Мифология и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Египетская цивилизация – одна из самых древних на нашей планете. Она существовала длительное время, и главной причиной тому стало своеобразное месторасположение государства, окруженного пустынями и удаленного от других стран. Протянувшейся на многие километры вдоль плодородной долины Нила, Египет развивался безо всякого иноземного воздействия.

Содержание

Введение 2

Мифология Древнего Египта. 3

Сложение египетского пантеона богов. 4

Миф о рождении Осириса, его сестер и братьев. 7

Миф об Осирисе и Исиде. 9

Заупокойный культ. 11

Искусство Древнего Египта. 14

Архитектура 14

Изобразительное искусство. 18

Письменность 22

Заключение 24

Приложение 25

Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Мифология и искусство Древнего Египта.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

   Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового царства, максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.

                              Изобразительное искусство.

 

   Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись. При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав  те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского искусства.

   В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи).

   Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого,  волосы - черного, одежды - белого цвета.14

   Основной  характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким, но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.

   Довершает индивидуализацию канонических черт  тщательная пластическая обработка тела: молодого, физически развитого или полного, слегка оплывшего жиром, с дряблой кожей и морщинками.

   В период Среднего царства, чтобы усилить значимость верховной власти в создании народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам, стали устанавливать перед храмами и внутри их. Личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых масштабов в период Нового царства). Это повлекло за собой усиление индивидуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов художественной практики.

   Голова  статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный  образец египетского реалистического портрета: резкие морщины, глубоко посаженные глаза, крупный нос и слегка выступающий властный рот. Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка лица: острый контраст бликов и затемненных частей на черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологическую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум сочетаются с моментами рефлексии.

   В мелкой пластике Среднего царства появляются произведения, отличающиеся таким новым качеством, как изящество и стройность. Гармоничность линий рук и ног, более тонкая раскраска одежды, воспроизводящая различные узоры, миниатюрность фигур - характерные стилистические приемы одного из произведений эпохи Среднего царства  - статуэтки слуг, несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).

   Лирическое  начало в наибольшей степени характерно для скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы: они сделаны из дерева, глаза и украшения инкрустированы золотом, одежда посеребрена. Мягкие очертания округлых лиц, изящество фигур, приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинированность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.

   Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства  стало время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до н.э. Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и включала в себя несколько крупных частей: центральная была застроена дворцом и главным храмом Атона, включавшим административно-хозяйственные здания, домами - усадьбами вельмож. Окраину занимало жилье ремесленников и бедняков.

   Существенным  новшеством храмовых ансамблей, при  сохранении общего принципа размещения преимущественно открытых помещений центральной оси, был отказ от многоколонных залов. Их заменили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.

   Но  наиболее значительные изменения произошли  в изобразительном искусстве. Разрыв с древней религиозной традицией  ознаменовал отход от героизации царского образа. Акцент теперь был сделан на требовании простоты и естественности, которые должны были проявиться не только в чертах лица, но и передаче душевного состояния. Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхнатона, поражающих реалистичностью трактовки. При этом в первые годы правления реализм приобрел характер утрирования индивидуальных черт облика фараона, доходящий иногда до гротеска: статуя Аменхотепа IV в Карнаке; рельеф “Семья Эхнатона” на пограничной стеле. Это исчезает в более поздних произведениях - гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона,  незаконченная.Здесь уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа,  моделировка  лица отличается мягкостью.15

   Скульптуру  второй половины Нового царства, ее основную линию, представляют следующие произведения: гигантские статуи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме. Самая яркая черта этих памятников - огромные масштабы, сочетающиеся в общественными, монументализированными объемами. Вспомнились древние традиции египетского искусства - торжественно-героический монументальный стиль, подавляющая грандиозность сооружений, утверждающая величие фараона-бога.

   Но  по сравнению с Древним царством вся эта скульптура обрела оттенок гигантомании, когда внешнее слишком превосходит внутреннее.

                                          Письменность

 

   В Древнем  Египте использовали три системы  письма: иероглифическую, иератическую и демотическую. Иероглифическая система, изобретенная за 3000 лет до н.э., представляет собой самую раннюю форму древнеегипетской письменности. Ее элементами являются картинки, или пиктограммы, а использовалась она для религиозных текстов. Иератическое письмо - это упрощенная, скорописная форма иероглифического, употреблявшаяся при составлении юредических и деловых документов. Демотическое письмо, еще один вид скорописи, возникло примерно в 600г. до н.э. Его использовали в каждодневной жизни для самых разных целей, тогда как иероглифическая и иератическая системы в то время применялись лишь для религиозных текстов.16 
       Единственная проблема с египетской письменностью - проблема, стоявшая перед учеными почти 2000 лет,- состояла в том, что до самого начала 19-го столетия ни один человек не мог ее понять. 
        В 1799г. в Розетте, неподалеку от Александрии в Египте, был найден большой черный базальтовый камень, с записью декрета фараона Птолемея 5. На нем были сделаны записи в трех системах письма: иероглифической, демотической и на греческом языке. Этот камень, названный Розеттским, оказался одной из наиболее важных находок для египтологов, поскольку он содержал ключ к пониманию иероглифическую письма. Сопоставляя греческий и иероглифический тексты, француз по имени Ж.Ф. Шампольон сумел в конце концов разгадать тайну иероглифов. Это произошло в 1822г. Последовавший затем перевод письменных документов дал нам огромное количество информации о Древнем Египте.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                     Заключение

 

   Окунувшись  в атмосферу древности и манящей  загадочности этой страны, вам не хочется  больше расставаться с ней. Вы заинтересовываетесь ее историей, и вам становится интересно попробовать разгадать все тайны этой великой древней цивилизации.

   Невероятные достижения и великие знания хранились  в Древнем Египте. Многие его тайны неразгаданны и по сей день. Мы можем лишь восхищаться знаниями и умениями египтян.

   Вера египтян была очень прочна и многогранна. Архитектура сложна и уникальна. Изобразительное искусство поистине вызывает восторг.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Приложение

 
 
 
 

   

   2) Бог  Анубис с головой шакала.

   1) Розетский  камень.                           

   3) Исида.

     
 
 
 
 
 
 
 
 

                               Список литературы.

 

   Доброва Е.В. Популярная история мифологии. М.: Вече, 2003. С. 44-73.

   Гриненко  Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: Юрайт,            1999. С. 47-62.

   Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры. М.: «Nota Bene», 1998. С. 40-53.

   Маркова А.Н. История мировой культуры. М.: Юнити, 2003. С. 55-74.

   Тураев  Б.В. История Древнего Востока М.: Асфа, 1996. С. 71-79.

Информация о работе Мифология и искусство Древнего Египта