Автор: Роман Ковалёв, 16 Октября 2010 в 20:28, лекция
Мироощущение людей осевого времени
нет
ПЛАН
Концепция осевого времени Карла Ясперса |
В отличие от популярной в Европе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы "настроений", однако не дает возможности установить законы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет "духовной составляющей" в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. "Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе".Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило "становление основных конституитивных свойств человеческого бытия", формирование человека "как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами", закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, "докультурному" периоду относится "первое становление человека". Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет "использование огня и орудий", "появление речи", "способы формирующего человека насилия над самим собой" (например, табу), "образование групп и сообществ", "жизнь, формируемую мифами". Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, "как существует передача опыта".Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. "Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.". Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и "специфической технической рационализации".Третий период — осевое время. Период "осевого времени" является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. "Эту ось мировой истории, — писал-Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, который сохранился и по сей день. В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющие жизнь людей".Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения "сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира".Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.С точки зрения
Ясперса, в это время происходит
становление истории |
На Западе философия истории
возникла на основе
Между тем христианская вера -
это лишь одна вера, а не
вера всего человечества. Недостаток
ее в том, что подобное
Ось мировой истории, если она
вообще существует, может быть обнаружена
только эмпирически, как факт, значимый
для всех людей, в том числе и для христиан.
Эту ось следует искать там, где возникли
предпосылки, позволившие человеку стать
таким, каков он есть; где с поразительной
плодотворностью шло такое формирование
человеческого бытия, которое, независимо
от определенного религиозного содержания,
могло стать настолько убедительным -
если не своей эмпирической неопровержимостью,
то во всяком случае некоей эмпирической
основой для Запада, для Азии, для всех
людей вообще,- что тем самым для всех народов
были бы найдены общие рамки понимания
их исторической значимости. Эту ось мировой
истории следует отнести, по-видимому,
ко времени около 500 лет до н.э., к тому духовному
процессу, который шел между 800 и 200 гг.
до н. э. Тогда произошел самый резкий поворот
в истории. Появился человек такого типа,
какой сохранился и по сей день. Это время
мы вкратце будем называть осевым временем.
1.
Характеристика осевого времени
В это время происходит много
необычайного. В Китае жили тогда Конфуций
и Лао-цзы, возникли все направления китайской
философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы
и бесчисленное множество других. В Индии
возникли Упанишады, жил Будда; в философии
- в Индии, как и в Китае,- были рассмотрены
все возможности философского постижения
действительности, вплоть до скептицизма,
до материализма, софистики и нигилизма;
в Иране Заратустра учил о мире, где идет
борьба добра со злом; в Палестине выступали
пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;
в Греции - это время Гомера, философов
Парменида, Гераклита, Платона, трагиков,
Фукидида и Архимеда. Все то, что связано
с этими именами, возникло почти одновременно
в течение немногих столетий в Китае, Индии
и на Западе независимо друг от друга.
Новое, возникшее в эту эпоху в трех упомянутых
культурах, сводится к тому, что человек
осознает бытие в целом, самого себя и
свои границы. Перед ним открывается ужас
мира и собственная беспомощность. Стоя
над пропастью, он ставит радикальные
вопросы, требует освобождения и спасения.
Осознавая свои границы, он ставит перед
собой высшие цели, познает абсолютность
в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного
мира.
Все это происходило
В эту эпоху были разработаны
основные категории, которыми
мы мыслим по сей день, заложены
основы мировых религий, и сегодня определяющих
жизнь людей. Во всех направлениях совершался
переход к универсальности. Этот процесс
заставил многих пересмотреть, поставить
под вопрос, подвергнуть анализу все бессознательно
принятые ранее воззрения, обычаи и условия.
Все это вовлечено в водоворот. <...>
***
Мифологической эпохе с ее
спокойной устойчивостью
Все эти изменения в
Впервые появились философы. Человек
в качестве отдельного
Это - подлинный человек, который,
будучи связан и скрыт плотью,
скован своими влечениями, лишь
смутно осознавая самого себя,
стремится к освобождению и
спасению и действительно
То, что достигается отдельным человеком,
отнюдь не становится общим достоянием.
В те времена дистанция между вершинами
человеческих возможностей и массой была
чрезвычайно велика. Однако то, чем становится
единичный человек, косвенным образом
изменяет всех людей. Человечество в целом
совершает скачок. <…> Постоянное общение
способствовало интенсивному духовному
движению в каждом из трех миров. Китайские
философы (Конфуций, Мо-цзы и другие) странствовали,
чтобы встретиться друг с другом в знаменитых,
благотворных для духовной жизни центрах
(они основывали школы, которые синологи
называют академиями) совершенно так же,
как странствовали софисты и философы
Эллады и как всю свою жизнь странствовал
Будда. Прежде духовное состояние людей
было сравнительно неизменным, в нем, несмотря
на катастрофы, будучи ограниченным по
своему горизонту, все повторялось в незаметном
и очень медленном духовном течении, которое
не осознавалось и поэтому не познавалось.
Теперь же, напротив, напряжение растет
и становится основой бурного, стремительного
движения.
И это движение осознается - человеческое
существование в качестве
Люди ощущают близость
Эпоха, в которой все это
происходило на протяжении веков, не была
периодом простого поступательного развития.
Это было время уничтожения и созидания
одновременно. И завершения достигнуто
не было. Высшие возможности мышления
и практики, получившие свое осуществление
в отдельных личностях, не стали общим
достоянием, ибо большинство людей не
могло следовать по этому пути. То, что
вначале было в этом движении свободой,
стало в конечном итоге анархией. И когда
эта эпоха лишилась творческого начала,
в трех областях культуры было произведено
фиксирование концептуальных воззрений
и их нивелирование. Из беспорядка, ставшего
невыносимым, возникло тяготение к новому
единению в деле воссоздания прочных условий
жизни.
Завершение носит прежде всего
политический характер. Почти одновременно
в ходе завоевания насильственно создаются
большие могущественные империи-в Китае
(Цинь Ши-Хуанди), в Индии (династия Маурья),
на Западе (эллинистические государства
и imperium Romanum). Повсюду, возникая из руин,
складывался прежде всего технически
и организационно планомерный порядок.
<...>
Предполагалось, что сложившиеся
в конце осевого времени