Миф как элемент культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:45, реферат

Описание работы

Роль и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. Она продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох и становится органическим элементом развивающейся на её основе более поздней культуры.

Содержание

Введение.
Глава 1. Миф.
1.1 Понятие мифа.
1.2 Сущность мифа.
1.3 Виды мифа.
1.4 Функции мифа.
1.6 Характерные черты мифа.
1.7 Мифология
Глава 2. Древняя мифология.
2.1 Мифология и цивилизация.
2.3 Мифология и жертвы.
Глава 3. Современная мифология.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии. .doc

— 136.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Кафедра философии 

Р Е Ф  Е Р А Т

по дисциплине “Культурология” 
 
 
 

Миф как элемент культуры. 
 
 

    

                                                                                                          Выполнил:

                                              

                                                 Проверила:

                                                                     канд. философ. наук,

                                                                     ст. преподаватель  

                                                                     кафедры философии                          
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Введение.

 

     Основные  формы духовной культуры: мифология, религия, искусство, философия.1 Одна из этих форм, а именно мифология, и будет рассмотрена в данном реферате.

     Роль  и влияние первобытной культуры выходят далеко за пределы времени, в котором она существовала. Она  продолжает сосуществовать с культурами более поздних эпох и становится органическим элементом развивающейся на её основе более поздней культуры.

     Влияние первобытной культуры, первобытного мировоззрения далеко не всегда осознаётся нами. Трудно найти человека, который, к примеру, не был бы суеверен. Это практически не зависит ни от возраста, ни от уровня образования, ни от рода деятельности. Рассказывают, что у одного известного физика над дверью висела подкова. Когда у него с удивлением спрашивали, уж не суеверен ли он, учёный смущённо отвечал, что он-то не верит, но говорят, что подкова приносит счастье2.

     В наследство от первобытной культуры достались нам и мифы. Они существовали у всех народов, и их влияние на мышление человека сохраняется и по сей день. Это влияние может быть как благотворным, так и дурным. Развитая культура характеризуется тем, что в ней не отрицается значение мифов как якобы пустых вымыслов, а изучаются и сами мифы, и их влияние.

     Не  смотря на то, что миф появился ещё  на заре человечества и сегодня жизнь, в той или иной степени, пронизана мифами, поэтому эта тема достаточно актуальна в наше время.

     Цель  данной работы – исследовать такое  явление как миф.

     Для достижения цели, были поставлены следующие  задачи:

  1. Дать понятие мифа, определить его виды и функции;
  2. Рассмотреть древнюю мифологию;
  3. Изучить современную мифологию.

Глава 1. Миф.

    1. Понятие мифа.
 

     Что такое миф?  Многие считают, что  мифы - это плод человеческой фантазии, не имеющий ничего общего с действительностью, но это не так. Горький писал, что  мифология «в общем, является отражением явлений природы, борьбы с природой и отражением социальной жизни в широких художественных обобщениях». Это высказывание объясняет происхождение мифов, а также то, что в их основе лежит реальная жизнь, а отнюдь не вымыслы, возникшие в головах людей. О теснейшей связи мифов с реальной жизнью Горький далее говорит: «Крайне трудно представить двуногое животное, которое тратило все свои силы на борьбу за жизнь, мыслящим отвлечённо от процессов труда, от вопросов рода и племени». Поэтому, когда мы изучаем источники возникновения мифов, вопрос о специфическом содержании, заключённом в каждом из мифов древности, и другие подобные вопросы нельзя отрывать от реальной жизни людей того времени, их труда и борьбы и опираться лишь на пустые домыслы.

  История развития общества говорит нам, что первобытные люди вступают в историю «ещё как полу животные, ещё дикие, беспомощные перед силами природы, не осознавшие ещё своих собственных сил; поэтому они были бедны, как животные, и не намного выше их по своей производительности».

     Таким образом, хотя при первобытном строе  отсутствовала эксплуатация человека человеком, первобытные люди сами были рабами природы. Задавленные нуждой и трудностями борьбы за существование, в те далекие времена они ещё  не отделяли себя от окружающей природы. В течение длительного периода времени первобытные люди ни о самих себе, ни об окружающей их природе не имели каких-либо связных представлений. Постепенно у них появились весьма ограниченные, наивные представления о себе и окружающем их мире. И лишь в процессе социально-культурного роста   первобытные люди в своем воображении начали наполнять окружающий мир сверхъестественными существами, добрыми духами и дьявольскими силами.

     Разнообразные явления природы, например ветер, дождь, гром, молния, и др., вызывали у первобытных людей чувство глубокого изумления. Не будучи в состоянии объяснить эти явления, первобытные люди считали их одушевлёнными силами - духами; причём не только солнце, луну и т.п., но они одухотворяли и различные растения и животных, вплоть до мельчайших насекомых, например саранчу, и поклонялись им. Из этих невежественных представлений возникли первобытные мифы и первобытная религия, которые в свою очередь, будучи созданными в сознании людей, умнеющих в процессе труда день ото дня, одновременно определённым образом отражали и низкий уровень производительных сил первобытного общества.

     Для первобытного общества характерно, с  одной стороны, отсутствие эксплуатации человека человеком, а с другой - низкий уровень производительных сил. Первобытные люди, угнетаемые трудностями борьбы с природой за своё существование и стремясь победить эти трудности, часто слагали энергичные и воодушевляющие песни, воспевающие труд и героев труда. Все эти герои, своей трудовой доблестью облегчавшие жизнь людей, пользовались наибольшим почитанием. Они были духами. Из мифа мы узнаём о многих знаменитых героях, которые научили людей пахать, изобрели земледельческие орудия, повозку и лодку, лук, стрелы и другое оружие для защиты от врага; придумали музыку и танцы, музыкальные инструменты и т.д. Все эти изобретения и открытия, о которых рассказывается в преданиях, лишний раз свидетельствуют об уме и трудолюбии наших далеких предков.

     С разложением первобытного общества и появлением частной собственности возникает деление на классы и эксплуатация человека человеком. С этого времени человечество вступает в новый продолжительный период своего существования - эпоху классового антагонизма. Уже в очень давние времена люди мечтали о возможности летать по воздуху - так появилась сказка о «ковре-самолёте»; мечтая быстро передвигаться по суше, люди создали сказку о «сапогах-скороходах». Истории, с одной стороны, созданные примитивной, непосредственной фантазией, а с другой - содержащие глубокий социальный смысл.

     В мифах непосредственно отражался  мир человеческих отношений. Поэтому  мифы по своей сущности можно рассматривать  как сказания о людях. Они возникли как надстройка над определённым общественным базисом и являются произведениями искусства, выражающими  идеологию определённого общества.

1.2 Сущность мифа.

 

   Миф — зародыш всей духовной культуры. И не просто зародыш, который дал ей жизнь и после этого исчез, не просто первоначальный и пройденный этап ее развития. Миф продолжает жить в культуре на протяжении всей ее истории вплоть до нашего времени.

   В обыденном сознании слово «миф»  ассоциируется с рассказами (почти  что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф  принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое — неверно. Во-первых, миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. (Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом — это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во-вторых, миф есть не только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души.

   Почему  же люди, сочиняя мифы, верят в  истинность своих вымыслов? Да потому, что они, по их представлениям, ничего не выдумывают. В их сказаниях и легендах мир предстает таким, каким он для них существует. Они не только рассказывают мифы — они живут в том мире, который описывается их мифами. В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. Живя в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность существовать в реальном мире — по крайней мере, пока между содержанием мифов и реальностью не обнаружатся существенные расхождения.

   Таким образом, мифология выступает не просто как собрание мифов, но и как культурная форма, в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают накопленный жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

  1.3 Виды мифа.

 

     Миф бывают:

- этиологические (“причинные”, т.е. объяснительные). Это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений, гор и морей, небесных светил метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др.

- космогонические мифы повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. В космогонических мифах особенно отчётливо актуализуется характерный для мифологии пафос превращения хаоса в космос. В них непосредственно отражаются космологические представления о структуре космоса, описывается его вегетативная, зооморфная или антропоморфная модель.

- антропогонические мифы являются частью космогонических мифов. Они повествуют о происхождении человека, первых людей или племенных предков. Происхождение человека может объясняться в мифах как трансформация тотемных животных, как отделение от других существ, как усовершенствование неких несовершенных существ, “доделывание”, как биологическое порождение богами или как перемещение неких существ из нижнего мира на поверхность земли.

- астральные, солярные и лунарные мифы также примыкают к космогоническим мифам. Они отражают представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.

- близнечные мифы это мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

- тотемические мифы составляют непременную часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества. В основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определённой группой людей и тотемами, т.е. видами животных и растений. Основные персонажи в этих мифах наделены чертами и человека, и животного.

- календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило, с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года, в особенности на возрождение растительности весной, на обеспечение урожая.

- героические мифы фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. Героический миф – важнейший источник формирования, как героического эпоса, так и сказки.

- эсхатологические мифы – это мифы о “последних” вещах, о конце мира. Они возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических.  В противоположность космогоническим мифам, эсхатологические рассказывают не о возникновении мира и его элементов, а об их уничтожении – гибель суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др.

  1.4 Функции мифа.

 

       Русский ученый Б.Л. Борисов полагает, что миф — многоуровневая система. Среди множества ее функций наиболее существенны следующие :

Информация о работе Миф как элемент культуры