Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:46, реферат
Литературных древнеславянских памятников не осталось. Основные источники сведений - это средневековые хроники, произведения христиан против язычества, летописи, произведения византийских авторов, географические описания средневековых арабских и европейских авторов. Археологические данные, фольклор, этнографические и языковедческие исследования также дают богатый материал для реконструкции религиозных представлений древних славян.
В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Разные племена бога Солнца называли по-своему - Дажьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян и другие.
Введение
1 Мифология древних славян
1.1 Истоки славянской мифологии
1.2 Культ солнца и огня
1.3. Боги
2 Славянские верования
Заключение
Список используемой литературы
План работы
Введение
1 Мифология древних славян
1.1 Истоки славянской мифологии
1.2 Культ солнца и огня
1.3. Боги
2 Славянские верования
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Литературных древнеславянских
памятников не осталось. Основные источники
сведений - это средневековые хроники,
произведения христиан против язычества,
летописи, произведения византийских
авторов, географические описания средневековых
арабских и европейских авторов.
Археологические данные, фольклор,
этнографические и
В мифологии и верованиях древних славян важное место занимает культ природы. Даже название этих племен выводят из слова солнце, их называли солнцепоклонниками. Разные племена бога Солнца называли по-своему - Дажьбог, Ярило, Купало, Коляда, Троян и другие.
Целый ряд персонажей древнеславянской религии имел явно индоевропейские истоки. Например, высшие боги праславянского пантеона, имена которых достоверно известны - Перун и Велес. Перун - бог грома и молнии, подобный индийскому Индры, греческому Зевса, германскому Тора. Образ этого бога олицетворяет военную и хозяйственную, природную функции. С ним связанный так называемый грозовой миф, популярный у славян и немало элементов которого указывает на его связь с индоевропейской традицией. Ядро этого мифа - поединок Перуна со своим врагом. Перун раскалывает камень, расщепляет дерево, мечет стрелы. Его победа завершается дождем, который приносит плодородие.
К высшим богам праславянского
пантеона относятся бог неба Сварог,
Дажьбог - бог, связанный с солнцем,
а также Ярило, Яровит. А к низшему
уровню принадлежали божества, связанные
с хозяйственными циклами, сезонными
обрядами, а также боги, которые
олицетворяли целостность небольших
замкнутых коллективов: Род, Щур. Щур
(Цур) был главной фигурой
Как мировое дерево у древних славян выступали вирий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем частям мирового дерева приурочены разные птицы и животные. К ветвям и верхушки - птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера), а также Див, мифологический персонаж, солнце и месяц. К стволу - пчелы, к корням - змеи, бобры. Все дерево в целом может сопоставляться с человеком, особенно с женщиной.
Религиозную обрядность древних славян пронизывала магия. Волхвы, волшебники, вещуны, знахари, гадалки и т.п. - это были особы, которые занимались магией. Древнейшие летописные сведения про волшебников относится к 912 году. В ней рассказывается про то, как киевскому князю Олегу была предсказана смерть от его коня.
Очень распространенной была магия в быту. Магические заклинания провозглашались на току или в риге, чтобы счастливо решить судьбу урожая, благосостояние семьи. Наши предки, восточные славяне, пекли и ели на масленицу блины, которые своей круглой формой символизировали солнце, что должно было магически содействовать скорому приходу весны. С магическими обрядами часто было связано и первоначальное искусство. Существовали своеобразные культовые помещения, или святилища, рукотворные и природные, где осуществлялись магические обряды. Одним из таких природных святилищ была Каменная Могила (вблизи современного Мелитополя).
1 Мифология древних славян
1.1 Истоки славянской мифологии
Славянская мифология
- совокупность мифологических представлений
древних славян времени их единства
(до кон. І тыс. н.э.). По мере расселения
славян с праславянской территории
(между Вислой и Днепром, прежде всего
из области Карпат) по Центральной
и Восточной Европе от Эльбы (Лабы)
до Днепра и от южных берегов Балтийского
моря до севера Балканского полуострова
происходила дифференциация славянской
мифологии обособление
Главный источник сведений
по раннеславянской мифологии - средневековые
хроники, анналы, написанные посторонними
наблюдателями на немецком или латинском
языках (мифология балтийских славян)
и славянскими авторами (мифология
польских и чешских племен), поучения
против язычества («Слова») и летописи
(мифология восточных славян). Ценные
сведения содержатся в сочинениях византийских
писателей (начиная с Прокопия, 6
в.) и географических описаниях средневековых
арабских и европейских авторов.
Обширный материал по славянской мифологии
дают позднейшие фольклорные и этнографические
собрания, а также языковые данные
(отдельные мотивы, мифологические
персонажи и предметы). Все эти
данные относятся в основном к
эпохам, следовавшим за праславянской,
и содержат лишь отдельные фрагменты
общеславянской мифологии. Хронологически
совпадают с праславянским
Особого рода источник
для реконструкции славянской мифологии
- сравнительно-историческое сопоставление
с другими индоевропейскими мифологическими
системами, в первую очередь с
мифологией балтийских племен, отличающейся
особой архаичностью. Это сопоставление
позволяет выявить
По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, но степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.
Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а также увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Кроме названных ботов в него могли входить те божества, чьи имена известны хотя бы в двух разных славянских традициях. Таковы древнерусский Сварог (применительно к огню - Сварожич, т. е. сын Сварога), Zuarasiz у балтийских славян. Другой пример - древнерусский Дажъбог (Даждь-бог или Дажь-бог) и южнославянский Дабог (в сербском фольклоре).
К более низкому
уровню могли относиться божества,
связанные с хозяйственными циклами
и сезонными обрядами, а также
боги, воплощавшие целостность
Элементы следующего
уровня характеризуются наибольшей
абстрагированностыо функций, например
Доля, Лихо, Правда, Кривда. Смерть, или
соответствующих
К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и неантропоморфной) нечистой силы, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, било га и т. п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, из животных - медведь, волк и др.
Позднепраславянская
мифологическая система эпохи
Принятие Владимиром
христианства в 988 г. повлекло за собой
уничтожение идолов и запрет языческой
религии и ее обрядов. Тем не менее,
языческие пережитки
Западнославянская мифология известна но нескольким локальным вариантам, относящимся к балтийским славянам, чешским и польским племенам. Наиболее подробны сведения о богах балтийских славян, но и они разрозненны: речь идет об отдельных божествах, связанных обычно с локальными культами. Возможно, что вся совокупность мифологических персонажей высшего уровня у балтийских славян не была объединена в пантеон (в отличие от восточных славян).
1.2 Культ солнца и огня
Культ Солнца распространен у славян с давних времен. Есть мысль, которая даже имя славян означает тот, что происходит от Солнца, то есть указывает на давний миф о происхождение славян от Солнца.
На этой уникальной вышивке нач. ХІХ ст. изображен Дажьбог в виде всадника с поднятыми к небу руками. Голова в виде криво поставленного квадрата с солярными знаками (знаками солнца) - крестами и солнцеподобной фигурой с 8 лучами.
Дажьбог - один из главных богов языческой Руси. Под этим именем обожествлялось солнце. Название Дажьбог происходит от давнего - дождь - дать, то есть дай-бог, бог, который дает жизнь.
Давние славяне воображали солнце небесным огнем, колесом, от которого зависит жизнь. О солнце говорили, как о живу существе. Жрецы, волхвы и прочие служители культа выступали от его имени. Нему посвящались праздники Ивана Купала, Коляды, руководств зимы. Разные племена Солнце называли по-своему - Дажьбог, Ярило, Купала, Коляда, Троян. Ярило был богом весеннего солнца, Купало - и богом пожилого солнца, Коляда - богом зимнего солнца.
Праздник в честь Купалы отмечалось в начале жатвы. Нему приносили жертвы возле озер и других водохранилищ у имени земных плодов. Иногда приносили в жертву людей, топили их в воде. Остатком этого жестокого обряда есть глазуровка людей водой во время праздника, которое позднее стало называться Иваном Купалою.
Праздник в честь
Коляды праздновали 24 декабря в виде
забав с песнями, в которых
воспевалась Коляда. Во время праздника
осуществлялся аграрно-
В словах Коляда, колядки - славянский корень - круг (колесо, солнце), с колядовать означало собирать на жертв богам. После принятия христианства праздник Коляды слилось с Рождеством Христовым.
Наименования Троян трактовали как трех солнца в одном, то есть три Яны. Ян был у славян также богом солнца. Божество солнца, таким образом, воображали триединым, будто три существа, связанные единством действий. Триединое божество признавалось многими религиями давних народов и славяне этого не минули.
Празднования Нового
года нашими предками приходилось на
начальные дни весны - март. Это
было праздник Весны, Солнца, воскресения
природы. Именно тогда, после продолжительной
зимы пробуждается матушка-природа, и
это издавна отмечалось веснянками-гаивками,
радугой народных мистерий, разнообразными
играми, забавами. Еще из тех далеких
времен дошли к нам современные
названия украинского месяцеслова,
в которых зафиксированные