Молодежные субкультуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:09, реферат

Описание работы

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 46.71 Кб (Скачать)
 

    Введение 

    Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. Как правило, субкультура проносится человеком на протяжении всей жизни. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы[3]. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

    Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

    Если  фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры, хакеры, и т. п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

    Субкультуры могут в своей основе содержать  различные интересы: от музыкальных  стилей и направлений искусства  до политических убеждений и сексуальных  предпочтений. Какая-то часть молодёжных субкультур произошла от различных фэндомов. Другие субкультуры, например, уголовная, происходящая вследствие конфликта основной культуры и лиц, преступивших закон, образуются на иной основе.

    Чаще  всего субкультуры носят замкнутый  характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.[5]. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой.[3] В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

    Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль  одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение  для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

    Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. Например, высокие ботинки Dr. Martens, первоначально популярные среди скинхедов, давно уже стали общепринятыми у многих неформалов, а стили одежды Готическая лолита и Готический аристократ уже не только элемент субкультуры готов, но также элемент японской моды.

    У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

    С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими  в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Молодежные  субкультуры 

    В наше время тема молодежных  субкультур крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать  об этой культурной нише, понимать ее и  быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни. Рассказать как можно больше, объяснить  суть субкультур и осветить хотя бы с нескольких сторон психологию неформальных движений среди молодежи.

    Музыкальные субкультуры

    Одной из самых ярких и известных  субкультурных общностей являются молодёжные движения, связанные с определенными жанрами музыки. Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.

    Одной из первых музыкально-молодёжных субкультур современности были хиппи, молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки.

    Движение  сформировалось в Сан-Франциско  в середине 60-х гг. XX в. как протест  против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

    Основная  форма проведения досуга – тусовки  с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеологии является «свободная любовь» со всеми вытекающими последствиями. Хипповские идеи живы до сих пор.

    Многое  из их имиджа (в частности, мода на длинные  волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с  хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией. В частности, среди убеждений растаманов — пацифизм и легализация марихуаны. Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»). Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке). 

    В 1970-80-е вслед за новыми жанрами  в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

    Стандартной панковской прической считается  «ирокез» – полоска длинных вертикально  стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную  одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

    В СССР панковская субкультура проникла в 1979 г. Одними из первых панков были известные  питерские рок-музыканты Андрей Панов («Свин») и Виктор Цой.

      Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

    Современный готический имидж довольно сложен и  разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.  

    У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью  грима или пудры лицу придается  мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также  в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

      Характерные её черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

    В 90-е годы сильными молодежными субкультурами  стали эмо-киды и киберпанки. Субкультура эмо одна из самых молодых (большинство её представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

    Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

      Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засильем технократии.

    Арт-субкультуры

    Большинство молодежных субкультур не связанных  с музыкальными жанрами произошли  из увлечений определенным видом  искусства или Хобби.

    Например зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение. В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

    Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

    Также в последнее время появилось  такое явление, как фурри, увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Информация о работе Молодежные субкультуры