Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Молодежная субкультура……………………………………………….6
1.1 Формирование молодежной субкультуры в России………………6
2. Молодежные субкультуры в России…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 584.52 Кб (Скачать)

Второй фактор — особенности  социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень  короткие сроки. Первоначально (в начале десятилетия) это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для  быстрого успеха (понимаемого как  обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий  уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь  усилилась тяга к получению образования  как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Третий фактор — аномия в российском обществе, т. е. утеря  тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания  социальной солидарности и обеспечения  приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет  к парадоксальному сочетанию  актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

Как специфическое явление, молодежная культура возникает и  в связи с тем, что физиологическая  акселерация молодых людей сопровождается резким возрастанием длительности периода  их социализации (порой до 30 лет), что  вызвано необходимостью увеличения времени на образование и профессиональную подготовку, соответствующую требованиям  эпохи. Сегодня юноша рано перестает  быть ребенком (по своему психофизиологическому  развитию), но по социальному статусу  еще долгое время не принадлежит  миру взрослых. Юношеский возраст  — время, когда экономическая  активность и самостоятельность  еще не достигнуты в полном объеме. Психологически молодежь принадлежит  миру взрослых, а социологически —  миру отрочества. Если в смысле насыщения  знаниями человек созревает гораздо  раньше, то в смысле положения в  обществе, возможности сказать свое слово — зрелость его отодвигается.

Молодежная субкультура — частичная, относительно когерентная система внутри общей системы культуры. Ее возникновение связано с неопределенностью социальных ролей молодежи, неуверенностью в собственном социальном статусе. Молодежная субкультура представляется как фаза развития, через которую должен пройти каждый. Ее сущность — поиск социального статуса. Посредством нее юноша "упражняется" в исполнении ролей, которые в дальнейшем должен будет играть в мире взрослых.

Молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями — свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, установкой на ликвидацию репрессивных и регламентирующих моментов человеческих взаимоотношений, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств, фантазии, воображения, невербальным способам общения. Ее основной девиз — счастье человека, понимаемое как свобода от внешних условностей, добропорядочности. Личность, предлагаемая и проектируемая контркулътурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике еще не вполне сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Долгое время в нашей  стране единственной молодежной организацией был комсомол, официально разрешенный  и поддерживаемый. Однако уже в 70-е  годы стали складываться неформальные молодежные группы, продуцирующие в  ряде случаев свою контркультуру, в  силу общей социально-политической ситуации в стране, находившиеся в "андерграунде". С началом процессов гласности и перестройки эти группы, легализовав свою деятельность, довольно громко заявили о себе, значительно увеличив тем самым свою численность. Определенное место среди них занимали группы, формировавшиеся вокруг различных музыкальных вкусов и стилей (металлисты, роллинги, брейкеры, битломаны и т.п.). Возникали также неформальные молодежные организации, ценностные ориентации которых имели некоторый политический и идеологический оттенок (ностальгисты, пацифисты, отклонисты, зелёные). Выделялись группы аполитичного, эскапистского характера (хиппи, панки, люди системы). Среди интеллектуальной молодежи пользовалась популярностью эстетствующая группа "митьки", выделявшаяся самоиронией и гротескно подчеркнутым стилем "а la Русь". Формировались группировки, исповедовавшие "культ мускулов" и физической силы (качки), а также криминогенные группы, объединявшиеся на базе агрессивности, жесткой организованности и противоправной деятельности (теляги, гопники, люберы и т.п.). Некоторые из них воодушевлялись лозунгами восстановления социалистической справедливости и борьбы со "скверной" в лице хиппи, панков и т.п. движений.

В освещении средств массовой информации того времени молодежная тематика бурлила от неформальных страстей металлистов, роггеров, панков, системных ребят, брейкеров, хайлайфистов и прочих групп и объединений с броскими названиями, которых неустанно "открывали" для широкой публики и усиленно рекламировали журналисты. Нонконформизм этой молодежной среды проявлялся во всем: в манерах, в одежде, в увлечениях, в жаргоне, достигая даже откровенно экстремистских форм. Однако занесенные на российскую почву после падения "железного занавеса" течения западной молодежной субкультуры трансформировались у нас в довольно нелепые формы, большей частью совпадая с западными лишь внешне. Часто они "срисовывались" с западных сверстников неумелыми "художниками", поэтому получались не копии, а карикатуры.

В настоящий момент молодежные субкультурные движения стали крайне популярны. Модно причислять себя к тому или иному течению, аргументируя этот факт определенной системой ценностей. Однако многие виды субкультур не обладают идеологией как таковой. Само понятие субкультуры предполагает наличие какой-либо системы ценностей или идеологии, а таковых нет.

Во времена СССР запрет субкультур придавал некую долю романтизма принадлежности к антигосударственному объединению. И, несмотря на то, что большинство  организаций не угрожали не то что  государственному строю, а даже отдельным  его элементам не могли навредить, их все равно запрещали. Сегодня  все запреты сняты (в разумных пределах) и молодежь начала объединяться по различнейшим признакам: от приоритетов в отношении сленга, и до отношения к существующему политическому строю.

Вопрос в том, что дают современные  молодёжные субкультуры самой молодежи? Развивают ли они что-либо, формируют  определенный тип мышления? Вряд ли. В условиях рыночной экономики, когда  каждый сам за себя, единственный идол – деньги. А так как культура и субкультура – это понятие некоммерческие, то любое их проявление представляет собой лишь попытку заполнить брешь, образовавшуюся в эпоху отсутствия каких-либо стремлений и идеалов.

Именно в процессе «заполнения» подрастающее поколение стремиться найти что-либо близкое по духу. К  сожалению, современные субкультуры  России и прочих стран постсоветского пространства редко по-настоящему соответствуют  званию «культурных движений», и  ничем не могут дополнить или  разнообразить доминирующую культуру, наличие которой также можно  поставить под сомнение. Все субкультуры  молодежи – это лишь попытка выделиться, продиктованная эпохой. И в качестве «выделения» выбирают исключительно  внешние атрибуты (музыка, одежда, место  отдыха), а про какие-либо идеологические критерии как-то забывают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Молодежные субкультуры в современной России

 

Неформальное объединение молодежи  имеет несколько характеристик:

• спонтанное возникновение  на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации;

• самоорганизация и независимость  от официальных (формальных) структур;

• обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных  формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);

• относительная устойчивость и определенная иерархия;

• ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов;

• атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе.

Основными неформальными  молодежными субкультурами в  России являются:

  1. Эмо:

 

         

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — молодежная субкультура, образовавшаяся на базе поклонников одноимённого музыкального стиля.

          В последнее время все больше распространяется стиль эмо. Стиль это берет начало ещё с середины 80-х годов уже прошлого века, однако на постсоветском пространстве он начал развиваться всего пару лет назад. Сейчас уже очень часто можно встретить на улице эмо-кидов. Однако, как показывает практика, многие до сих пор спрашивают, что такое эмо, когда о них заходит речь.

Эмо-киды — субкультура, образовавшаяся на базе поклонников музыки в жанре Эмо. Эмо-киды носят одежду в розово-черных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками.

Одежда в эмо-стиле:

Розово-чёрный цвет. Полосатые гетры  на руках. Узкие футболки со смешными рисунками, названиями эмо-групп, с перекрещенными пистолетами или расколотыми сердцами. Косая, рваная чёлка, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны, для девочек характерны детские прически: смешные хвостики, розовые заколочки, бантики.

Узкие, рваные джинсы, допускаются  вельветовые штаны. Черный или розовый  ремень с заклёпками. Цепи на ремне. Крупные яркие бусы на шее розового или черного цвета. Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках.

Часто эмо-киды прокалывают уши. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре). Эмо-киды ходят с сумками через плечо, на которые вешают значки, заплатки. На ногтях — черный лак. На концерты и на сэйшены эмо-киды обычно ходят с подведёнными накрашенными глазами. Прически набок.

Символика:

• Розовое сердце, часто с поперечной трещиной.

• Череп с костями.Розовый (или черный) пистолет или скрещенные пистолеты с надписью bang-bang.

• Чёрная пятиконечная звезда на розовом  фоне.

• Характерный жест — Наклонить голову, чтоб свисала чёлка и приставить к виску два пальца на манер пистолета.

Мировоззрение:

Выражение эмоций — главное правило  для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет сообщников и мечтает о счастливой любви.

Существует стереотипное представление  об эмо — как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, также как и индивидуальность не забываются, а ценятся.

Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и барби. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Иногда эмо отличает здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей.

Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает яростный протест как у «готов», так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Британские учёные доказали, что принадлежность к готической субкультуре значительно повышает вероятность самоубийства. Их австралийские коллеги предположили, что эмо подвергаются ещё большему риску самоубийства, чем «готы».

 

 

Проблема популяризации:

В настоящее время из-за широкой  популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении, и  фокусируют внимание только на внешнем  виде. Вследствие этого произошло  разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а те, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — «позерами» (англ. poseur — позер, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позеров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов. Нередко жертвами становятся сами «тру».

Эмо-субкультура появилась в России в начале 2000-х годов и сразу стала объектом критики. Противники её считают, что эмо культивирует депрессию и виктимность, пропагандирует самоубийство. В начале 2008 года в прессе появились сведения, что ФСБ намерена бороться с распространением эмо из-за пропаганды детского суицида.

Среди многих молодёжных субкультур существует неприязненное отношение  к «эмо», которое выражается в высмеивании внешнего вида, критике идей и музыкальных предпочтений эмо-кидов, а так же в создании сайтов «анти-эмо» направленности, сочинении песен и т. п.

        Атрибутика

Для эмо характерны следующие атрибуты:

  • Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.
  • Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви.
  • Очки в широкой яркой или чёрной оправе.
  • Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).
  • Крупные бусы ярких цветов на шее.
  • Мягкие игрушки в виде мишек, которым эмо-киды вспарывают животы и зашивают толстыми нитками. Такие игрушки играют роль своеобразных талисманов. Их берут с собой на прогулки, на занятия, с ними остаются дома и спят.
  • Напульсники на руках.

Информация о работе Молодежная субкультура