Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:36, контрольная работа
Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Молодежная субкультура……………………………………………….6
1.1 Формирование молодежной субкультуры в России………………6
2. Молодежные субкультуры в России…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………………………………………………..25
Второй фактор — особенности
социальной мобильности в российском
обществе. Каналы восходящей социальной
мобильности в 1990-е годы претерпели
коренные изменения, и молодежь получила
возможность достигать
Третий фактор — аномия в российском обществе, т. е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.
Как специфическое явление,
молодежная культура возникает и
в связи с тем, что физиологическая
акселерация молодых людей
Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.
Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркулътурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.
Долгое время в нашей стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный и поддерживаемый. Однако уже в 70-е годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцирующие в ряде случаев свою контркультуру, в силу общей социально-политической ситуации в стране, находившиеся в "андерграунде". С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зелёные). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа "митьки", выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем "а la Русь". Формировались группировки, исповедовавшие "культ мускулов" и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (теляги, гопники, люберы и т.п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со "скверной" в лице хиппи, панков и т.п. движений.
В освещении средств массовой информации того времени молодежная тематика бурлила от неформальных страстей металлистов, роггеров, панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно "открывали" для широкой публики и усиленно рекламировали журналисты. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая даже откровенно экстремистских форм. Однако занесенные на российскую почву после падения "железного занавеса" течения западной молодежной субкультуры трансформировались у нас в довольно нелепые формы, большей частью совпадая с западными лишь внешне. Часто они "срисовывались" с западных сверстников неумелыми "художниками", поэтому получались не копии, а карикатуры.
В настоящий момент молодежные субкультурные движения стали крайне популярны. Модно причислять себя к тому или иному течению, аргументируя этот факт определенной системой ценностей. Однако многие виды субкультур не обладают идеологией как таковой. Само понятие субкультуры предполагает наличие какой-либо системы ценностей или идеологии, а таковых нет.
Во времена СССР запрет субкультур придавал некую долю романтизма принадлежности к антигосударственному объединению. И, несмотря на то, что большинство организаций не угрожали не то что государственному строю, а даже отдельным его элементам не могли навредить, их все равно запрещали. Сегодня все запреты сняты (в разумных пределах) и молодежь начала объединяться по различнейшим признакам: от приоритетов в отношении сленга, и до отношения к существующему политическому строю.
Вопрос в том, что дают современные молодёжные субкультуры самой молодежи? Развивают ли они что-либо, формируют определенный тип мышления? Вряд ли. В условиях рыночной экономики, когда каждый сам за себя, единственный идол – деньги. А так как культура и субкультура – это понятие некоммерческие, то любое их проявление представляет собой лишь попытку заполнить брешь, образовавшуюся в эпоху отсутствия каких-либо стремлений и идеалов.
Именно в процессе «заполнения» подрастающее поколение стремиться найти что-либо близкое по духу. К сожалению, современные субкультуры России и прочих стран постсоветского пространства редко по-настоящему соответствуют званию «культурных движений», и ничем не могут дополнить или разнообразить доминирующую культуру, наличие которой также можно поставить под сомнение. Все субкультуры молодежи – это лишь попытка выделиться, продиктованная эпохой. И в качестве «выделения» выбирают исключительно внешние атрибуты (музыка, одежда, место отдыха), а про какие-либо идеологические критерии как-то забывают.
Неформальное объединение молодежи имеет несколько характеристик:
• спонтанное возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;
• самоорганизация и
• обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
• относительная устойчивость и определенная иерархия;
• ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;
• атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.
Основными неформальными молодежными субкультурами в России являются:
Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля.
В последнее время все больше распространяется стиль эмо. Стиль это берет начало ещё с середины 80-х годов уже прошлого века, однако на постсоветском пространстве он начал развиваться всего пару лет назад. Сейчас уже очень часто можно встретить на улице эмо-кидов. Однако, как показывает практика, многие до сих пор спрашивают, что такое эмо, когда о них заходит речь.
Эмо-киды — субкультура, образовавшаяся на базе поклонников музыки в жанре Эмо. Эмо-киды носят одежду в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками.
Одежда в эмо-стиле:
Розово-чёрный цвет. Полосатые гетры на руках. Узкие футболки со смешными рисунками, названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами или расколотыми сердцами. Косая, рваная чёлка, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны, для девочек характерны детские прически: смешные хвостики, розовые заколочки, бантики.
Узкие, рваные джинсы, допускаются вельветовые штаны. Черный или розовый ремень с заклёпками. Цепи на ремне. Крупные яркие бусы на шее розового или черного цвета. Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках.
Часто эмо-киды прокалывают уши. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре). Эмо-киды ходят с сумками через плечо, на которые вешают значки, заплатки. На ногтях — черный лак. На концерты и на сэйшены эмо-киды обычно ходят с подведёнными накрашенными глазами. Прически набок.
Символика:
• Розовое сердце, часто с поперечной трещиной.
• Череп с костями.Розовый (или черный) пистолет или скрещенные пистолеты с надписью bang-bang.
• Чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне.
• Характерный жест — Наклонить голову, чтоб свисала чёлка и приставить к виску два пальца на манер пистолета.
Мировоззрение:
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви.
Существует стереотипное представление об эмо — как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность не забываются, а ценятся.
Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и барби. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Иногда эмо отличает здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей.
Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает яростный протест как у «готов», так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Британские учёные доказали, что принадлежность к готической субкультуре значительно повышает вероятность самоубийства. Их австралийские коллеги предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем «готы».
Проблема популяризации:
В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении, и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а те, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — «позерами» (англ. poseur — позер, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позеров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов. Нередко жертвами становятся сами «тру».
Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.
Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение к «эмо», которое выражается в высмеивании внешнего вида, критике идей и музыкальных предпочтений эмо-кидов, а так же в создании сайтов «анти-эмо» направленности, сочинении песен и т. п.
Для эмо характерны следующие атрибуты: