Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:09, реферат

Описание работы

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 46.71 Кб (Скачать)

    Интернет-сообщество и интернет-культуры

    С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет-технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре. Хакеры – компьютерные пользователи, программисты, придерживающиеся активной, наступательной линии поведения в сетевом пространстве. Объектами атаки хакеров являются чужие сайты и серверы, которые они взламывают, выводят из строя. В 1988 г. мир впервые испытал на себе мощь одного из самых эффективных хакерских орудий – компьютерного вируса.

    Некоторые специалисты предрекают возникновение  веб-мафии, которая займется кибершпионажем и кибертерроризмом. Вместе с тем хакеры как таковые выступают против корпоративности, они превыше всего ценят свободу и своеволие.

    Хакерами  в основном являются студенты вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность  хакеров затруднительно, потому что  общаются они преимущественно посредством  компьютерных сетей. Кроме того, не все хакеры осознают себя некоей общностью  со своими ценностями, нормами, специфическим  стилем.

    Индустриальные  и спортивные субкультуры

    В начале 20-го века с романтизацией  городского образа жизни и неспособности  части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры. Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры (к примеру, Fallout).

    Индустриальные (урбанистические) субкультуры (от лат. industria — деятельность, усердие, — то же, что «промышленность», от лат. sub — под, от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — субкультуры, чаще всего молодёжные, с акцентом в мировоззрении на роли города (англ. urbanization, от латинских слов urbanus — городской, urbs — город), индустриальных (промышленных) и технических элементах культуры.

    С развитием промышленности, и в  особенности появления компьютерных технологий в части молодежной культуры стала развиваться тенденция  противопоставления человека и Урбаноса (города). В результате произошла мифологизация города и техники, что и привело к образованию индустриальных субкультур.

    Характерными  чертами мировоззрения этих субкультур является:

  • Конфликт (борьба) города и человека
  • Город, как среда (Каменные джунгли).
  • Гиперболизация роли техники.
  • Постапокалиптический настрой.
  • Футуристические тенденции.

    Пик этих субкультур можно считать на конец 20-го начало 21 века. Индустриализация и передовые технологии, вместе с технологическим прогрессом, предоставляют в тоталитарном обществе благодатную почву для формирования субкультур индустриального характера, позволяя им дробиться и обретать неповторимые черты. Однако, чёткие следы индустриализации субкультур на данное время можно встретить далеко не у всех групп.

    К спортивным субкультурам можно отнести паркур, а также футбольных фанатов.

    Контркультуры

    Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

    Термин  «контркультура» впервые был  использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

    Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей.

    Особо ярко выражена контркультура была в  «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

    В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.

    Принцип образования контркультуры

    Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодежным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить все символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство[1], затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков[2].

    Классическим  примером контркультуры является также  уголовная среда, в замкнутой  и обособленной среде которой  постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально  «переворачивающие с ног на голову»  общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

    Старейшей является контркультура преступного  мира[6]. Её появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдалённые места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жёсткая субкультура с чёткой иерархической лестницей и своими законами[3]. В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

    В России после 90-х годов многие элементы этой субкультуры проникли в массовую культуру: элементы блатного жаргона, блатная песня и татуировки. Часто гопников относят к представителям уголовной субкультуры. Однако сами гопники («хулиганы»), не выделяют себя как особую субкультуру, и данное определение можно считать номинальным.

    Еще один яркий пример контркультуры — радикальная часть субкультуры скинхедов. Зародившись как музыкальная, эта субкультура долгое время была связана с музыкой регги и ска, но впоследствии часть скинхедов примкнула к радикальным политическим течениям. Однако не надо путать саму субкультуру, которая в общем аполитична (таковы, например, традиционные скинхеды) и радикальную часть субкультуры (контркультуру), которая связана с неонацистами, антикоммунистами и др. политическими убеждениями.

    Криминальная субкультура. Она отличается от обычной подростково- юношеской субкультуры асоциальными и криминальными содержанием, ярко выраженными тоталитарными способами влияния на поведение людей. Благодаря эмоциональному и игровому характеру, налету таинственности и необычности, ложной романтике, она  легко усваивается и быстро распространяется прежде всего в среде педагогически запущенных подростков и молодежи. В обычных условиях местами ее функционирования являются школьные и училищные туалеты, подъезды домов, подвалы, чердаки, отдаленные скверы, отдельные строения, а также потаенные места, слабо контролируемые официальными властями. В каждом населенном пункте может быть несколько таких мест, известных подросткам и молодежи и получивших на них жаргонные названия «тусовки»   
Усвоение норм и ценностей криминальной субкультуры является своеобразной формой самоутверждения личности, по каким-либо причинам не получившей признания или неудовлетворенной своей социальной ролью в системе официальных отношений. Это способ компенсации неудач, постигших подростка и молодого человека в системе отношений: в семье, школе, ПТУ, армии, в трудовом коллективе. 

    Важнейшие характеристики криминальной субкультуры: 

    - криминальная субкультура не  любит гласности. Жизнедеятельность  лиц, входящих в асоциальные  криминальные группы, в значительной  степени скрыта от глаз педагогов.  Нормы, ценности и требования  этой субкультуры демонстрируются  только, если нет им противодействия; 

    - место функционирования - «тусовки». «Тусовка», как правило, представляет собой общение с друзьями, обмен информацией, выпивки, «любовь в очередь», антиобщественное поведение;

    - наиболее значимые ценности –  деньги, порнография , секс, «тачка»(автомашина),посещение ресторанов, отдых на престижных курортах, работа в охране у банкиров, рэкет;

    - в криминальной субкультуре постоянно  обновляются и совершенствуются  ценности преступной среды (традиционные  заменяются новыми или трансформируются  в соответствии с требованиями  сегодняшнего дня).

    Важнейшие признаки криминальной субкультуры, свидетельствующие о ее наличии в среде несовершеннолетних в учреждении:

    любая субкультура – это «поле»  самоутверждения, способ самореализации личности, не получившей признания или неудовлетворенной своей ролью в системе официальных отношений.  
Нельзя по-обывательски сводить сущность молодежных субкультур к причудам и странностям «бесящейся от жиру», «неизвестно чего хотящей»,  
«похотливой и развратной молодежи».  
Успех работы с неформальными объединениями во многом будет зависеть от того, насколько будет преодолен «образ врага; формирующийся часто в сознании лиц, ответственных за воспитание подростков и молодежи профилактику правонарушений.  
Раздражение, недовольство, оскорбления по поводу причесок, атрибутов и увлечений ничего, кроме негативной обратной реакции, не дадут. Нужно говорить с молодежью «на одном языке», т.е. глубоко разбираться в волнующих ее проблемах, знать истоки модных, популярных течений, их позитивное  и негативное содержание и последствия.  
Некоторые педагоги предлагают путь разобщения групп, но практика показывает, что он малоэффективен.  
    - порча общественного имущества (вандализм).

    Чтобы не спутать возрастные проявления  с проявлениями криминальной субкультуры необходимо глубоко анализировать каждый   критерий в отдельности, каждый факт многократно проверять путем наблюдения, бесед, расшифровки настенной живописи на кварталах, столах, надписей в книгах.  
 

    Следует помнить, что многократная проверка результатов - аксиома социально-психологических исследований.

    В последнее время в подростково – молодежной криминальной среде наметилась тенденция к культивированию спортивной подготовки, к видам восточного единоборства и к занятиям культуризмом. Делается это для накачивания бицепсов. 

    Криминальная субкультура интенсивно обогащается за счет других «субкультурных» источников:

Информация о работе Молодежные субкультуры