Автор: Роман Ковалёв, 16 Октября 2010 в 20:28, лекция
Мироощущение людей осевого времени
нет
2.
Попытка наметить структуру
<...> ... Осевое время как бы
проливает свет на всю историю
человечества, причем таким образом,
что вырисовывается нечто,
1. Осевое время знаменует собой исчезновение
великих культур древности, существовавших
тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает
их в себя, предоставляет им гибнуть - независимо
от того, является ли носителем нового
народ древней культуры или другие народы.
Все то, что существовало до осевого времени,
пусть оно даже было величественным, подобно
вавилонской, египетской, индийской или
китайской культуре, воспринимается как
нечто дремлющее, непробудившееся. Древние
культуры продолжают существовать лишь
в тех своих элементах, которые вошли в
осевое время, восприняты новым началом.
По сравнению с ясной человеческой сущностью
осевого времени предшествующие ему древние
культуры как бы скрыты под некоей своеобразной
пеленой, будто человек того времени еще
не достиг подлинного самосознания. <...>
Монументальность в религии, в религиозном
искусстве и в соответствующих им огромных
авторитарных государственных образованиях
была для людей осевого периода предметом
благоговения и восхищения, подчас даже
образцом (например, дње Конфуция, Платона),
но таким образом, что смысл этих образцов
в новом восприятии совершенно менялся.
Так, идея империи, которая
к концу осевого времени вновь
обретает силу и в
2. Тем, что свершилось тогда,
что было создано и продумано
в то время, человечество
3. Вначале осевое время
4. Между тремя сферами, о
Все это можно резюмировать
следующим образом: осевое
_________________________
(Вспомогательный
материал)
В отличие от популярной в Европе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Карл Ясперс (1883—1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы "настроений", однако не дает возможности установить законы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К. Марксом, Ясперс отстаивает приоритет "духовной составляющей" в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры.
Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (осевое время) и эпоха развития техники. "Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем — от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом — от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе".
Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило "становление основных конституитивных свойств человеческого бытия", формирование человека "как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами", закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. К этому, по сути дела, "докультурному" периоду относится "первое становление человека". Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет "использование огня и орудий", "появление речи", "способы формирующего человека насилия над самим собой" (например, табу), "образование групп и сообществ", "жизнь, формируемую мифами". Начало истории, т. е. уже собственно культурного развития, К. Ясперс относит к тому времени, "как существует передача опыта".
Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. "Это, во-первых, шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н. э. во-вторых, доарийская культура долины Инда 3-го тысячелетия (связанная с Шумером) и в-третьих, архаический мир Китая 2-го тысячелетия до н. э.". Чертами, характеризующими данный культурный тип, выступают наличие письменности и "специфической технической рационализации".
Третий
период — осевое время. Период "осевого
времени" является, по мнению Ясперса,
центральным в истории
Это духовное основоположение человечества происходило одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао-цзы, возникли упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и Второ-исайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков фукидида и Архимеда. Их творчество, проповеди и учения "сводятся к тому, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира".
Осевое время по Ясперсу, — это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Основное, что сближало их и, следовательно, являлось главной характеристикой осевого времени — это прорыв мифологического миросозерцания, составляющего духовную основу доосевых культур. Человек как бы впервые пробудился к ясному отчетливому мышлению, возникло недоверие к непосредственному эмпирическому опыту, а также рационализация отношения к миру и к себе подобным.
С точки зрения Ясперса, в это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур. Выделение такого периода духовного основоположения человечества, духовного родства и духовных генов всех культур дают возможность Ясперсу сделать вывод, что противоположность Востока и Запада не абсолютна. Общие духовные корни позволяют найти способы коммуникаций, диалогов, разрешения конфликтов и создания единого культурного пространства. Чтобы спасти человеческую сущность, находящуюся в XX в. на грани гибели, мы должны, по мнению Ясперса, обновить свою связь с осевым временем, и возвратиться к его "изначальности", подыскивая для неизменно утрачиваемой и вновь обретаемой истины новые "шифры".
Техническая
эпоха по своей значимости соответствует
прометеевской. Если в доисторическое
время прометеевская эпоха
_________________________
К.
Ясперс, как бы споря со Шпенглером,
в своей теории исходит из того, что человечество
имеет единые истоки и единый путь развития.
Определяющую функцию для выделения исторических
типов культур он отводит философии, которая,
по его мнению, является признаком духовной
зрелости общества. Возникновение философии
К. Ясперс связывает с существованием
культур в период примерно с 800 г. до н.э.
и до 200 г. до н.э., который он называет "осевым
временем". В это время, по его мнению,
складывается новый тип человеческой
культуры. "В Китае жили тогда Конфуций
и Лао-цзы, возникли все направления китайской
философии, мыслили Мо-цзы, Чжуан-цзы и
бесчисленное множество других. В Индии
возникли Упанишады, жил Будда; в философии
- в Индии, как и в Китае, - были рассмотрены
все возможности философского постижения
действительности, вплоть до скептицизма,
до материализма, софистики и нигилизма;
в Иране Заратустра учил о мире, где идет
борьба добра со злом; в Палестине выступали
пророки - Илия, Исайя, Иеремия и Второисайя;
в Греции - это время Гомера, философов
Парменида, Гераклита, Платона, трагиков,
Фукидида и Архимеда".