Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 00:36, контрольная работа
Современная цивилизация, взятая в ее простейшем понимании как всё совокупное многообразие стран и народов, переживает в настоящее время колоссальные, глобальные эволюционные и революционные изменения количественного и качественного характера. При этом скорость и глубина происходящих в различных странах и регионах социальных процессов далеко неравномерна.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Молодежная субкультура……………………………………………….6
1.1 Формирование молодежной субкультуры в России………………6
2. Молодежные субкультуры в России…………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………23
Использованная литература…………………………………………………..25
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Санкт-Петербургский
Контрольная работа по культурологии
На тему
«Молодежная субкультура»
Выполнила: студентка З/О, ФЭУ
Санкт-Петербург
2012 г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Использованная литература……………
Введение
Современная цивилизация, взятая
в ее простейшем понимании как
всё совокупное многообразие стран
и народов, переживает в настоящее
время колоссальные, глобальные эволюционные
и революционные изменения
Одним из самых сложных, с точки зрения назревшей необходимости и возможности целостного осмысления, является круг проблем, напрямую связанных с феноменом молодежных субкультур, с его влиянием на формирование личности, социализацию человека. Вне всякого сомнения, на данный момент, начало XXI века, проблемы молодежной культуры и формирования личности должны стоять первостепенными в повестке дня стран и сообществ, так как от их разрешения во многом зависит бытие человека. И тому немало объяснений.
Во-первых, потому, что проблемы, связанные с молодёжной культурой, в условиях глобализации обострены до предела; их потенциал, доныне прорывавшийся в локальных разрядках, может уже в ближайшие годы привести к взрывообразной социальной катастрофе. Причём в целом ряде стран не только так называемого «третьего мира», но и во внешне вполне благополучных, развитых странах Западной Европы. Особо следует отметить актуальность и значимость данных проблем для современной России. Ведь кризисные ситуации в различных сферах жизни и в обществе в целом всегда обостряют проблему социализации молодежи и активизируют ее изучение, поскольку ставят под угрозу воспроизводство как существующих общественных структур, так и отдельно взятых индивидов и личностей. Для современной России, живущей в условиях демографического спада, стремительного падения авторитета, казалось бы, незыблемых ценностей, особенно в молодёжной среде, значимость этих проблем очевидна.
Во-вторых, важность «молодёжной проблематики» особенно возрастает для стран с так называемыми «пограничными культурами», к числу которых относится и Россия. Особенно в период кризисов. Сейчас, в начале XXI века, наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного, а если шире – то системного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов? Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра.
Наконец, в-третьих, от этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России. Следует отметить тот факт, что круг молодежных проблем находится в тесном взаимодействии с целым рядом историко-философских проблем, в частности – с вопросом о цивилизационной принадлежности той или иной страны.
Таким образом, круг проблем, связанных с молодёжной субкультурой, является одним из самых сложных не только в отечественной культуре, но и для подавляющего большинства стран Запада. Между тем, современное общество в должной мере еще не осознало ни масштабов этой проблемы, ни ее мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных ее проявлений. Представляется, что одной из причин всё ещё недостаточного внимания к проблемам молодёжи является недостаточность целостного осмысления проблемы молодежных субкультур во всем её современном объеме. Ведь молодёжные субкультуры оказывают сильное воздействие на все сферы жизни современной молодёжи: политическую, экономическую, нравственно-эстетическую и т.д. Однако в науке изучению этих сфер уделяется неодинаковое внимание. Так, нравственно-эстетической направленности формирования личности уделяется значительно меньше внимания, чем остальным сферам. А между тем, очевидно, что в условиях глобализации именно эта сфера нуждается во всё более глубоком и разностороннем изучении.
Несмотря на многочисленные исследования, многие проблемы остались неизученными. Так на сегодняшний день, начало XXI века, в наших гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с эмпирической неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью концептуальных наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. К тому же практически неучтённым фактором остаётся механизм формирования субкультуры работающей молодежи. Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных психологических, социологических и педагогических исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.
Пока человек молод, силен
и здоров, его внимание большей
частью занято окружающими событиями
и объектами. Молодости свойственно
интенсивное межличностное
Нынешние объединения молодых людей получили несколько иной размах и, соответственно, другой характер распространения. Стало возможным говорить о существовании своеобразного социально-психологического феномена – молодежной субкультуры, существующей внутри традиционной социальной культуры, так или иначе принятой в нашем обществе.
Следует отметить, что последнее стало возможным лишь благодаря тем социальным, политическим и экономическим условиям, в которых оказались россияне в течении последних двадцати лет. Увы, ломать – не строить. Безжалостно поломав и обесценив то, что было, и не предложив ничего нового взамен, мы поставили современную молодежь в условия вакуума – образовательного, духовного, мотивационного. Человек не может жить в пустоте, он должен обязательно «прислониться» к чему-либо, иметь опору, «почву под ногами», отражать в себе мир и самому отражаться в мире. Современная молодежь пошла в этом смысле «по пути наименьшего сопротивления» – она стала объединяться в достаточно мощные движения, основанные на социально-индифферентных взглядах.
Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические убеждения. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Молодежные организации, имеющие свою собственную конвенциональную культурную основу, особенно интенсивно начали появляться в период коренной перестройки самих основ нашего общества. В середине XX века наступил кризис общества, и люди находились в поиске новых культурных ценностей, которые можно было бы противопоставить реальности. Поэтому вполне естественно, что молодежная субкультура отличается от общепринятого культурного контекста в обществе.
Перестройка, призванная активизировать
все формы общественного
Кризисные явления, затронувшие обе
стороны процесса становления молодого
поколения, как в сфере производства
жизненных средств, так и в
воспроизводстве собственных
Вообще сообщества с преобладанием
норм, ценностей, образцов поведения, отличных
от господствующих в обществе, образуют
ценностно-нормативные
К своеобразным особенностям молодежной субкультуры как объекта, заслуживающего пристального внимания специалистов, следует отнести прежде всего то, что создателями ее являются представители очень значительной части молодежи (учащиеся, студенты), не имеющей в полном смысле слова собственного социального положения и характеризующейся либо своим прошлым социальным статусом – социальным положением родительской семьи, либо своим будущим статусом, связанным с профессиональной подготовкой и будущей деятельностью как специалистов. Вторая особенность молодежной субкультуры заключается в том, что социальные характеристики различных групп молодежи определяются не только их формальной принадлежностью к различным подструктурам общества, но и непосредственной включенностью в массовые движения.
Что же предопределяет российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее — их слабую развитость в традиционном для Запада понимании? Три фактора, как нам представляется, здесь играют основную роль.
Первый — социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В 2000 г., согласно данным Госкомстата России молодежь (16–30 лет) составляла в численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума 21,2%, а в своей возрастной группе доля бедных была 27,9%. Среди безработных молодежь в возрасте до 29 лет тогда же составила 37,7%. Хотя в последующие два года отмечался некоторый экономический подъем, принципиально картина не изменилась. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур.