Автор: Роман Ковалёв, 16 Октября 2010 в 20:28, лекция
Мироощущение людей осевого времени
нет
Впервые
человек осознал свое бытие в
целом, самого себя и свои границы. Рождалось
самосознание человечества, его духовное
основоположение. Появился тип такого
человека, который сохранился до нашего
времени. Предшествующие "осевому времени"
древнейшие цивилизации Востока, которые
Ясперс отнес к доисторическому времени,
связаны с мифо- логическим мышлением
человечества, которое еще не достигло
подлинного самосознания. В период протекания
"осевого времени" "началась борьба
рациональности и рационально проверенного
опыта (логоса) против мифа, затем борьба
за трансцендентного Бога против демонов
<... > миф же стал материалом для языка,
который теперь уже выражал не его исконное
содержание, а нечто совсем иное, превратив
его в символ".
Народы,
втянутые в орбиту "осевого времени",
стали творить исторический процесс.
Другие же, не соприкоснувшиеся с культурами
"осевого времени", остались на
уровне природного существования. Вместе
с тем втягивание в орбиту "осевого
времени" могло произойти и значительно
позже через соприкосновение с германскими
и славянскими народами на западе и японцами
на востоке.
Концепция
К. Ясперса является одной из самых
интересных и успешно используется
в культурологии и
Второй
этап развития человечества - это, собственно,
начало истории, которая составляет всего
около пяти тысячелетий. По мнению К. Ясперса,
скачок человечества из доисторического
процесса в историю связан с развитием
сознания и способности человека передавать
духовное достояние, с наличием в обществе
людей-мудрецов, умных правителей и героев,
а также усовершенствованием условий
жизни посредством научных открытий и
техники.
Ко
второму периоду философ
В
третий период, так называемое "осевое
время", происходит как бы новое
рождение человека - духовный прорыв ряда
народов - греков, иранцев, индийцев, китайцев
- объединение народов в единое человечество.
Вместе с тем с середины последнего тысячелетия
до н.э. в мире начинаются процессы, которые
разделяют его на Восток и Запад. К VII-X
вв. н.э. в человеческой истории сложатся
два этих главенствующих мира. В восточном
мире можно выделить такие исторические
типы культур: конфуцианско-даостская
картина мира, индо-буддистский тип культуры,
мир исламской культуры.
Западный
мир культуры возникает на основе
античности и христианства. Носители
его ценностей - романо-германские народы,
которые со времени Ренессанса и Реформации
благодаря рациональному типу мышления,
открытиям науки и достижениям техники
совершили исторический прорыв, положив
начало мировой глобальной истории человечества.
И в этом мировом процессе смогли участвовать
только те народы, которые восприняли
эти научно-технические достижения. Период
мировой истории, длившийся примерно с
1500 до 1830 г., стал "непосредственной
предпосылкой нашей духовной жизни".
Следует
заметить, что в условиях существования
информационного общества, каковым является
современный мир, противопоставление
Запада и Востока часто носит условный
характер. Так, известный современный
литературовед Александр Генис считает,
что между ними уже нет духовного антогонизма
и, что звучит совсем парадоксально, утверждает,
что сегодня Востока в такой стране, как
США, может быть, больше, чем на Востоке,
так как "компьютерная связь создала
новое пространство и новое время".
Это свидетельствует о том, что в конце
XX столетия происходят сложные процессы
сближения культур Востока и Запада, и
формируется новый, синтетический тип
культуры XXI в.
Отдельно
в своей работе К. Ясперс рассматривает
культуру России, которая через духовную
связь с Византией приблизилась
к "осевым культурам". Вместе с
тем православие не только сблизило
Россию с Западом, но и со временем разъединило
их. Потребовались реформы Петра I, духовные
процессы XVIII в., которые возвратили Россию
в единый мировой процесс.