Молодежная субкультура

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:36, контрольная работа

Описание работы

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Молодежная субкультура……………………………………………….6
1.1 Формирование молодежной субкультуры в России………………6
2. Молодежные субкультуры в России…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx

— 584.52 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский лесотехнический  университет имени С.М.Кирова»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологии

На тему

«Молодежная субкультура»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Выполнила: студентка З/О, ФЭУ

                                                                1 курс, специальность: 080200, сокр «Б»

                                                     Михайлова Елизавета Геннадьевна

                                 № зач 62606

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Молодежная субкультура……………………………………………….6
    1. Формирование молодежной субкультуры в России………………6
  2. Молодежные субкультуры в России…………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………23

Использованная литература…………………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как  всё совокупное многообразие стран  и народов, переживает в настоящее  время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного  и качественного характера. При  этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна. Не равны как стартовые условия, так и последствия происходящих изменений. Общество и культура в  целом находятся на перепутье, ищут исторические альтернативы – где-то методом проб и ошибок, где-то опираясь на эмпирические и теоретические  изыскания экономистов, социологов, психологов, педагогов и т.д. В конце концов, в своих поисках идентификации и репрезентации собственных состояний и изменений они упираются в неразвернутость, неразвитость и недостаточную разработанность собственных философских оснований деятельности в целом, в материальной и идеальной сферах жизнедеятельности общества.

Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию человека. Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной культуры и формирования личности должны стоять первостепенными в повестке дня стран и сообществ, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека. И тому немало объяснений.

Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразной социальной катастрофе. Причём в целом ряде стран не только так называемого «третьего мира», но и во внешне вполне благополучных, развитых странах Западной Европы. Особо следует отметить актуальность и значимость данных проблем для современной России. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей. Для современной России, живущей в условиях демографического спада, стремительного падения авторитета, казалось бы, незыблемых ценностей, особенно в молодёжной среде, значимость этих проблем очевидна.

Во-вторых, важность «молодёжной проблематики» особенно возрастает для стран с так называемыми «пограничными культурами», к числу которых относится и Россия. Особенно в период кризисов. Сейчас, в начале XXI века, наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного, а если шире – то системного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра.

Наконец, в-третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России. Следует отметить тот факт, что круг молодежных проблем находится в тесном взаимодействии с целым рядом историко-философских проблем, в частности – с вопросом о цивилизационной принадлежности той или иной страны.

Таким образом, круг проблем, связанных с молодёжной субкультурой, является одним из самых сложных  не только в отечественной культуре, но и для подавляющего большинства  стран Запада. Между тем, современное  общество в должной мере еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений. Представляется, что одной из причин всё ещё  недостаточного внимания к проблемам  молодёжи является недостаточность  целостного осмысления проблемы молодежных субкультур во всем её современном  объеме. Ведь молодёжные субкультуры  оказывают сильное воздействие  на все сферы жизни современной  молодёжи: политическую, экономическую, нравственно-эстетическую и т.д. Однако в науке изучению этих сфер уделяется  неодинаковое внимание. Так, нравственно-эстетической направленности формирования личности уделяется значительно меньше внимания, чем остальным сферам. А между  тем, очевидно, что в условиях глобализации именно эта сфера нуждается во всё более глубоком и разностороннем изучении.

Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остались неизученными. Так на сегодняшний  день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. К тому же практически неучтённым фактором остаётся механизм формирования субкультуры работающей молодежи.  Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических, социологических и педагогических исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

 

  1. Молодежная субкультура
    1. Формирование молодежной субкультуры в России

Пока человек молод, силен  и здоров, его внимание большей  частью занято окружающими событиями  и объектами. Молодости свойственно  интенсивное межличностное общение, а измерение ценности собственного «Я» происходит исключительно посредством  мнения окружающих, пусть даже ошибочно. Именно поэтому, как факт, сами по себе молодежные группировки – явление  далеко не новое. Они существовали и  в виде новомодных спортивных секций, и как различные «кружки» (группы по интересам) – такие объединения  молодых людей были достаточно формальны, весьма широки и разнообразны по своему составу, имели свое расписание и чаще всего не имели какого-либо идеологически окрашенного сценария. Словом, юноши и девушки встречались в строго определенные дни недели, общались в рамках своих социально-одобряемых интересов, затем расходились до следующего дня новой встречи (будь то День Солнца, субботняя дискотека или модная тусовка), плюс к этому были строго незапланированные дни типа соревнований, выставок, раутов и т.п.

Нынешние объединения  молодых людей получили несколько  иной размах и, соответственно, другой характер распространения. Стало возможным  говорить о существовании своеобразного  социально-психологического феномена – молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в нашем обществе.

 Следует отметить, что последнее стало возможным лишь благодаря тем социальным, политическим и экономическим условиям, в которых оказались россияне в течении последних двадцати лет. Увы, ломать – не строить. Безжалостно поломав и обесценив то, что было, и не предложив ничего нового взамен, мы поставили современную молодежь в условия вакуума – образовательного, духовного, мотивационного. Человек не может жить в пустоте, он должен обязательно «прислониться» к чему-либо, иметь опору, «почву под ногами», отражать в себе мир и самому отражаться в мире. Современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» – она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на социально-индифферентных взглядах.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические убеждения. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Молодежные организации, имеющие свою собственную конвенциональную культурную основу, особенно интенсивно начали появляться в период коренной перестройки самих основ нашего общества. В середине XX века наступил кризис общества, и  люди находились в поиске новых культурных ценностей, которые можно было бы противопоставить реальности. Поэтому вполне естественно, что молодежная субкультура отличается от общепринятого культурного контекста в обществе.

Перестройка, призванная активизировать все формы общественного производства, на деле еще больше увеличила разрыв между ними. Попытки добиться единства материального и духовного производства административно-командными методами, в частности, путем активизации так называемого «человеческого фактора», неизбежно пришли в противоречие с существовавшими общественными отношениями. Без коренного изменения базисных структур общества обеспечить его поступательное движение не представлялось возможным. Осуществленные без учета всего комплекса социально-психологических факторов переход к рынку и либерализация цен усугубили кризис в обществе. Вместо ожидаемых заинтересованности молодежи в труде и повышения ее социальной активности приходится констатировать дальнейший рост ее пассивности, равнодушия и ухода от жизни общества в мир собственных, пусть разнообразных, но зачастую весьма примитивных интересов.

Кризисные явления, затронувшие обе  стороны процесса становления молодого поколения, как в сфере производства жизненных средств, так и в  воспроизводстве собственных духовных и физических сил, полностью разбалансировали этот процесс. Рыночные механизмы все  более вытесняют молодых людей  из сферы основного производства в сферу общения, и, соответственно, в область потребительства. Общение как специфическая форма деятельности всегда была прерогативой подросткового возраста.

Вообще сообщества с преобладанием  норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и др.) Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ жизни противостоят (не соответствуют) господствующим в обществе, а потому им отвергаются.

К своеобразным особенностям молодежной субкультуры как объекта, заслуживающего пристального внимания специалистов, следует отнести прежде всего то, что создателями ее являются представители очень значительной части молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов. Вторая особенность молодежной субкультуры заключается в том, что социальные характеристики различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным подструктурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения.

Что же предопределяет российскую специфику  субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.

Первый — социальная и экономическая  неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий  и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.

Информация о работе Молодежная субкультура