Модель истории по Ясперсу

Автор: Роман Ковалёв, 16 Октября 2010 в 20:28, лекция

Описание работы

Мироощущение людей осевого времени

Содержание

нет

Работа содержит 1 файл

Проблема происхождения философии.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Впервые человек осознал свое бытие в  целом, самого себя и свои границы. Рождалось  самосознание человечества, его духовное основоположение. Появился тип такого человека, который сохранился до нашего времени. Предшествующие "осевому времени" древнейшие цивилизации Востока, которые Ясперс отнес к доисторическому времени, связаны с мифо- логическим мышлением человечества, которое еще не достигло подлинного самосознания. В период протекания "осевого времени" "началась борьба рациональности и рационально проверенного опыта (логоса) против мифа, затем борьба за трансцендентного Бога против демонов <... > миф же стал материалом для языка, который теперь уже выражал не его исконное содержание, а нечто совсем иное, превратив его в символ". 

     Народы, втянутые в орбиту "осевого времени", стали творить исторический процесс. Другие же, не соприкоснувшиеся с культурами "осевого времени", остались на уровне природного существования. Вместе с тем втягивание в орбиту "осевого времени" могло произойти и значительно позже через соприкосновение с германскими и славянскими народами на западе и японцами на востоке. 

     Концепция К. Ясперса является одной из самых  интересных и успешно используется в культурологии и литературоведении. Так, авторы статьи "Категории поэтики  в смене литературных форм" связывают  художественные типы сознания с "доосевым" и "осевым временем" К. Ясперса, соответственно называя словесное искусство "доосевого времени" архаическим, или мифотворческим, а литературу "осевого" и "послеосевого времени" вплоть до ХVIII в. - традиционалистской, или нормативной. Несомненное достоинство концепции К. Ясперса в том, что она позволяет историю человеческой культуры представить как единый процесс, выработать общую методологию ее рассмотрения. Всемирную историю немецкий философ делит на четыре больших периода. Сначала доистория человечества - формирование человека "со всей присущей ему сферой бессознательного". В доистории (она длится сотни тысяч лет) К. Ясперс выделяет два важных момента: биологическое развитие человека и историческое, связанное, несмотря на отсутствие письменности, с передачей навыков. 

     Второй  этап развития человечества - это, собственно, начало истории, которая составляет всего около пяти тысячелетий. По мнению К. Ясперса, скачок человечества из доисторического процесса в историю связан с развитием сознания и способности человека передавать духовное достояние, с наличием в обществе людей-мудрецов, умных правителей и героев, а также усовершенствованием условий жизни посредством научных открытий и техники. 

     Ко  второму периоду философ относит  существование древнейших культур  Востока: египетской, шумеро-вавилонской, доарийской, культуры долины Инда, архаического мир Китая, эгейского мира.  

     В третий период, так называемое "осевое время", происходит как бы новое  рождение человека - духовный прорыв ряда народов - греков, иранцев, индийцев, китайцев - объединение народов в единое человечество. Вместе с тем с середины последнего тысячелетия до н.э. в мире начинаются процессы, которые разделяют его на Восток и Запад. К VII-X вв. н.э. в человеческой истории сложатся два этих главенствующих мира. В восточном мире можно выделить такие исторические типы культур: конфуцианско-даостская картина мира, индо-буддистский тип культуры, мир исламской культуры.  

     Западный  мир культуры возникает на основе античности и христианства. Носители его ценностей - романо-германские народы, которые со времени Ренессанса и Реформации благодаря рациональному типу мышления, открытиям науки и достижениям техники совершили исторический прорыв, положив начало мировой глобальной истории человечества. И в этом мировом процессе смогли участвовать только те народы, которые восприняли эти научно-технические достижения. Период мировой истории, длившийся примерно с 1500 до 1830 г., стал "непосредственной предпосылкой нашей духовной жизни". 

     Следует заметить, что в условиях существования  информационного общества, каковым является современный мир, противопоставление Запада и Востока часто носит условный характер. Так, известный современный литературовед Александр Генис считает, что между ними уже нет духовного антогонизма и, что звучит совсем парадоксально, утверждает, что сегодня Востока в такой стране, как США, может быть, больше, чем на Востоке, так как "компьютерная связь создала новое пространство и новое время". Это свидетельствует о том, что в конце XX столетия происходят сложные процессы сближения культур Востока и Запада, и формируется новый, синтетический тип культуры XXI в. 

     Отдельно  в своей работе К. Ясперс рассматривает  культуру России, которая через духовную связь с Византией приблизилась к "осевым культурам". Вместе с  тем православие не только сблизило Россию с Западом, но и со временем разъединило их. Потребовались реформы Петра I, духовные процессы XVIII в., которые возвратили Россию в единый мировой процесс. 

Информация о работе Модель истории по Ясперсу