Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат
Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
Введе-ние................................................................................................. 3
Мусульманская рели-гия........................................................................ 4
Возникновение и школы мусульманского пра-ва................................ 6
Государственный строй Арабского халифа-та..................................... 8
Искусство мусульманских наро-дов..................................................... 11
Заключе-ние............................................................................................. 21
Список используемой литерату-ры....................................................... 22
Развитие
арабского общества подчинялось
основным -закономерностям эволюции
восточных средневековых
Характерными чертами мусульманского общества были доминирующее положения государственной собственности на землю с широким использованием рабского труда в государственном хозяйстве (рудники, мастерские), государственная эксплуатация крестьян посредством ренты-налога в пользу правящей верхушки, религиозно-государственная регламентация всех сфер общественной жизни, отсутствие четко выраженных сословных групп, особого статуса городов, каких-либо свобод и привилегий.
Поскольку юридическое положение личности определялось вероисповеданием, на первый план выступили различия в правовом статусе мусульман и немусульман (зиммиев). Первоначально отношение к покоренным земмиевам отличалось достаточной терпимостью: они сохраняли самоуправление, свой язык и собственные суды. Однако со временем их приниженное положение становилось все более очевидным: их взаимоотношения с мусульманами регламентировались мусульманским правом, они не могли вступать в браки с мусульманами, должны были носить отличающую их одежду, снабжать арабское войско продуктами, уплачивать тяжелый поземельный налог и подушную подать.
На первом этапе развития халифат представлял собой централизованную теократическую монархию. В руках халифа была сосредоточена духовная (иммат) и светская (эмират) власть, которая считалась неделимой и неограниченной. Первые халифы избирались мусульманской знатью, однако довольно скоро власть халифа стала передаваться по завещательному распоряжению.
В дальнейшем главным советником и высшим должностным лицом при халифе стал визирь. Согласно мусульманскому праву, визири могли быть двух типов: с широкой властью или с ограниченными полномочиями, т.е. только исполняющие приказания халифа. К числу важных чиновников при дворе относились также начальник личной охраны халифа, заведующий полицией, особый чиновник, осуществляющий надзор за другими должностными лицами.
Центральными органами государственного управления являлись специальные правительственные канцелярии - диваны. Диван военных дел ведал оснащением и вооружением армии. В нем велись списки людей, входивших в состав постоянного войска, с указанием получаемого им жалования или размеров пожалований за военную службу. Диван внутренних дел контролировал финансовые органы, занятые учетом налоговых и других поступлений, с этой целью собирались необходимые статистические сведения. Особые функции выполнял диван почтовой службы. Он занимался доставкой почты и государственных грузов, руководил строительством и ремонтом дорог, караван-сараев и колодцев. Более того это учреждение фактически выполняло функции тайной полиции.
Территория халифата была разделена на провинции, управляемые как правило, военными наместниками - эмирами. Однако были и эмиры, назначенные из представителей местной знати, из бывших правителей завоеванных территорий. В ведении эмиров находились вооруженные силы, местный административно-финансовый и полицейский аппарат. Эмиры имели помощников - наибов.
Мелкие административные подразделения в халифате (города, селения) управлялись должностными лицами различных рангов и наименований. Нередко эти функции возлагались на руководителей местных мусульманских религиозных общин - старшин (шейхов).
Верховной судьей считался глава государства – халиф. Высшую судебную власть на практике осуществляла коллегия наиболее авторитетных богословов, которые также являлись правоведами. От имени халифа они назначали из представителей духовенства нижестоящих судей (кади) и специальных уполномоченных, которые контролировали их деятельность на местах.
Правомочия кади были обширны. Судебные решения кади были окончательными и обжалованию не подлежали.
В конце VII - середине VIII вв. Арабская армия стала состоять из двух основных частей (постоянного войска и добровольцев), и каждая находилась под командованием особого полководца. В постоянном войске особое место занимали привилегированные воины-мусульмане. Основным родом войск была легкая конница.
Огромная, состоящая из разнородных частей, средневековая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и авторитарно-теократические формы осуществления власти, не смогла долгое время существовать как единое целое.
Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского Халифата. После его падения мусульманское право не потеряло свое былое значение.
Средневековой мусульманской культуре принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Мусульманская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая мусульманская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности.
В исторической науке верное представление об мусульманской культуре было выработано не сразу. В странах с немусульманским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура мусульман, явились ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.
Архитектура и искусство древних государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встречаются изображения людей, животных и орнаменты.
Основную массу населения с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между государствами, создали условия для возникновения средневекового мусульманского государства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные отношения. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже ев IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата на отдельные государства.
Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьбой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне общественного развития, обладавшие различными культурными и художественными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем ми Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не распространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет место и в средневековой культуре мусульманских стран.
Важную роль в развитии мусульманской культуры играло ее взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Художественное творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных произведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней Азии.
Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках исламские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее украшение человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном поприще, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.
Определенное влияние на развитие средневекового искусства. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовали его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представлениям. Один из величайших ученых философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Сина создал «Канон»- огромный труд по медицине. Его книга оказала большое влияние на медицинскую практику в Европе вплоть до XVII в.. Исламский закон запрещает оперировать человеческое тело, поэтому «Канон» в основном посвящен диагностике и лечению недугов лекарствами, а так же их приготовлению. Другой капитальный труд Ибн Сины, «Исцеление», затрагивает широкий круг тем – от философии до математики и физики. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с атеистических позиций.
Алхимия занимала очень важное место в арабских странах. Алхимики искали способ превратить неблагородный метал в золото. Кроме занятий магией и заклинаниями, алхимики ставили и подлинно научные эксперименты. Их труды легли в основу многих современных наук, в том числе химии и минералогии (изучению минералов).
Аль- Рази известный в средневековой Европе как Розес был величайшим алхимиком исламского мира и одной из самых крупных фигур в медицине IX- X в. Аль- Рази оставил потомкам описание некоторых методов, практиковавшихся в алхимии, - например перегонки (кипячения жидкости до тех пор, пока она не превратиться в газ, и последующее его охлаждение снова до жидкого состояния). Аль- Рази оставил также описание лабораторий и упомянул о некоторых инструментах. Он является одним из первых в исламском мире автором по вопросам медицины, Аль – Рази написал больше 100 книг. самый знаменитый его труд- «Подробное описание», Эта книга посвящена буквально всем сторонам практической медицины того времени.
Еще одним величайшим ученым (физиком), того времени, является Ибн аль- Хайсам. Его труды по оптике столь обширны и обстоятельны, что легли в основу исследований многих европейских ученых, работающих над этой тематикой. В книге «Сокровище зрения» Аль- Хайсам отвергает идеи древних греков, предполагавших, что глаз излучает свет, направляя его на рассматриваемый объект. Он доказал, что наоборот, лучи света от объекта направляются в глаз. Он также изучал эффекты преломления света в линзах. Он первым создал «темный ящик»- камеру, на одну из стекол которой проецируется изображение. Аль- Хайсам воспользовался «темным ящиком», чтобы получить изображение Солнца во время солнечного затмения.
Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусство, обычно указывают на запрещение изображать живые существа под страховом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества. В мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако первоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сформулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятно в IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире. «Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать живое существо! В день последнего суда- лица, которых художник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать господа или человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы». Искусство Востока трудно спутать с искусством лютеранской Европы. В настенных орнаментах Мавзолея Пахлован Махмуда зашифрована модель мира понятная любому мусульманину.