Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат
Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
Введе-ние................................................................................................. 3
Мусульманская рели-гия........................................................................ 4
Возникновение и школы мусульманского пра-ва................................ 6
Государственный строй Арабского халифа-та..................................... 8
Искусство мусульманских наро-дов..................................................... 11
Заключе-ние............................................................................................. 21
Список используемой литерату-ры....................................................... 22
История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток на развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.
Однако объяснение основных особенностей средневекового искусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие. Содержание художественного творчества народов Арабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход развития общества, вступившего в эпоху феодализма.
Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав для художественных произведений свой особый образный язык.
Условность «языка» средневекового изобразительного искусства у большинства народов была связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство декоративной фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре составляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений художников той эпохи.
В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью.
Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и часто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны также памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному решению.
К
особенностям арабского средневекового
искусства относится также
Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства.
В архитектуре жилищ издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительности достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).
Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые типы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.
Широкое применение в архитектуре получили сталактиты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающими один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от квадрата стен к кругу купола.
Исключительно важная роль в художественной культуре принадлежала прикладному искусству. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор. В прикладном декоративном искусстве особенно ярко проявилось значение культуры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям прикладного искусства присуще еще одно важное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с архитектурным интерьером.
Основным видом живописи, получившим развитие в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Мастера широко пользовались этой возможностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.
В XVI веке большинство стран было захвачено Османской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культурны и искусства. Оно жило в произведениях арабских крестьян и ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стремились в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о прекрасном.
Купцы
кочевали из одной страны в другую,
привозя из других стран диковинные
вещицы, не подозревая что в Европе через
некоторое время начнется разгар нешуточных
страстей. Европа хотела шелка и пряности,
масла и ароматы Востока.
В заключении хочу сказать, что на земле не хватит ни одной человеческой жизни, чтобы изучить и описать все культурное многообразие человечества. Но изучать культуры можно не только путем их подробного описания. Чтобы понять черты мусульманской культуры, смоделировать тенденции ее становления, развития и угасания, восстановит отличительные особенности и проследить за взаимовлиянием с другими культурами, недостаточно знания только условий и факторов их конкретно- исторического существования.
Чтобы
изучить и дать описание маленькой
крупицы средневековой
Такое теоретическое постижение культуры составляет предмет молодой, быстро развивающейся дисциплины- культурология.
Осваивая мусульманскую культуру, мы с вами осваиваем те ценности и идеалы, которые унаследовали от прошлых поколений.
Культурные ценности- специфический феномен, они существуют как явления, воплощающие в себя не только прошлый опыт, настоящие достижения, но и определяя будущее.
«Средневековая
мусульманская культура» - не описана
как единое целое ни в одном
издании современников, поэтому
мне пришлось изучить и рассмотреть
множество книг, журналов, учебников,
энциклопедий и т.д. для написания реферата,
о чем я нисколько не сожалею.