Мифология древней руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, реферат

Описание работы

Литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений - это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов. Археологические данные, фольклор, этнографические и языковедческие исследования также дают богатый материал для реконструкции религиозных представлений древних славян.

В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Разные племена бога Солнца называли по-своему - Дажьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян и другие.

Содержание

Введение

1 Мифология древних славян

1.1 Истоки славянской мифологии

1.2 Культ солнца и огня

1.3. Боги

2 Славянские верования

Заключение

Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

План работы.docx

— 36.38 Кб (Скачать)

Для славянских обрядов  годового цикла характерен культ  деревьев, прежде всего дуба у восточных  и отчасти западных славян - березы, в меньшей мере - явора (клена) чипы в конкретных случаях и сербы (на Вербное воскресенье, Юрьев день). У южных славян широко распространен  обряд сжигания рождественского (обычно дубового) полена-бадняка на домашнем очаге. В славянском годовом цикле  ему соответствует восточнославянский ритуал сжигания соломенной куклы в  Купальскую ночь. Солома - обязательный атрибут не только купальского, но и  рождественского обряда на соломе, покрытой грубым крестьянским покрывалом, происходит у южных славян ритуальная трапеза в Сочельник. Солома - частый компонент родинного и погребального  обряда: жизнь начинается и кончается  на соломе, что типично для индоевропейских  и неиндоевропейских народов. В  разжигании огней (костров), в сжигании и постилании соломы видят черты  или следы почитания солнца как  источника жизни, света и тепла.

Судя по новым данным, собранным в Полесской экспедиции, главным образом по рассказам  об «обмирании и посещении того света» и по некоторым старым записям, древние  славяне не различали рая и  ада, а верили в единый загробный  мир, который мог находиться и  далеко за морем, и на небесах, и в  подземном царстве.

Христианство, энергично  потеснившее славянское язычество  в сфере народной культуры и занявшее в ней доминирующие позиции, способствовало при этом и известной унификации, и внутренней систематизации языческих  верований. Наиболее ярким примером систематизирующего воздействия церковной  культуры на нецерковную языческую  может служить соотношение и  взаимодействие церковного и народного  годового календаря.

Народный календарь  внешне и формально всецело подчинен церковному календарю, циклическому празднованию господних и богородичных праздников, дней особо почитаемых святых (св. Николая, св. Георгия, св. Ильи, св. Дмитрия, св. Параскевы  Пятницы, св. Варвары, св. Власия, св. Феодора  Тирона и др.), памятных дней церковных  событий, соблюдению постов.

Большинство календарных (и не только календарных) обрядов  у славян - провоцирующего свойства, т.е. ставящих своей целью обеспечение  обильного урожая, приплода скота, изобилия благ земных и т.п. Затем существует немало обрядов ограждающего охранительного (апотропеического) свойства, защищающих от болезней, сглаза, козней нечистом ситы и т.п. В этом их языческая сущность.

В годичном календарном  цикле сосуществуют две системы  духовного воззрения и мироощущения - христианская и языческая - одна, обращенная к небу, божественному началу, другая - к земле, к началу плотскому, к  плодам земным, к их изобилию, зависящему, по древним представлениям, не только от человека и Бога, но и от сил  сверхъестественных. Эти два мировосприятия и миропонимания сравнительно легко  уживались в славянском народном календаре еще и потому, что  христианство с ею годовыми праздниками  побуждало верующих ежегодно переживать в молитве жизнь и страсти  Иисуса Христа, а язычество воплощало  во многих своих обрядах цикличность  природных явлений возрождение, расцвет, увядание и временная смерть или «засыпание» природы.

Все это - остатки язычества  или продолжение языческих традиций, хотя многие рассмотренные нами символы  и сакральные элементы выполняют  ключевые ритуальные функции и в  христианстве. Так, хлеб «замещает» в  литургии Тело Христово; вода освященная - основа таинства крещения; святая вода способна защищать от бесовских наваждений и поползновений; огонь - лампадный  и свечной - бескровная жертва Богу; земля - материальная сущность человеческой плоти («яко земля еси есть и в  землю отыдеши»)

Таковы в самых  общих чертах основные особенности  древнего мировосприятия и религии, позволяющие (путем реконструкции) увидеть то целое, что составляло основу духовной культуры древних славян.

Заключение

Наши далекие предки - древние славяне - представляли силы природы в виде живых существ, которые, как они считали, могли  помогать человеку, а если их рассердить, то творили зло. Мы и сейчас говорим: солнце село, зашло за тучу, хотя вовсе  не представляем каждое в виде могучего божества, которое каждое утро побеждает  тьму. Мы говорим: ветер дует, земля  плодородная, гроза свирепствует, дождь  идет. Так в нашем языке сохранились  следы мифологических представлений.

Древние славяне поклонялись  богу Сварогу. Он считался владыкой Вселенной. Во мраке он возжигал пламя молний, разбивая ими тучи. Он дал жизнь  Солнцу. Поэтому Сварог представлялся  отцом Солнца - Дажьбог. Родив Дажьбога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править  его дети.

Иногда Солнце представляли в виде царицы, одетой в пурпурные  одежды зари и в сияющем венце  лучей. В Иванов день (день Ивана  Купала, народный праздник, отмечавшийся в день летнего солнцестояния). Солнце выезжает навстречу своему супругу  Месяцу, пляшет и рассыпает по небу лучи. А с началом зимы Солнце и Месяц расходятся в разные стороны  и не встречаются друг с другом до самой весны. Солнце не знает, где  живет и что делает Месяц, а  он ничего не ведает про Солнце. Весной же они встречаются и долго  рассказывают друг другу о том, где  были и что видели.

Славяне представляли, что жилище Солнца находится на востоке. Там, в стране вечного лета, стоит  его золотой дворец, оттуда выезжает оно поутру в своей золотой  колеснице. Солнцевы девы расчесывают  его золотые лучи и умывают  его, тогда на землю льется благодатный  дождь.

Другой сын Сварога - Перун, бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей, разбивает тучи, гром выражает его  гнев, по всему небу развеваются  его одежда и борода, ветры и  бури - его дыхание.

Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и  бог всю зиму покоится в гробе-туче. Когда же вернутся из теплых стран  птицы, Перун разбивает свою темницу  и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский  конь переносит его в мгновение  ока в любое место, мощными  копытами побивает врагов. Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый  ворон, петух, возвещающий утро. Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Могучие дубы, похожие  на тучи, считались священными.

Богом весеннего солнца был Ярило. В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в  белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из весенних цветов; в руке - горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами - там тотчас вырастет густая рожь. Ярило - покровитель любви, плодородия.

Существовали у  древних славян и другие боги. Фольклор древних славян дошел до нашего времени  и в мифах, и в сказках, и  в сказаниях, и в поговорках, и  в других по форме произведениях.

Список  используемой литературы

1. Бурдыкина М.Б.  Мифы древнего мира (Мифы, легенды,  сказания).

2. Кайсаров А.С., Глинка  Г.Д., Рыбаков Б.А. Мифы древних  славян.

3. Славянская мифология.  Энциклопедический словарь.

4. Л.П. Ходькова. Релігієзнавство.

5. Яртись А.В., Шендрик  С.М., Черепанова С.О. Лекції з  історії світової та вітчизняної  культури.

6. Ю.А. Калінін, Є.А.  Харьковщенко. Релігієзнавство.

Информация о работе Мифология древней руси