Мусульманская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат

Описание работы

Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.

Содержание

Введе-ние................................................................................................. 3

Мусульманская рели-гия........................................................................ 4

Возникновение и школы мусульманского пра-ва................................ 6

Государственный строй Арабского халифа-та..................................... 8

Искусство мусульманских наро-дов..................................................... 11

Заключе-ние............................................................................................. 21

Список используемой литерату-ры....................................................... 22

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 107.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

 

Название курса : Культурология 
 
 

Тема : « Мусульманская культура» 
 
 

                                                                                           
Содержание
 
 
Введение................................................................................................. 3
   
Мусульманская религия........................................................................ 4
   
Возникновение и школы мусульманского права................................ 6
   
Государственный строй Арабского халифата..................................... 8
   
Искусство мусульманских народов..................................................... 11
   
Заключение............................................................................................. 21
   
Список  используемой литературы....................................................... 22
    Введение

    Каждый  из нас хоть раз был в музее. Аромат прошлой эпохи, вещи, созданные давно исчезнувшими цивилизациями, портреты некогда живших людей, таких далеких, но так похожих на нас...

    Множество культур, возникших в разное время  в разных регионах планеты, существовавших или существующих до сих пор, с  которыми мы знакомы благодаря книгам, музеям, научным исследованиям, путешествиям, составляют богатство человеческого рода, настоящую сокровищницу созданных человеком материальных и духовных ценностей.

    На  земле существует бесчисленное разнообразие культур, каждая из которых внесла или  вносит свой неповторимый вклад в  развитие мировой цивилизации. Я  сегодня предлагаю вам окунуться в мир средневековой эпохи, мир и культуру мусульман, в их неповторимый фольклор, разнообразие быта, которая сохранила и донесла до наших дней свои чувства и веру.

    В VII в. н.э. в Аравии пророк Мухаммед основал новую религию- ислам.  Спустя век после его смерти, в 632 г., его последователи (называвшиеся мусульманами ) создали огромную империю, простирающуюся от Испании до границ Китая. В арабском мире, особенно в эпоху между 900 и 1200 гг., процветали науки и искусства.

    Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.

    А теперь рассмотрим культуру мусульман  более  развернуто. 
 
 

    Средневековая мусульманская религия

    Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане и в наш век составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.

    "Ислам"  в переводе с арабского означает  покорность,       "мусульманство" ( от арабского " муслим " ) – предавший себя Аллаху.

    Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или Магомет ), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить.

    Маулид  – день рождения пророка Мухаммада  – отмечается 12 числа месяца  по лунному календарю. Это произошло  в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.

    Я не буду останавливаться на видениях и откровениях, неоднократно нисходивших на Мухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя это интересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неуверенность, все же решился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать Слово Божье. Не будем также останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф.

    Арабская  знать стремилась к усилению своей  власти путем захвата плодородного Йемена и вторжения боевых отрядов в области Византии и Ирана. Уже снаряжались войска, когда в 632г. Мухаммад умер. После раздоров из-за власти между старыми приверженцами Мухаммада и мединской знатью был избран "заместитель" пророка-халиф-купец Абу Бакр, тесть и друг Мухаммада. В дальнейшем каждый правитель арабов объявлял себя халифом. Был закреплен культ пророка Мухаммада, упорядочен Коран, записанный в основном уже при его жизни, месяц откровения пророка-рамазан стал временем мусульманского поста.

    Эти основы религии знал всякий мусульманин, и образованный и неграмотный. Почти всякий знал и «пять столпов» ислама, пять главных обязанностей верующих. Первый из них- молитва (салят). Молитва мусульман состоит  из ряда поклонов, сопровождаемых произнесением различных религиозных формул. Мусульманину  предписано пять молитв в сутки, свершать их можно и дома, и в мечете и в поле. Молитве предшествует ритуальное омовение.  Пятница является днем всеобщей молитве, когда все  мусульмане должны собираться на коллективную молитву в главную мечеть города, села, округ. Третьей ритуальной обязанностью мусульманина являлся пост (саум). Мусульманский пост заключался в воздержании от пищи, питья и развлечений.  Конец месяца рамадан и соответственно месячного поста отмечался праздником разговенья, вторым по значению праздником в исламе.

    Кроме ограничений, связанных с постом, в исламе существует большое количество запретов, регулирующих различные стороны жизни мусульманина. Мусульманину запрещено пить алкогольные напитки, есть свинину, играть в азартные игры. Ислам запрещает ростовщичество- риба. Четвертой обязанностью каждого мусульманина является хаджж- паломничество в Мекку к главной святыне ислама.

    Паломничество совершалось в месяце зу-ль-хиджжа, который, как рамадан, являлся месяцем  лунного календаря и потому приходился на разное время года. Пятой обязанностью мусульманина являлся закят- обязательный налог на имущество и доходы.

    Мужчина становился мусульманином после  того, как над ним в раннем возрасте совершался обряд обрезания. Заключение брака совершалось в присутствии духовных лиц, ими фиксировался и заключался брак, чтением  священных текстов Корана. Развод для мужчины мусульманина был относительно прост, для женщины осложнен, но тоже возможен. Ислам разрешает мужчине иметь до четырех жен, если он в состоянии их одинаково содержать.

    Мужчины – мусульмане должны были ходить с  покрытой головой. Для этого служили  разные шапочки, типа тюбетейки, а также  различные виды чалмы- шарфа, особо повязанного вокруг головы. Женщины должны были закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Традиционная одежда мусульман была широкая и удобная для носки.  Обычным атрибутом благочестивого мусульманина были четки из 99 или 33 бусин, служащих для счета славословий Аллаху.

     
    Возникновение и школы мусульманского права

      На  раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще  слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает  суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права.

      Опираясь  на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся  от богословия законоведы, в VIII – IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.

      Первым  и наиболее почитаемым из них был  Абу-ханифа . Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну , наибольшее внимание уделяла методам рая и кыяса, признавался также и иджма, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделялось и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату.

      Система Малика , маликизм, также опиралась  на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитала иджму и рай. Система Аш-Шафии , шафиизм, использовал иджму и кыяс и выступал против рая и истихсана. Система Ибн-Ханбала , ханбализм, опирался в основном на хадисы и лишь ограниченно использовал методы рая, иджмы и кияса.

      Все четыре мазхаба, хотя и спорят между  собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически  мирно сосуществовали и существуют в наше время, нередко в рамках одного и того же государства. Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат.

      Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.

      Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг.. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.

      Предписания шариата многочисленны и строги. За нарушение норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний (достаточно вспомнить в наши дни публичные казни в Чечне, провозгласившей приверженность шариату или популярный сериал «Клон»).

    Государственный строй Арабского  халифата

      Халифат как средневековое государство  сложился в результате обьединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.

      Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».

      Поиски  проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их.

      В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.

Информация о работе Мусульманская культура