Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:10, контрольная работа
За всю историю о происхождении христианства написано множество работ, бесчисленное множество мыслей было озвучено по этому вопросу. Над этим трудились и христианские авторы, и философы-просветители, библейской критики, и мыслители-атеисты. И не удивительно, ведь христианство является настоящим феноменом истории, оно явилось причиной создания церкви, являющихся не только последним оплотом христианской души, но и представляющих огромную ценность с точки зрения архитектуры. Христианство имеет миллионы последователей, и до сих пор занимает большое место, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
I.Введение;
II.Истоки и общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства;
III.Развитие и распространение христианства;
IV.Расхождение между западной и восточной церквями в VI веке;
V.Разновидности христианства;
VI.Христианство сегодня: социологическое исследование;
VII.Заключение;
VIII.Словарь терминов и имен;
IX.Список литературы.
ИППС СФУ, «Реклама и связи с общественностью», заочное отделение, 1 курс |
Мировая религия: христианство |
Контрольная работа |
Выполнил:
Пономарев Анатолий Васильевич
|
Содержание.
Введение.
За всю историю о происхождении христианства написано множество работ, бесчисленное множество мыслей было озвучено по этому вопросу. Над этим трудились и христианские авторы, и философы-просветители, библейской критики, и мыслители-атеисты. И не удивительно, ведь христианство является настоящим феноменом истории, оно явилось причиной создания церкви, являющихся не только последним оплотом христианской души, но и представляющих огромную ценность с точки зрения архитектуры. Христианство имеет миллионы последователей, и до сих пор занимает большое место, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.
Данная тема была выбрана мной потому, что оказалась наиболее близкой среди других предлагаемых на выбор, и наиболее точно отвечала моим личным интересам. Над вопросами религии я стал задумываться уже давно. Мне интересно то, как религия влияет на современное общество. Ведь ни для кого не секрет, что еще несколько лет назад религия в нашей стране находилась практически под запретом: осуждали ходивших в церковь, крестивших детей и т.п. Ведущие политические деятели времен социализма всячески порицали религию, способствовали гонению верующих людей.. «В период правления Иосифа Сталина, в конце 20-х –-е годы, - говорится в Британской энциклопедии, - церковь терпела жестокие преследования, которые унесли тысячи жизней. К 1939 году в стране оставалось всего три или четыре официально назначенных епископа и около ста действующих церквей». Но, как известно, Россия –страна крайностей. Когда распался Советский Союз, люди стали задумываться, а почему Советская власть так усиленно боролась с религией. Многие из тех, кого десятилетиями воспитывали в атмосфере атеизма, начинали интересоваться религией. Так традиции, а с ними и Вера вернулись в нашу страну. Религия в нашей стране превратилась в своеобразную коммерцию и стала очень дружна с политикой, что в принципе противоречит христианским канонам. В данный момент христианская церковь развивается форсированными темпами. Конечно, общественность относиться к этому противоречиво. Есть мнения о том, что церковь даже стремится к распространению влияния на государственную власть. Чтобы разобраться, необходимо понять вопрос и изучить историю христианства с самого начала.
Помимо этого, я сам считаю себя православным христианином. Но в это понятие я вкладываю не столько ритуалы посещения церкви и ношения креста, сколько стремление жить по канонам, заповедям, прописанным в Библии. А для этого необходимо знать и изучать вопросы, связанные с религией, христианством, Библией.
В
данной исследовательской работе я
затрону следующие вопросы: истоки
и общественно-исторические
условия возникновения
и распространения христианства,
развитие и распространение
христианства по миру,
расхождение между западной
и восточной церквями
в VI веке, разновидности
христианства и социологическое
исследование современного
положения религии в
российском обществе.
Истоки
и общественно-исторические
условия возникновения
и распространения
христианства.
Вплоть до восемнадцатого столетия на исследовании начал христианства лежало табу. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем рассказывает Новый завет, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью. Многие ученые не решались обнародовать результаты своих исследований. Поэтому работы публиковались лишь после их смерти. Только благодаря просветителям восемнадцатого века стало возможным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые разные источники: произведения античных писателей, которы е упоминали о христианах, сочинения христианских богословов, а также, конечно, те книги, которые сами христиане считают священными, где изложены основные постулаты христианской религии, легенды о жизни Иисуса Христа1, приведены его слова и поучения.
Иисус Христос
Иисус Христос
Как и всякая
религия, христианство возникло не на
пустом месте. Именно поэтому необходимо
рассмотреть факторы, оказавшие влияние
на происхождение, развитие, становление
христианской религии и, следовательно,
основных ее идей. Такие явления принято
разделять на социальные и идейные.
Коротко рассмотрим каждый из этих источников.
Фридрих Энгельс
Энгельс, Фридрих
Под социальными истоками христианства (а понятие это достаточно многозначно), мы понимаем социальные явления (духовные и материальные), которые способствовали широкому и достаточно быстрому распространению данной религии. К социальным истокам следует отнести так же социально-политическую ситуацию того исторического периода, в который зарождалось христианство. Как известно, христианство возникло в Палестине в I в. н.э., которая, как, впрочем, и все Средиземноморье, входила в состав Римской империи. В то время эту огромную империю раздирали глубочайшие социально - политические антагонизмы, и христианство выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных и рассеянных Римом народов - как движение угнетенных.
Ф. Энгельс2 дал следующую характеристику духовного и материального состояния общества того времени: «Настоящее невыносимо, будущее, пожалуй, еще более грозно. Никакого выхода». В ситуации такого рода бедняки готовы были верить любому призыву, лишь бы тот обещал освобождение.
Однако, «во всех классах должно быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали бы освобождения духовного, утешения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния». По мере усиления состояния отчаяния усиливалось буквально бегство из мира внешнего в мир внутренний. И из этой ситуации всеобщего экономического, политического, интеллектуального и морального разложения выход нашелся. В том положении этим выходом могла стать лишь религия. И этой религией оказалось христианство.
Возникнув, христианство вступило в резкое противоречие со всеми существовавшими до тех пор религиями. Оно становится первой возможной мировой религией. Почему? Во-первых, христианская религия отрицала присущую всем другим обрядность. Во-вторых, она становится наднациональной религией. Прежние религии, существовавшие на территории империи, носили узкий этнический характер (яркий пример- иудаизм), и были неспособны объединить рабов и угнетенных разного этнического происхождения; более того, они разъединяли их. Христианство же родилось как религия, обращенная ко всем народам. Она соответствовала условиям того времени, когда произошло смешение самых различных этнических групп, естественные границы между которыми были разрушены римскими завоеваниями. То есть объединенность народов под сенью римской власти содействовала успехам такой универсальной религии, какой было христианство - особенно с тех пор, как эта власть нашла себе конкретного представителя в лице римского императора.
Раннее христианство свои социальные представления связывало с идеями равенства всех перед богом, справедливости и милосердия, с представлениями о праве всех на свободу и счастье. Это - основные идеи христианства. Совершенно естественно, что они были созвучны с мечтами рабов и неимущих свободных граждан. Действительно, христианство затронуло струну, которая должна была найти отклик в сердцах людей. Общепризнанному чувству, что люди сами греховны во всеобщей испорченности, христианство дало ясное понятие о греховности каждого отдельного человека; в то же время в жертвенной смерти своего основателя христианство создало легко понятную форму внутреннего спасения от испорченности мира, дало утешение в сознании, к чему все так страстно стремились. Христианство учило любить и ценить в человеке не его внешние атрибуты, не его достоинства, а его душу. Это была поистине новая, если не революционная в той исторической ситуации идея: в том мире личность имела значение только как часть рода, государства. Христианство очистило душу от всего случайного и показало ее бесконечную красоту и ценность. Это - одна из причин популярности христианства. Отчаявшись в материальном мире, любой человек, будь он раб или свободный, мог рассчитывать на обретение свободы духовной, на особое духовное состояние. Таким образом, «христианство создавалось людьми, которые стремились найти иллюзорный выход из того социально-психологического тупика, в который зашло античное общество и античная идеология».
(1938-2005)
Вла́дик Сумба́тович Нерсеся́нц
Идейными истоками христианства стали идеи и представления ряда других религий, в первую очередь иудаизма. Вообще, можно указать на немаловажную преемственность, неизменно существующую между ранними формами религии - мифами, с их политеизмом и обрядностью, и самой религией, возникающей на их основе. По замечанию В. С. Нерсесянца3, эта преемственность имеет большое значение в области политико-правовых воззрений и прямо проявляется, например, в виде учений о божественном характере власти и порядка, о божественном праве и т.п. Связь новой религии с иудаизмом проявилась в частности в том, что священное писание христиан - Библия включала как собственно христианские произведения, образовавшие новый завет, так и священные книги последователей иудаизма - Ветхий завет.
Из иудаизма христианство заимствовало несколько основных идей: во-первых, идею монотеизма, т.е. признание одного бога, сотворившего мир и управляющего им; во-вторых, идею мессианизма, а, в-третьих, эсхатологию, т.е. идею гибели существующего мира в результате божественного вмешательства. При этом необходимо отметить, что в христианстве все они существенно трансформировались: монотеизм был впоследствии ослаблен учением о божественной троице, мессианизм из сугубо этнического превратился в учение о спасении всех людей через искупительную жертву Иисуса Христа. Раннехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего христианства. Общины не имели специальных мест для проведения богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим для всех общин и группировок, - это вера в добровольную искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех людей посредником между богом и человеком.
Кроме того, на возникновение
христианства также повлияли три философские
школы - стоическая, эпикурейская и скептическая,
в комплексе ориентированные на создание
блаженства личной жизни.
Развитие
и распространение
христианства.
Римская
империя в этот период простиралась
от Евфрата до Атлантического океана
и от Северной Африки до Рейна. После
смерти Ирода4, недовольные междоусобицами
между его сыновьями, в 6 г. н.э. римляне
передали управление Иудеей императорскому
прокуратор
у. Христианство первоначально распространилось
в еврейской среде в Палестине и странах
средиземноморского бассейна, но уже в
первые десятилетия существования получило
большое количество последователей из
других народов.
Ирод I Великий
Во второй половине I века и в первой половине II века христианство представляло собой ряд общин, состоящих из рабов, вольноотпущенников, ремесленников. Во второй половине II века христианскими писателями уже отмечается наличие в составе общин благородных и состоятельных людей.
c8f0
Одним из важных элементов перехода христианства на принципиально новый уровень был его разрыв с иудаизмом в II веке. После этого процент евреев в христианских общинах стал неуклонно уменьшаться. В это же время происходит отказ христиан от ветхозаветных законов: соблюдения субботы, обрезания, строгих пищевых ограничений. Расширение христианства и вовлечение в христианские общины большого количества людей самого разного вероисповедания привело к тому, что христианство этого периода представляло собой не единую церковь, а огромное количество направлений, группировок, богословских школ. Положение усложнялось большим количеством ересей, количество которых к концу II века церковный историк конца IV века Филастрий определяет числом 156.
Во второй половине III века шел процесс дальнейшей централизации церкви, и к началу IV века из существовавших епархий выделилось несколько митрополий, каждая из которых объединяла группу епархий. Естественно, крупные церковные центры создавались в наиболее важных политических центрах империи, прежде всего в столицах.
В начале IV века христианство становится государственной религией Римской империи. В это время укрепляется церковная организация и происходит официальное оформление церковной иерархии, высшей и наиболее привилегированной частью которой становится епископат. Складывавшаяся церковная организация, возглавляемая влиятельными епископами, постоянно поддерживавшими между собой связь, собиравшимися на свои съезды (соборы), вырастала в крупную политическую силу в Римской империи. Императорская власть, почувствовав в ней опасную соперницу, попыталась в условиях ожесточенной классовой борьбы в период кризиса в III веке уничтожить её.
Император Деций (249—251 гг.) начал преследования христиан. Его правление отличается первым повсеместным гонением на христиан. Оно по своим масштабам превзошло все гонения, которые были раньше.
Преследования продолжались при Валериане (253— 260 гг.). Он издал указ, по которому все без исключения служители христианской церкви предавались смерти. Однако этот указ не предусматривал никаких наказаний для лиц низшего состояния, то есть для основной массы верующих.