Мифология и искусство Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 22:22, реферат

Описание работы

Египетская цивилизация – одна из самых древних на нашей планете. Она существовала длительное время, и главной причиной тому стало своеобразное месторасположение государства, окруженного пустынями и удаленного от других стран. Протянувшейся на многие километры вдоль плодородной долины Нила, Египет развивался безо всякого иноземного воздействия.

Содержание

Введение 2

Мифология Древнего Египта. 3

Сложение египетского пантеона богов. 4

Миф о рождении Осириса, его сестер и братьев. 7

Миф об Осирисе и Исиде. 9

Заупокойный культ. 11

Искусство Древнего Египта. 14

Архитектура 14

Изобразительное искусство. 18

Письменность 22

Заключение 24

Приложение 25

Список литературы. 27

Работа содержит 1 файл

Мифология и искусство Древнего Египта.doc

— 1.62 Мб (Скачать)

   Осирис  заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

   Но  тайная смута против благодетельного  и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса  Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сет) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.

   Было  объявлено, что великолепный, очень  ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сет) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.

   Море  выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло  чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.

   Но  неугомонный и злобный Тифон (Сет) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

   Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению.

   Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сета) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.7

                                     Заупокойный культ.

 

   Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души – это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, которые сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта – и не только религиозной и культурной, политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конец, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.8

   Согласно  религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими важнейшими характеристиками, в числе которых назывались Сах – тело человека, Шунт – его тень, Рен – его имя, Ах – его привидение, Ба – проявление сущности. Ведущую роль играла Ка – душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

   Именно  Ка предстояло вновь соединиться  со своим телом для того, чтобы  умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если длдя этого созданы необходимые условия.

   Основным  условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

   Путь  на этот свет представлялся египтянам  настоящей полосой препятствий, где на каждом шагу подстерегала опасность второй смерти. Подробные сведения об этом пути содержатся в «Книге мертвых», «Книге о вратах», «Книге о подземных пещерах», «Книге о том, что есть в другом мире», в которых перечисляются коварные ловушки, ожидавшие мертвых, и даются указания, как убивать подземных крокодилов и змей, как не попасть в сети подземных рыбаков. Там были и магические заклинания, с помощью которых умерший мог обезвредить своих врагов.9

   Предполагалось, что если этот путь был успешно  пройден, то египтянин попадал в чертог Обеих истин, посреди которого на троне сидел сам Осирис, окруженный другими богами. Здесь происходил суд над умершим. Для этого на одну чашу специальных весов клали сердце усопшего, на другую – страусовое перо богини истины и справедливости Маат. Каждый из богов – а их было более 40 – задавал по вопросу, умерший отвечал, а весы контролировали правильность ответа. Перечень вопросов и ответов являлся, по сути, сводом жизненных правил египтян; ответы всегда должны быть отрицательными. «Я не причинил людям зла», - должен был сказать праведный египтянин, - «Я не мучил животных», «Я никого не убил», «Я ни к кому не посылал убийц», «Я чист».10

   Взвесив все «за» и «против», Осирис выносил  приговор. В случае неблагоприятного решения умерший должен был закончить свое существование в утробе страшного чудовища Амелит – Пожирательницы – существа с телом гиены и бегемота, львиной гривой и пастью крокодила. Если же решение было благоприятным, умерший мог вступить в царство Осириса.

   Царство Осириса, однако, по представлениям древних  египтян, вовсе не было раем: там обитали страшные львы, змеи, скорпионы, крокодилы; кроме того, царство Осириса не освобождало от необходимости работать. Правда, работу за умершего мог выполнять его раб или слуга – их функции выполняли статуэтки, которые клали в могилу. Но если умершему не удавалось счастливо избежать опасностей и он умирал, то эта вторичная смерть была в глазах египтян уже окончательной – следствием ее становилось полное небытие человека.11

   Усилия  египтян, таким образом, были направлены на то, чтобы сделать жизнь после смерти долгой, безопасной и счастливой: они заботились о погребальной утвари, жертвоприношениях, и эти заботы приводили к тому, что жизнь египтянина состояла в приготовлениях к смерти. Нередко своим земным жилищам они уделяли меньше внимания, чем гробницам.

                        Искусство Древнего Египта.

                                           Архитектура

 

   Первым  значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была т.н. ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.12

   Классическим  образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4-й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому , как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.13

   Характерной особенностью пирамид как архитектурных  соображений было отношение массы  и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень  небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.

   Безраздельно  господствовала масса всей пирамиды, в  то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храм, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).

   В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип заупокойного храма. Ярчайший образец - храм Ментухотепа I долине Деир-эль-Бахари (западный берег Нила).

   Первое, бросающееся в глаза новшество,изменение  местности: не в пустыне,  а у  скал Ливийского нагорья.

   Второе - усложнение композиции заупокойного храма, состоящего из двух террас, расположенных  одна над другой и завершаемых небольшой пирамидой. Горизонтальная распластанность террас, подчеркнутая пологим пандусом, как бы притормаживается верти кальными портиками, идущими по фасаду и по бокам храма.

   За  основным ядром комплекса шел  небольшой открытый  двор, окруженный колоннадой.

   Он  вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения, вырубленные в скале.

   К этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога, огражденная с двух сторон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.

   Дополнительными элементами этого архитектурного ком плекса были каменные раскра - шенные статуи царя, стоявшие на дороге, и сад с двумя бассейнами перед первым гипостильным залом.

   От  заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре  Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам долине Деир-эль-Бахари архитектором Сенмутом, рядом с храмом Ментухотепа I.

   Самая главная новация - захоронение отдельно от храма. Царская мумия спрятана где-то в тайнике, в горах. Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов, что и храм “соседа”, но с тенденцией к большей грандиозности: три террасы, возвышающиеся одна над другой, имеют большие масштабы; богатейшая декорировка, широкое использование скульптур (свыше 250 статуй), обилие колоннад, деревья и искуственные пруды,  размещавшиеся и на террасах.

   Идея  пространственно развитого храмового  комплекса, подчиненного принципу центральной  оси, наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах, посвященных богу Амону-Ра (16-15 вв. до н.э.).

   Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные и пространственные компоненты: молельня, коронный зал, открытый двор. Они выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со сфинксами. Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами, представляющие собой плоские трапециевидные формы, возвышающиеся над остальными архитектурными объемами храмового комплекса. Перед пилонами размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски.

   Основным  средством архитектурной выразительности  была колонна: в карнакском храме  их 270, в луксорском - 151. Характернейшая черта этих колонн - использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских папирусов и лотоса.

   Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей  среди египетских архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес. В большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.    

   Рассмотрим  его план: в нем нетрудно выделить три основные части. Первая - вытянутый прямоугольник, обозначающий первый открытый двор с колоннадой по центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего папируса); вторая - квадратная, обозначающая второй открытый двор, обнесенный двухрядной колоннадой; третья - самая обширная, прямоугольная, обозначающая комплекс помещений, расположенных по центральной оси (святилища и молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые). Эта третья часть начинается вестибюлем с 32 колоннами.

   Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские “заросли” каменного папируса имело  и “световую драматургию” от ярко освещенного солнцем двора, через сумрак колонного зала, куда свет проникал сквозь верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно освещенной молельни. Недаром некоторые ученые считали, что египетское храмовое сооружение является скорее дорогой для процессий, нежели пространством для пребывания.

   И завершает основную линию архитектуры  культовых памятников Древнего Египта т.н. Рамсессум: комплекс, состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), которые полностью высечены из скального массива, включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на фасаде.

Информация о работе Мифология и искусство Древнего Египта