникновение и школы мусульманского пра-ва................................ 6

Государственный строй Арабского халифа-та..................................... 8

Искусство мусульманских наро-дов..................................................... 11

Заключе-ние............................................................................................. 21

Список используемой литерату-ры....................................................... 22

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

      История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных  видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.

      Однако  объяснение основных особенностей средневекового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества,  вступившего в эпоху феодализма.

      Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.

      Условность  «языка» средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.

      В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью.

      Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению.

      К особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.

      Своеобразный  декоративно-орнаментальный строй  художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства.

      В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).

      Средневековые архитекторы Арабского Востока  создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.

      Широкое применение в архитектуре  получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания  в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.

      Исключительно важная роль в художественной культуре принадлежала прикладному искусству. В художественных ремеслах нашли  яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор. В прикладном декоративном искусстве  особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства  присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.

      Основным  видом живописи, получившим развитие  в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.

      В XVI веке большинство стран было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культурны и искусства. Оно жило в произведениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стремились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.

      Купцы кочевали из одной страны в другую, привозя из других стран диковинные вещицы, не подозревая что в Европе через некоторое время начнется разгар нешуточных страстей. Европа хотела шелка и пряности, масла и ароматы Востока. 
 
 
 
 
 

Заключение

    В заключении хочу сказать, что на земле  не хватит ни одной человеческой жизни, чтобы изучить и описать все  культурное многообразие человечества. Но изучать культуры можно не только путем их подробного описания. Чтобы понять черты мусульманской культуры, смоделировать тенденции ее становления, развития и угасания, восстановит отличительные особенности и проследить за взаимовлиянием с другими культурами, недостаточно знания только условий и факторов их конкретно- исторического существования.

    Чтобы изучить и дать описание маленькой  крупицы средневековой мусульманской культуры, мне необходимо было использовать методы, позволяющие глубоко прочувствовать культуру, понять и полюбить ее, найти место среди других культур, а также определить степень участия в мировом цивилизационном процессе, выделить общие механизмы и тенденции развития.

    Такое теоретическое постижение культуры составляет предмет молодой, быстро развивающейся дисциплины- культурология.

    Осваивая  мусульманскую культуру, мы с вами осваиваем те ценности и идеалы, которые унаследовали от прошлых  поколений.

    Культурные  ценности- специфический феномен, они  существуют как явления, воплощающие в себя не только прошлый опыт, настоящие достижения, но и определяя будущее.

    «Средневековая  мусульманская культура» - не описана  как единое целое ни в одном  издании современников, поэтому  мне пришлось изучить и рассмотреть  множество книг, журналов, учебников, энциклопедий и т.д. для написания реферата, о чем я нисколько не сожалею.   
 

 

    
    Список  используемой литературы
 
  1. История открытий – энциклопедия. Перевод с англ. А.М. Голова. Москва. « Росмэн» 2008г. (стр. 58-59, 100-101, 132-133).
  2. Энциклопедия для детей. т.1. (Всемирная исторя). –3е изд., перераб. и доп./ Сост. С.Т. Исмаилов.- М.: Аванта+, 2007. – 704 с.: ил.
  3. Искусство арабских народов. Перераб и доп./ Сост Б. Веймарн, - М.: Изд-во Эксмо, 2003. –640с.: ил.
  4. История религий востока. Л.С. Васильев-Ростов н/Дону, идательский центр «Март», 1999. (стр. 131- 133)
  5. История государства и права зарубежных стран.в 5 т. /Сост.  П.Н. Галазны./ т.1- ИНФРА- М.,  2009.(стр. 420-421)
  6. Введение в религиоведение. – А.А. Радугин –М.: ЮНВЕС, 2006. (189стр.)
  7. Религии мира. Энциклопедия.т.6 – Сост. С.Т. Исмаилов.- М.: «Аванта+» 1996. 230

Информация о работе Мусульманская культура