Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 23:23, реферат
Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
Введе-ние................................................................................................. 3
Мусульманская рели-гия........................................................................ 4
Возникновение и школы мусульманского пра-ва................................ 6
Государственный строй Арабского халифа-та..................................... 8
Искусство мусульманских наро-дов..................................................... 11
Заключе-ние............................................................................................. 21
Список используемой литерату-ры....................................................... 22
Название курса
: Культурология
Тема :
« Мусульманская культура»
Введение...................... |
3 |
Мусульманская
религия....................... |
4 |
Возникновение
и школы мусульманского права......................... |
6 |
Государственный
строй Арабского халифата...................... |
8 |
Искусство
мусульманских народов......... |
11 |
Заключение.................... |
21 |
Список
используемой литературы.................... |
22 |
Каждый из нас хоть раз был в музее. Аромат прошлой эпохи, вещи, созданные давно исчезнувшими цивилизациями, портреты некогда живших людей, таких далеких, но так похожих на нас...
Множество культур, возникших в разное время в разных регионах планеты, существовавших или существующих до сих пор, с которыми мы знакомы благодаря книгам, музеям, научным исследованиям, путешествиям, составляют богатство человеческого рода, настоящую сокровищницу созданных человеком материальных и духовных ценностей.
На земле существует бесчисленное разнообразие культур, каждая из которых внесла или вносит свой неповторимый вклад в развитие мировой цивилизации. Я сегодня предлагаю вам окунуться в мир средневековой эпохи, мир и культуру мусульман, в их неповторимый фольклор, разнообразие быта, которая сохранила и донесла до наших дней свои чувства и веру.
В VII в. н.э. в Аравии пророк Мухаммед основал новую религию- ислам. Спустя век после его смерти, в 632 г., его последователи (называвшиеся мусульманами ) создали огромную империю, простирающуюся от Испании до границ Китая. В арабском мире, особенно в эпоху между 900 и 1200 гг., процветали науки и искусства.
Мусульмане, помимо собственного вклада в науку, воспринимали научные идеи и открытия народов, населявших завоеванные ими земли, особенно греков и персов. Тем самым исламские мысли сохранили и передали ученым средневековой Европы идеи античности. Не будь их, бесценные знания древности были бы бесследно утрачены.
А
теперь рассмотрим культуру мусульман
более развернуто.
Ислам – одна из трех ( наряду с буддизмом и христианством ) так называемых мировых религий, имеющая своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане и в наш век составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является идеологической системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику.
"Ислам"
в переводе с арабского
Основателем ислама является арабский " пророк " Мухаммад ( Мухаммед или Магомет ), значение которого на общие судьбы человечества трудно переоценить.
Маулид – день рождения пророка Мухаммада – отмечается 12 числа месяца по лунному календарю. Это произошло в " год слона ", т.е. в 570 г. Маулид совпадает с днем смерти Мухаммада. Символичное совпадение дат рождения и смерти, т.е. рождения для вечной жизни, было дано Мухаммаду Творцом в знак его особой миссии носителя Откровения, последнего, как считает ислам, Пророка в истории человечества.
Я не буду останавливаться на видениях и откровениях, неоднократно нисходивших на Мухаммада из-за ограничений работы по объему, хотя это интересно, скажу только, что Мухаммад, преодолев неуверенность, все же решился на то, чего требовал от него Аллах : он стал проповедовать Слово Божье. Не будем также останавливаться на арабских завоеваниях, которые сопровождали трудное распространение ислама по миру, скажу только , что в 630г. завоеванная Мекка после уничтожения изображения старых богов стала священным центром мусульман, куда ежегодно в месяц зулхиджа (последний месяц года) совершаются паломничества. Ятриб (Медина) остался столицей объединенного государства. В том же 630г. Мухаммаду подчинились кочевники внутренних областей Аравии и город Таиф.
На раннем этапе становления ислама богословие и правоведение были еще слиты воедино в рамках исламского правоведения (фикха). Позже возникает суннитское богословие (калам), возникшее на базе фикха и добившееся самостоятельности именно как богословие, свободное от правоведения . Но тем не менее калам многими своими корнями тесно связан с правоведением – задача толкования Корана и увязывания строгих догматов с реальными потребностями текущего момента всегда была связана в первую очередь с решением спорных проблем религиозно-правового характера. На авторитет специалистов по каламу опирались и законоведы в случае возникновения различных спорных проблем. Для решения этих проблем в исламе выработано несколько методов, в разной мере признававшихся и использовавшихся различными школами исламского (суннитского) права.
Опираясь на Коран и Сунну, как каноническую основу исламского права, обособившиеся от богословия законоведы, в VIII – IX вв. создали в рамках ортодоксального суннитского ислама четыре наиболее известные и сохранившие свое влияние и поныне школы исламского права. Их основателями были известные законоведы-имамы, по именам которых школы (мазхабы) и были названы.
Первым и наиболее почитаемым из них был Абу-ханифа . Система Ханифы, ханифизм, опираясь как и другие системы на Коран и Сунну , наибольшее внимание уделяла методам рая и кыяса, признавался также и иджма, но в значительно меньшей степени. Зато именно ханифизму принадлежит выдвижение на первый план метода истислах. Большое внимание уделялось и обычному праву арабского и других мусульманских народов – адату.
Система Малика , маликизм, также опиралась на методику истихсана, но из всех остальных методов предпочитала иджму и рай. Система Аш-Шафии , шафиизм, использовал иджму и кыяс и выступал против рая и истихсана. Система Ибн-Ханбала , ханбализм, опирался в основном на хадисы и лишь ограниченно использовал методы рая, иджмы и кияса.
Все четыре мазхаба, хотя и спорят между собой по различным вопросам права, методики и обрядности, практически мирно сосуществовали и существуют в наше время, нередко в рамках одного и того же государства. Эти четыре школы и включены в сводную систему мусульманского права – шариат.
Шариат (мусульманское право) представляет собой свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, – священные книги ислама, база, на которой основывается все вероучение ислама в целом, мировоззрение и поведение мусульман, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права.
Коран (от араб. "ал-куран" - "чтение вслух", "назидание") - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 гг.. Таким образом шариат - это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно связанные с его религиозно-мистическими представлениями.
Предписания
шариата многочисленны и
Халифат как средневековое государство сложился в результате обьединения арабских племен, центром расселения которых являлся Аравийский полуостров.
Характерной чертой возникновения государственности у арабов в VII в была религиозная окраска этого процесса, который сопровождался становлением новой мировой религии - ислама. Политическое движение за объединение племен под лозунгами отказа от язычества, многобожия, объективно отражавшие тенденции зарождения нового строя, получило название «ханифского».
Поиски проповедниками-ханифами новой истины и нового бога, происходившие под сильным влиянием иудаизма и христианства, связаны прежде всего с именем Мухаммеда. Мухамммед утверждал, что исламское учение не противоречит двум уже ранее распространенным монотеистическим религиям - иудаизму и христианству, но только подтверждает и уточняет их.
В истории средневековой империи, получившей название Арабский халифат, обычно выделяют два периода: дамасский и багдадский, которые соответствуют и основным этапам развития арабского средневекового общества и государства.