Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:33, контрольная работа
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.
Введение 3
Основная часть
Глава I. Что такое мифология
1.1 Понятие мифологии
4
1.2 Основные черты мифологического мировоззрения 6
1.3 О чем повествуют мифы 8
Глава II. Мифы Древнего Востока
2.1 Египетская мифология
10
2.2 Китайская мифология 14
2.3 Индийская мифология 20
Заключение 22
Список литературы 24
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный торгово-экономический университет
Ивановский
филиал
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Культурология»
Тема
Мифология
как способ жизнедеятельности
и мышления общества (на
примере цивилизаций
Древнего Востока).
Автор
работы:
студент 3 курса
заочного отделения
специальность: ЭУТП
Брагин
Г.В.
Проверил:
доц.
Данилов А. А.
Иваново 2011 г.
Содержание
Введение | 3 |
Основная
часть
Глава I. Что такое мифология 1.1 Понятие мифологии |
4 |
1.2 Основные
черты мифологического |
6 |
1.3 О чем повествуют мифы | 8 |
Глава
II. Мифы Древнего Востока
2.1 Египетская мифология |
10 |
2.2 Китайская мифология | 14 |
2.3 Индийская мифология | 20 |
Заключение | 22 |
Список литературы | 24 |
Введение
Мифология - тип функционирования культурных программ, предполагающий их некритическое восприятие индивидуальным и массовым сознанием, сакрализацию их содержания и неукоснительность исполнения.
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то, ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.1
Различают: классическую мифологию как тип культуры, тотально представленный сакрализованными программами и базирующийся на архаических формах ментальности и современную мифологию как феномен, представляющий собой вкрапление мифа в немифологическую по своей природе культурную традицию в результате сознательного рефлексивного целеполагания (социальная мифология как вариант политико-идеологической практики).
Современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.
Исследование мифа как формы культуры и измерения человеческой души занимает важное место в культурологии. Основополагающий вклад в понимание мифа внесли Г. В. Ф. Гегель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, Дж. Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль, К. Леви-Стросс, проблемами мифа много занимался выдающийся русский философ А.Ф. Лосев2.
Основная часть
Глава
1. Общее понятие мифа
и мифологии
1.1
Понятие мифа
Философия представляет собой духовную интеллектуальную дисциплину, возникшую в 7-5 веке до н. э., одновременно в различных точках планеты: в Индии, Китае, Греции. Этот факт означает, что философия не является внеисторическим свойством человеческого сознания. Ей предшествовал другой тип мышления - мифологический (архаический).
Миф
это исторически первая мировоззренческая
форма отражения
С мифа начинается любая культура, любое осознавшее себя общество. Само слово «миф» имеет древнегреческое происхождение и означает «предание», «сказание».
Миф нельзя рассматривать как первичную форму науки или философии. Более того, недопустимо интерпретировать миф как простой вымысел. Мифология как собрание мифов отражает взгляды первобытных людей на явления природы и жизни, ростки научных знаний, религиозные и моральные представления, которые господствовали в родовой общине, и художественно - эстетические чувства людей на начальном этапе своей истории3.
Миф является духовно-практическим способом освоения форм общественной жизнедеятельности, форм взаимоотношений человека и природы, человека и общества.
Мифы - это обобщенные образы, которые включают в себя не только мир наличного бытия, который часто выступает почему - то враждебным по отношению к человеку, но и мир надежд и желаний, в котором свободно воплощаются интересы родового коллектива.
Существуют мифы, отражающие происхождение людей, деяния богов, историю человечества, превращение неживых предметов в живых людей (древнегреческие мифы). Так, в культурологической концепции австрийского психолога и философа К. Юнга миф занимает едва ли не самое важное место, поскольку именно через это понятие философ стремился объяснить связь между обществом и личностью, индивидуальным и коллективным.
Восприняв психологические аспекты учения К. Юнга, антрополог К. Леви-Стросс разработал теорию мифологического мышления. Исследователь сосредоточивался преимущественно на изучении бытия первобытных народов, хотя его уникальную концепцию взяли на вооружение последователи, которые доказали, что мифологическое мышление свойственно и современным людям. Более того, оно способно порождать новые мифы на основе существующих, что оказывают колоссальное влияние на ход истории4.
Занимаясь описанием современных мифов, французский структуралист Р. Барт отметил их двойное назначение: во-первых, они нацелены на деформацию действительности в направлении, желаемом для носителя мифического сознания; во-вторых, мифы должны постоянно маскировать свою идеологичность, поскольку любая идеология хочет, чтоб ее воспринимали как единственно возможную, естественную и существующую саму по себе. Поэтому современный миф стремится выглядеть не явлением культуры, а явлением природы.
Эти и многие другие ученые прошлого века сформулировали новый подход к феномену мифа, однако рядовые люди и дальше воспринимают его как сказочную историю, выдумку, никак не связанную с их жизнью.
Вместо этого знаменитый российский философ, знаток античности А. Лосев писал: «Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в наибольшей степени напряженная реальность. Это не выдумка, но - яркая и на самом деле оригинальная действительность». В настоящее время миф понимают как определенную систему, моделирующую в сознании индивидов окружающий мир и его фрагменты.
Безусловно,
роль мифа, которую он играл в
первобытных обществах, существенно
отличается от его назначения сегодня.
По исследованиям М. Элиаде, выдающегося
культуролога и философа, в архаичные
времена считалось, что миф передает абсолютную
истину, ибо пересказывает священную историю,
события, происходившие в начале Великого
Времени. Будучи реальным и священным,
миф становится типичным, а соответственно,
и повторяемым, поскольку он является
моделью и в известной мере оправданием
всех человеческих поступков. Другими
словами, миф - это настоящая история того,
что произошло у истоков времен и в то
же время образец для поведения человека5.
1.2
Основные черты
мифологического мировоззрения
Мифологический тип мировоззрения - это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира. Мифологическое мировоззрение выражается в символах, например: медведь издавна считался символом - «духом тайги».
Мифология была первой попыткой абстрактного объяснения человеком строения мира, причин его развития и места человека в мире. На этом пути мифология создает несколько мыследеятельных конструкций, перешедших и в раннюю философию. Одна из них связана с проблемой рождения мира.
Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.
Несмотря на буйство фантазии, свойственное мифу, в нем начинают, по мере развития практики, складываться жесткие структуры - прообраз будущих законов логики.
Важно, что это понятие не является оценкой, т.е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:
1.
Нерасчлененная ценность мира
богов, человека и природы (
2. Отсутствуют различия субъекта и объекта - человека и мира; мир понимается по образу и подобию человека, а человек - по образу мира.
3.
Мифологическое знание
4.
Всякое ритуальное действие
5.
Из вышесказанного вытекает
Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что все предметы и явления воспринимаются как взаимосвязанные одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все действия и поступки воспринимаются как естественные.
Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении мира и человека; о его месте и предназначении в мире; о путях и способах возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.
Особенно
сильно значение мифологии проявляется
при изучении философских понятий
и исторически сложившейся
Таким
образом, предпосылками мифологической
«логики» можно считать, во-первых,
неспособность человека выделить себя
из окружающей среды и, во-вторых, целостность
мифологического мышления, которое
неотделимо от эмоциональной сферы.7
Информация о работе Мифология как способ жизнедеятельности и мышления общества