Мифология как способ жизнедеятельности и мышления общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:33, контрольная работа

Описание работы

В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

Содержание

Введение 3
Основная часть
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие мифологии

4
1.2 Основные черты мифологического мировоззрения 6
1.3 О чем повествуют мифы 8
Глава II. Мифы Древнего Востока
2.1 Египетская мифология
10
2.2 Китайская мифология 14
2.3 Индийская мифология 20
Заключение 22
Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

кр Культура.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

     1.3 О чем повествуют мифы

     Сравнительно-историческое изучение широкого круга мифов позволило  установить, что в мифах различных  народов мира – при чрезвычайном их многообразии – целый ряд основных тем и мотивов повторяется. К числу древнейших и примитивнейших мифов, очевидно, принадлежат мифы о животных. Самые элементарные из них представляют собой лишь наивное объяснение отдельных признаков животных. Глубоко архаичны мифы о происхождении животных от людей (таких мифов много у австралийцев) или мифологические представления о том, что люди были некогда животными. Мифы о превращении людей в животных и в растения известны едва ли не всем народам земного шара.

     Очень древни мифы о происхождении солнца, луны, звёзд: солярные мифы, лунарные мифы, астральные мифы. В одних мифах они нередко изображаются людьми, некогда жившими на земле и по какой-то причине поднявшимися на небо, в других – создание солнца (не олицетворённого) приписывается какому-либо сверхъестественному существу.

     Центральную группу мифов, по крайней мере у народов  с развитыми мифологическими  системами, составляют мифы о происхождении  мира, вселенной и человека: космогонические  мифы и антропогонические мифы.

     О происхождении людей говорится  во многих мифах. Но мотива творения здесь нет: говорится или о превращении животных в людей, или выступает мотив «доделывания». У народов сравнительно культурных появляются развитые космогонические и антропогонические мифы. Очень типичные мифы о происхождении мира и людей известны у полинезийцев, североамериканских индейцев и у народов Древнего Востока и Средиземноморья8.

 

      Глава IІ. Мифы Древнего Востока

     К мифам Древнего Востока относятся  практически все мифы народов  мира, такие как:

     - Египетская мифология

     - Индийская мифология

     - Китайская мифология

     - Мифология Мессопатамии и Междуречья

     - Индуистская мифология

     - Индоевропейская мифология

     Рассмотрим  несколько из них.  

     2.1. Египетская мифология

     Египетская  мифология начала формироваться  в 6-4 тысячелетии до нашей эры, задолго  до возникновения классового общества.

     В каждой области складывается свой пантеон  и культ богов, воплощённых в  небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д.. Позднее местные  божества обычно группировались в виде триады во главе с богом-демиургом, покровителем нома (области), вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний, например фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут – богиня неба, их сын Хонсу – бог луны.

     Первоначально в Долине и Дельте складываются номы – общины, связанные с местными  ирригационными системами. Ном  состоял  из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в котором  находился  храм  бога-покровителя  и  резиденция  правителяжреца. Затем, согласно преданию, 22 нома долины и 20 номов дельты объединились  в два  государства9.

     Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение  многих мифов реконструируются на основе поздних текстов. Основными памятниками  представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них – «Тексты пирамид» - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанные на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.); «Тексты саркофагов», сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего царства (21-18 вв. до н. э.), «Книга мёртвых» - составлявшаяся начиная с периода Нового царства и до конца истории Древнего Египта, сборники заупокойных текстов.

     Характернейшей  чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее  в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды  истории Египта. Воплощённые в  животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые из них стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных – воплощений различных божеств относились: - бык – Апис, Мневис, Бухис, Бата; корова – Хатор, Исида; баран Амон и Хнум; змея – Рененутет; крокодил – Себек, кошка – Баст; лев – Тефнут, Сехмет; шакал – Анубис; сокол – Гор, ибис – Тот и другие.

     Боги  в образах быков и коров  почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами различного цвета. Потом, по велению верховного бога, все быки воплотились в одного чёрного быка, а все коровы – в одну чёрную корову. Культ быка, в глубокой древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона10.

     В Мемфисе, а затем и во всём Египте чёрный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так  и злые божества. Главой всех врагов солнца – Ра, считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Рененутет, богиня – хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего.

     Обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звёздами небесный свод, но иногда его олицетворяли в образе женщины. Существовали представления о том, что небо – это водная поверхность, небесный Нил, по которому днём солнце обтекает землю. Под землёй тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывёт ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других – Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся различными добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и других.

     Плодородием полей ведала богиня – владычица  закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле вовремя жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.

     С развитием древнеегипетского государства  мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств  сохраняли своё значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение11.

     Наиболее  значительны циклы мифов Древнего Египта – это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и  об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод – Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было Солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говориться, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке». В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесённым на поднявшемся из хаоса холме птицей «великий Гоготун». Наряду с этим существовали представления о богине неба – женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает – в результате наступает ночь – и следующим утром вновь рождает его12.

     С мифами о сотворении мира связаны  мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времён года и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворённым в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей.

     В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился, люди перестали почитать бога-царя и даже «затеяли против него злые дела». Тогда Ра собрал совет старейших богов во главе с прародителем Нуном, на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифах Сехмет. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить её. Однако богиня, разъярённая вкусом крови, не унималась. Тогда её хитростью напоили красным вином, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив, своим заместителем Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром13.

     Уже в эпоху Древнего царства живущие  фараоны рассматриваются как «служители Гора», а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду, оживает после смерти, как ожил Осирис. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюдён весь погребальный ритуал.

     Связанные с Осирисом мифы нашли отражение  в многочисленных обрядах. «Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в Греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а её культ распространился за пределы Египта».

     Многие  персонажи египетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в Древней Нубии, которая в течение длительного времени находилась под властью Египта. Государственным богом Древней Нубии был Амон, его оракулы избирали царя. Также популярностью пользовались мифы о Горе. Жители Древней Нубии восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.

     Мифологические  воззрения Древнего Египта нашли  широкое отражение в архитектуре  и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как «тела», в которых эти божества воплощаются.

     Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами и росписями на мифологические темы. 

     2.2 Китайская мифология

     Китайская мифология – это совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской и буддийской мифологии.

     Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских  сочинений: « Шуцзин», «Ицзин», «Чжуань-цзы», «Ле-цзы», «Хуайнань-цзы» и другие. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзинь» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н.э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4в. до н.э.).

     Одна  из отличительных черт древнекитайской  мифологии историзация мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности. Главнейшие персонажи превращались в правителей и императоров, а второстепенные персонажи – в сановников, чиновников и т.д. Историзация мифов способствовала и характерному для китайской мифологии процессу антропоморфизации героев, который продолжался в народной мифологии вплоть до позднего времени. Большую роль играли тотемические представления. Племена иньцы считали своим тотемом ласточку, племена ся – змею. Постепенно змея трансформировалась в дракона (лун), повелевающего дождём, грозой, водной стихией и связанного одновременно с подземными силами, а ласточка, вероятно, в фэн-хуан – мифическую птицу – символом государыни (дракон стал символом государя).

     Миф о хаосе – «Хунь-тунь», являвшем собой бесформенную массу, относится  к числу древнейших.

     На  могильных рельефах первых веков  н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань  Фу-си и Нюй-ва изображаются в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи, что символизирует супружескую близость14.

     Миф о потопе, в котором говориться о том, что Фу-си и Нюй-ва спаслись от потопа и вступили в брак, чтобы  возродить человечество, зафиксирован в литературе ранее других мифов, однако стадиально он не относится к числу наиболее ранних мифов. Предполагают, что мифы о потопе зародились у китайских племён в районе рек Хуайхэ и Чжэцзян, а затем распространились в районе современной Сычуани. Согласно записи в «Шуцзине», в борьбу с потопом вступает Гунь, который пытается остановить воды с помощью похищенной им у верховного правителя чудесной саморастущей земли (сижан). Но побеждает потоп его сын Юй. Он занимается рытьём каналов, землеустройством, избавляет землю от всякой нечисти, создаёт условия для земледелия.

Информация о работе Мифология как способ жизнедеятельности и мышления общества