Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:35, контрольная работа
Цель этой работы - дать представление о творчестве, о личности, о характере Марины Цветаевой, сложностях ее судьбы, о том, какой же вклад внесла эта талантливая поэтесса в развитие культуры Серебряного века.
Хочется отметить, что чтение истинной поэзии, а особенно столь неординарной и нетрадиционной, как цветаевская, требует не только труда души и разума, но и знания ее законов. Все в ее поэзии и личности выходило за рамки традиционных представлений. Она с юности и до конца своих дней была верна одному принципу: быть самой собой, не зависеть ни от времени, ни от окружающих ее людей. В этом - секрет самобытности ее поэтического мира, но и причина трагичности судьбы.
Введение………………………………………………………………….3
1. Биография Марины Ивановны Цветаевой…………………………..5
2. Первые стихотворения Марины Цветаевой……………………...….13
3. Москва в произведениях Марины Цветаевой……………………….16
4. Анализ стихотворения М. Цветаевой
«Мне нравится, что Вы больны не мной...»…………………………20
Заключение……………………………………………………………....25
Список используемой литературы……………………………………..27
На тему «Мир Марины Цветаевой и её вклад в развитие культуры периода Серебряного века»
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Биография Марины Ивановны Цветаевой…………………………..5
2. Первые стихотворения Марины Цветаевой……………………...….13
3. Москва в произведениях Марины Цветаевой……………………….16
4. Анализ стихотворения М. Цветаевой
«Мне нравится, что Вы больны не мной...»…………………………20
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………..27
Приложения……………………………………………………
Введение
Она - ПОЭТ и этим все сказано...
Марина Цветаева как-то сказала, что великий поэт состоит из двух вещей - великого литературного таланта и великого человеческого таланта. А когда чего-то не хватает, гения не получается: либо личность больше дара, либо дар больше личности. Величие литературного таланта Цветаевой осознает каждый, кто прочел хоть несколько ее стихов. А как многогранна ее человеческая суть, как значительна ее личность - это поймет любой, кто проследит крутые повороты ее трагической судьбы.
Да, это личность противоречивая, судить о которой нельзя с точки зрения норм привычной обывательской морали. Законы, по которым она жила, - это законы поэзии, потому что ее жизни нет вне творчества, а ее творчество неотделимо от ее жизни. Наверное, по приведенной выше формуле ее вполне можно считать гением, но это высокопарное слово - не из ее мира, не из ее словаря. Она - Поэт. И этим все сказано. Великий Поэт, в котором равнозначны талант литературный и человеческий.
Цель этой работы - дать представление о творчестве, о личности, о характере Марины Цветаевой, сложностях ее судьбы, о том, какой же вклад внесла эта талантливая поэтесса в развитие культуры Серебряного века.
Хочется отметить, что чтение истинной поэзии, а особенно столь неординарной и нетрадиционной, как цветаевская, требует не только труда души и разума, но и знания ее законов. Все в ее поэзии и личности выходило за рамки традиционных представлений. Она с юности и до конца своих дней была верна одному принципу: быть самой собой, не зависеть ни от времени, ни от окружающих ее людей. В этом - секрет самобытности ее поэтического мира, но и причина трагичности судьбы.
Поэзия Цветаевой - прежде всего воплощение ее личных переживаний, выражение ее строптивой натуры ее вызова действительности. Но она неотделима от истории отечественной и мировой поэзии.
Марина Цветаева сама дает ключ к разгадке той поистине гипнотической силы, которой обладают ее стихи: "Я не верю стихам, которые льются, рвутся - да!" В этой фразе и ее творческое кредо, и ее вызов традиционным представлениям о поэзии как о музыке, ласкающей слух и душу. Ее поэзия сильна не зримыми образами, а постоянно меняющимися ритмами. Может, причиной тому ее детство, наполненное музыкой (мать ее была пианисткой, и сама она много времени проводила за инструментом), она воспринимала жизнь прежде всего через звуки. Но ее мятущейся Душе были близки не столько мягкие напевы, сколько упругий энергичный, подчиняющий себе ритм, ее через край переполняли эмоции. Очень точно передал это профессор русской литературы Лондонского университета Д.Мирский: "Поэзия Цветаевой идет от души; она своенравная, непостоянная и ужасно живая. Очень сложно втиснуть Цветаеву в оковы поэтической традиции; она возникает не из предшествующих ей поэтов, а прямо из арбатской мостовой. Анархическая особенность ее поэзии выражена в необыкновенной свободе и в разнообразии ее форм и средств, равно как и в глубоком безразличии к канонизированным правилам и стилю".
1. Биография Марины Ивановны Цветаевой
...Моим стихам, как драгоценным винам
Настанет свой черед.
М. Цветаева
Родилась 26 сентября 1892 г., в Москве. Отец - Иван Владимирович Цветаев - профессор Московского университета, основатель и собиратель Музея изящных искусств (ныне Музея изобразительных искусств), выдающийся филолог. Мать - Мария Александровна Мейн - страстная музыкантша, страстно любила стихи и сама их писала. Страсть к стихам - от матери, страсть к работе и к природе - от обоих родителей.
Жизнью Марины правило воображение.
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Характер у Марины Цветаевой был трудный, неровный, неустойчивый. Илья Эренбург, хорошо знавший ее в молодости, говорит: “Марина Цветаева совмещала в себе старомодную учтивость и бунтарство, пиетет перед гармонией и любовью к душевному косноязычию, предельную гордость и предельную простоту. Ее жизнь была клубком прозрений и ошибок”.
Первые языки, которыми овладела Марина Цветаева немецкий и русский, к семи годам – французский. Помогли ей в этом материнское чтение вслух и музыка. Любимое занятие с четырех лет - чтение, с пяти лет - писание. Все, что любила, - любила до семи лет, и больше не полюбила ничего. В сорок семь лет она поняла, что все, что ей суждено было узнать, - узнала до семи лет, а все последующие сорок - осознавала.
Мать - сама лирическая стихия. Она у своей матери была старшая дочь, но любимая - не она. Мариной мать гордилась, вторую дочь любила, потому в детстве Цветаева часто обижалась на мать из-за недостаточности любви. Мать стремилась дать детям возможно больше, передать им свои представления о мире. Никто не скажет об этом лучше самой Цветаевой: «О, как мать торопилась с нотами, с буквами, с Ундинами, с Джейн Эйрами, с Антонами Горемыками, с презрением к физической боли, со Св. Еленой, с одним против всех, с одним – без всех, точно знала, что не успеет… так вот – хотя бы это, и хотя бы еще это, и еще это, и это еще… Чтобы было, чем помянуть! Чтобы сразу накормить – на всю жизнь! Как с первой до последней минуты давала – и даже давила! – не давая улечься, умяться (нам – успокоиться), заливая и забивая с верхом – впечатление на впечатление, воспоминание на воспоминание – как в уже невмещающий сундук (кстати, оказавшийся бездонным), нечаянно или нарочно?.. Мать точно заживо похоронила себя внутри нас – на вечную жизнь. Как уплотняла нас невидимостями и невесомостями, этим навсегда вытесняя из нас всю весомость и видимость. И какое счастье, что все это была не наука, а Лирика – то, чего всегда мало… Мать поила нас из вскрытой жилы Лирики…»[1]
Детство прошло в старом доме в Трехпрудном переулке (Москва) и одинокой даче Песочной, на Оке, близ города Тарусы Калужской губернии. Этот дом в Трехпрудном переулке Цветаева очень любила и называла «самым родным из всех своих мест». В письме к чешской подруге Анне Тесковой она писала: «…Трехпрудный переулок, где стоял наш дом, но это был целый мир, вроде именья (Hof), и целый психический мир — не меньше, а м. б. и больше дома Ростовых, ибо дом Ростовых плюс еще сто лет.
Еще в 1909 году — совсем девочкой — я писала:
Засыхали в небе изумрудном
Капли звезд — и пели петухи...
Это было в доме старом, в доме — чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном —
Превратившийся теперь в стихи! » [2]
Первая школа - музыкальная школа Зограф-Плаксиной в Мерзляковском переулке, куда поступила Марина Цветаева самой младшей ученицей, неполных шести лет. Следующая - IV гимназия, куда поступила в подготовительный класс.
Осенью 1902 г. уезжает с больной матерью на Итальянскую Ривьеру, в городок Nervi, близ Генуи, где впервые знакомится с русскими революционерами и понятием Революция. Пишет Революционные стихи, которые печатают в Женеве. Весной 1902 г. поступает во французский интернат в Лозанне, где остаётся на полтора года. Пишет французские стихи. Летом 1904 г. едет с матерью в Германию, в Шварцвальд, где осенью поступает в интернат во Фрайбурге. Пишет немецкие стихи. Самая любимая книга тех времен - "Лихтенштейн" В. Гауфа. Летом 1906 г. возвращается с матерью в Россию. Мать, не доехав до Москвы, умирает на даче Песочная, близ города Тарусы. Марине Цветаевой было тринадцать лет. Детство кончилось.
Осенью 1906 г. поступает в интернат московской гимназии Фон-Дервиз. После интерната Фон-Дервиз - интернат Алферовской гимназии, после которого VI и VII класс в гимназии Брюхоненко (приходящей). Очень интересны воспоминания школьных подруг Цветаевой, которые дают представление о ее личности.
«…очень живая девочка с пытливым и насмешливым взглядом. Причесана она была под мальчика. Она была очень способна к гуманитарным наукам и мало прилагала усилий к точным наукам. Она все переходила из одной гимназии в другую. Ее скорее привлекали старшие подруги, чем младшие…
…У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее…» [3]
В 1908-1910 годах Иван Владимирович часто уезжал из Москвы и сестры Цветаевы попали под влияние поэта Эллиса – Льва Львовича Кобылинского. «Переводчик Бодлера, один из самых ранних страстных символистов, разбросанный поэт, гениальный человек» [4] – так определяла его позже Цветаева. Смыслом своей жизни Эллис считал поиск путей духовного перерождения мира для борьбы с Духом Зла – Сатаной. Почти каждый вечер, а иногда и всю ночь проводили девочки в беседах с ним. Цветаева посвятила ему свою поэму «Чародей» – так называли сестры Эллиса.
Он был наш ангел, был наш демон,
Наш гувернер – наш чародей,
Наш принц и рыцарь – был нам всем он
Среди людей!
В нем было столько изобилий,
Что и не знаю, как начну!
Мы пламенно его любили –
Одну весну.
В 1910 г., еще в гимназии, издаёт свою первую книгу стихов - "Вечерний альбом" - стихи 15, 16, 17 лет - и знакомится с поэтом М. Волошиным, написавшим о ней первую большую статью. Летом 1911 г. Марина Цветаева едет к нему в Коктебель и знакомится там со своим будущим мужем - Сергеем Эфроном, которому было тогда 17 лет и с которым уже не расстаётся. Замуж за Сергея Эфрона вышла 27 января 1912 года г.
Я с вызовом ношу его кольцо!
Да, в Вечности – жена, не на бумаге. –
Его чрезмерно узкое лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно-великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
Всем вам, кто жил и умирал без страху!
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
В1912 г. вышла её вторая книга стихов "Волшебный фонарь" и 5 сентября 1912 г. родилась её первая дочь - Ариадна. «…назвала ее Ариадной вопреки Сереже, который любит русские имена, …друзьям, которые находят, что это салонно. Семи лет от роду я написала драму, где героиню звали Антрилией. – От Антрилии до Ариадны. Ариадна – ведь это так ответственно! Именно поэтому» [5]
31 августа 1913 года, через год с небольшим после открытия музея, умирает отец Марины, Иван Владимирович.
Зимой 1915-1916 годов Цветаева, побывав в Петербурге, познакомилась с Осипом Мандельштамом. Сразу же завязываются дружеские отношения, позже переросшие в краткую, но высокую любовь. С января по июнь 1916 года Мандельштам часто приезжает в Москву, в этот же период появляются его стихи, посвященные Москве и Марине Цветаевой, которые неразрывно связываются в сознании поэта:
В разноголосице девического хора
Все церкви нежные поют на голос свой,
И в дугах каменных Успенского собора
Мне брови чудятся, высокие, дугой.
Эта дружба не прошла для Цветаевой бесследно. Новой для нее была глубина и серьезность философских размышлений Мандельштама о мире, об истории и культуре. Ее поэзия стала шире и глубже. Цветаева говорила, что ее поэзия не испытывала никаких литературных влияний, только человеческие. Она заметно выросла под влиянием личности Мандельштама, открыла в себе новые глубины.
В 1915-1916 годах Марина Цветаева создала замечательные стихотворные циклы: "Стихи о Москве", "Бессонница", "Стенька Разин", "Стихи к Блоку" (дописан в 1920-1921 годах), "Ахматовой".
13 апреля 1917 года рождается вторая дочь, Ирина.
С начала революции по 1922 г. живёт в Москве.
Осенью 1917 года Марина с Сергеем Эфроном уезжают в Крым. 25 ноября Марина возвращается в Москву за детьми, но уехать обратно уже не может.
В 1918 году Марина Цветаева пишет цикл стихов "Комедьянт", пьесы "Червовый валет" и "Метель".
В январе 1918 года Сергей Эфрон отбывает в армию Корнилова.
Зимой 1918 года состоялось знакомство Марины Цветаевой с Владимиром Маяковским, а также Константином Бальмонтом (1867-1942), переросшее в многолетнюю дружбу.
Осенью 1919 года Марина отдает дочерей в подмосковный приют в Кунцево, откуда вскоре забирает заболевшую Алю. 15 февраля 1920 года Ирина умирает в приюте от истощения и тоски.
В 1921 году выходит сборник стихов "Версты". Марина Цветаева пишет поэмы "На красном коне" (посвященную Анне Ахматовой), "Егорушка" (продолжена в 1928 году, незакончена) и циклы стихов "Ученик", "Разлука" и "Благая весть".
Информация о работе Мир Марины Цветаевой и её вклад в развитие культуры периода Серебряного века