Миф как элемент культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. Она продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох и становится органическим элементом развивающейся на её основе более поздней культуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Миф.
1.1 Понятие мифа.
1.2 Сущность мифа.
1.3 Виды мифа.
1.4 Функции мифа.
1.6 Характерные черты мифа.
1.7 Мифология
Глава 2. Древняя мифология.
2.1 Мифология и цивилизация.
2.3 Мифология и жертвы.
Глава 3. Современная мифология.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии. .doc

— 136.00 Кб (Скачать)

       - аксиологическая, или ценностная. Выражает качественное состояние предмета или идеи.

       - семиотическая, или знаковая. Это чтение текстов на специфическом языке знаков.

       - гносеологическая, или познавательная: опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире.

       - коммуникационная (функция трансляции). Это механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.

       Известный российский культуролог Л.Г. Ионин полагает, что «миф есть фундаментальная форма строения реальности». Миф формирует жизнь как единство. Это значит, что он обеспечивает, с одной стороны, единство субъекта и объекта, с другой — единство представления и действия. При этом Л.Г. Ионин выделяет несколько функций мифа .

       1. Энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Немецкий социолог Ф. Афшар сравнивает эту функцию мифа с функцией лазера, ответственной за концентрацию энергии Что это значит практически? Вот пример из обыденной жизни. Предположим, вы запланировали поездку, но для того чтобы поехать, нужно выбрать способ передвижения: по железной дороге, на автомобиле или на самолете. Каждому из этих способов передвижения соответствует совокупность представлений, образующая свой особый миф, который можно назвать мифом железной дороги, мифом автомобильного сообщения и т.д. Этот миф канализирует энергию путешествующего, направляя ее в определенное русло, освобождая его от необходимости каждый раз заново изобретать для себя способы путешествия по железной дороге, на автомобиле и т.д. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом.

       2. Созидание коллективов. Коллективы возникают потому, что мифы обеспечивают специфическую в каждом конкретном случае координацию восприятия и поведения многочисленных разрозненных индивидов. В качестве примера здесь можно назвать коллективы самого разного рода: от рабочей бригады на заводе или хоккейной команды до целого народа, борющегося за независимость. Каждый из этих коллективов формируется как коллектив благодаря определенному мифу: мифу о конвейерном производстве и его эффективности, хоккейному мифу, мифу о свободе и независимости народа. Эти мифы также историчны: не так давно не существовало «конвейерного» мифа, всего сто с лишним лет насчитывает хоккейный миф, еще в середине прошлого столетия не было мифа о свободе и независимости как праве образовать собственное этническое государство. Создание коллективных мифов — безусловно, одна из ключевых задач современных производителей, поскольку связи с общественностью и реклама продуцируют массовую потребительскую культуру, где, например, все стройные женщины питаются йогуртами, а благополучные семьи хранят продукты в холодильниках «Бош». Всё вышеперечисленное — не более чем мифы, с помощью которых обыватель сажается на крючок потребления.

       3. Формирование идентичности. Обеспечивая специфическую для коллектива координацию восприятия и поведения, миф формирует коллективную идентичность. Она реализуется через ценности и нормы, которые есть, с одной стороны, орудия единения коллективного субъекта с объектом, а с другой — орудие соединения представления с поступком. Например, в России на протяжении последних десяти лет пытаются создать миф о «среднем классе» — благополучной умеренно-консервативной части общества, идеология которой опирается на карьеру, семейные ценности и потребление.

       4. Воспроизведение коллективной идентичности. Сохранение мифа представляет собой условие сохранения коллективной идентичности, и его исчезновение ведет к распаду соответствующих коллективов. Например, следствием исчезновения со временем мифа о независимой государственности станет исчезновение соответствующей коллективной идентичности точно так же, как исчезали в истории многие коллективные идентичности вслед за исчезновением соответствующих мифов.

       5. Формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра. Как правило, периферия — это пространство борьбы с другими мифами. Пространственное структурирование особенно ярко проявляется в геополитических суждениях. Можно сказать, что геополитика — это миф высшего уровня, определяющий необходимость пространственного выражения других мифов, в первую очередь, национальных. Последние обеспечивают реализацию геополитических идей, гарантируя идентичность коллективного субъекта и его неразрывную связь с объектом, то есть территорией. В то же время эти мифы энергитизируют коллективность, обеспечивая единство мышления и действия .

       Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры?

       Они по своему объясняли мир, природу, общество, человека.

       Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между  прошлым, настоящим и будущем  человечества.

       Они являлись каналом, по которым одно поколение  передавало другому накопленный  опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.

  1.6 Характерные черты мифа.

 

   Изучение древней мифологии позволяет заметить, что все мифы обладают некоторыми общими чертами, характеризующими их специфику.

   1.   Отождествление фантазии с реальностью.  Человек, верящий в миф, живет  в мире, наполненном смесью реальности и фантазии. Он буквально «воочию» видит в реальности то, что на самом деле существует лишь в его воображении. Поэтому вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессильны, ибо люди обычно склонны доверять своим глазам больше, чем логике.

   2.   Объяснение действительности в  наглядно-образной форме. Миф  объясняет реальность не через  абстрактные понятия и логические  рассуждения, а с помощью наглядных  образов и чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер. Благодаря этому миф выступает как произведение искусства (впоследствии художественность мифа нередко становится одним из главных его достоинств — примером здесь может служить античная мифология).

   3.   Эмоциональная насыщенность. В силу  своей «очевидной» достоверности и художественной образности миф непосредственно затрагивает чувства людей. Он вовлекает их в переживание происходящих в нем событий. Человек, верящий в миф, чувствует себя причастным к этим событиям и зависимым от них. Это укрепляет его веру и делает человека неспособным к рациональному размышлению над содержанием мифа. На всякие попытки логической критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.

   4.   Связь с магией. Мифология не только формирует духовную жизнь людей — она имеет и практическую направленность, ибо вооружает людей «техническими» средствами воздействия на окружающую действительность. В мире мифических духовных сил открывается возможность влиять на эти силы с помощью магии. Магия представляет собою совокупность разнообразных символических процедур, в которых за физическими действиями скрывается духовное, мистическое содержание — возможность воздействовать на духов и направлять ход событий в желательную сторону. Вера в силу магического обряда, как и вера в связанный с ним миф, не зависит от эффективности этого обряда. Если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

   Способом  выживания первобытного человека стало  чувство его породненности с  грозными природными стихиями. Он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно как-то умилостивить, заговорить, а иногда даже напугать. Об этом блестяще писал Фрейд: «Самым первым шагом достигается уже очень многое. И этот первый шаг - очеловечивание природы. С безличными силами и судьбой не вступишь в контакт, они остаются вечно чужды нам. Но если повсюду в природе тебя окружают существа, известные тебе из опыта твоего собственного общества, то ты облегченно вздыхаешь, чувствуешь себя как дома среди жути, можешь психически обрабатывать свой безрассудный страх. ...А может быть ты даже и не беззащитен, ведь почему бы не ввести в действие против... сил внешней природы, те же средства, к которым мы прибегаем в своем обществе; почему бы не попытаться заклясть их, умилостивить, подкупить». Такое мироощущение и составляет первооснову мифа.

   1.7 Мифология

Глава 2. Древняя мифология.

 

   Для древних людей их мифы были само собой разумеющейся, очевидной и  не нуждающейся ни в каких доказательствах  достоверностью. Поэтому мир, в котором  они жили, значительно отличался от нашего: он был устроен иначе, наполнен вещами и процессами, которых в нашем мире нет, населен существами, способными существовать, по нашим понятиям, только в воображении. Древние мифы разных народов во многом схожи. В различных вариациях они повествуют об одном и том же: о происхождении и устройстве мироздания, небесных тел, земли, растений, животных, человека и его образа жизни — охоты, земледелия, ремесел, обрядов и ритуалов. В них неизменно так или иначе присутствуют фантастические описания богов, необычайных животных, загробного царства и пр.

   Мир древних людей, отраженный в их мифологии, был наполнен необыкновенными чудесами. В древних мифах различными явлениями и процессами управляют духи, наиболее могущественные из которых со временем становятся богами. Духи и боги в чем-то похожи на людей, но не обязательно существуют лишь в человеческом облике. В мифах живыми, одушевленными, разумными существами могут оказаться животные, растения и вообще любые вещи и явления природы — камни, реки, горы, ветры, времена дня и года, солнце, луна, звезды. Как с невидимыми духами, так и с одушевленными предметами люди общаются: просят о помощи, хвалят, ругают, наказывают, награждают жертвоприношениями. Все, что происходит в природе, очень сходно с человеческими делами. Животные разговаривают, солнце и луна спускаются с неба, чтобы поспать, духи и боги ссорятся, мирятся, женятся, рождают детей.

   С течением времени мифы охватывали все  больший круг природных явлений и человеческих дел. Разрасталась также совокупность обрядов и магических действий, которые люди совершали, вступая в общение с богами и природными силами. Мифы соединялись в большие мифологические системы, в языческие религии, представлявшие собою более или менее целостное мировоззрение, в рамках которого люди описывали и объясняли окружающую действительность и свое место в ней. Из древней мифологии также выросли и многое из нее вобрали в себя более поздние монотеистические религии, том числе и христианство.

   В истории европейской цивилизации огромную роль сыграла античная мифология — грандиозная мифологическая система, созданная древними греками и затем ставшая государственной религией Древнего Рима. Существовали и другие аналогичные системы — в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Некоторые из них известны нам лишь в значительно пострадавшем от времени виде. Это относится и к славянской мифологии.

2.1 Мифология и цивилизация.

 

     Для развития ранних цивилизаций первостепенное значение имели природные условия.“C нашей точки зрения, основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки”, - писал Л.И.Мечников3. Соглашаясь с этим утверждением, нельзя не отметить причины культурные.

      Цивилизация может возникнуть только на определённом этапе развития культуры, с которой  она связана неразрывными узами, находясь на границе мира материальной жизни человека. Как указывал О. Конт, образование всякого действительного общества, способного к устойчивому и длительному существованию, неизбежно предполагает непрерывное и преимущественное влияние некоторой предварительной системы общих воззрений, которые в состоянии достаточное время держать в узде бурное естественное развитие индивидуальных различий в мнениях. Эта роль настолько важна, что жрецы были особым и руководящим классом в различных обществах. Обратной стороной процесса “омассовления” культуры было то, что “повсюду цивилизация нарушала естественное равновесие способностей и наклонностей, подавляла одни из них и преувеличивала другие, жертвовала будущей жизни настоящей, божеству – человеком, государству – личностью; она создала индийского факира, египетского или китайского чиновника, римского законника и сыщика, средневекового монаха, подданного, подначального (и опекаемого повсюду) гражданина новых времён4.”

     Обеспечившие  материальными благами людей цивилизации возникли на мифологической основе. Именно мифология смогла культурно объединить людей в громадные сообщества, и, как система взглядов на мир, позволившая говорить о едином мировоззрении целых народов, стала духовным ядром цивилизации.

     Цивилизация потребовала развития письменности. Так, в процессе работы гигантской мегамашины, которая была создана в Египте (в первую очередь для  постройки  пирамид и для запечатления в  вечности напутствий умирающему человеку), появилось первое письменное произведение – “Книга мёртвых”. С изобретением письменности культура растекается по широким массам, и, как вода в долине, теряет свою энергию и силу. Это совпадает с наступлением бронзового века, когда возникают города – большие скопления людей в огораживаемом месте, имеющим рынок.

     Не  только культура ведёт к становлению  цивилизации как своей конечной стадии, но и цивилизация влияет на развитие культуры. Она формирует  человека, умеющего пользоваться папирусом, но разница между культурным и  цивилизованном человеком такая же, как между произведением культуры и его копией.

Информация о работе Миф как элемент культуры