Миф как форма культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что мифология – это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали нормативно – регулятивная и оценочная функции.

Работа содержит 1 файл

План.docx

— 44.09 Кб (Скачать)
 

Введение

Актуальность  данной тематики обусловлена тем, что  мифология – это целостное  миропонимание, в котором различные  представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифология синтезировала  в себе различные функции мировоззрения. Однако они были еще недостаточно развиты. В них в основном преобладали  нормативно – регулятивная и оценочная  функции. Все происходящее в мифах  приобретало значение своеобразного  образа для воспроизведения. Наряду с повествованием о событиях, важных для людей, их настоящем и будущем, утверждалась принятая в обществе система  правил и ценностей. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения  в определенных условиях. Мифы служили  своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Итальянский философ Д. Вико (1668 – 1744) остроумно  назвал мифы первым изданием умственного  словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил  свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной  эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями  людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды  в жизни общества, сохранившись в  наибольшей степени в сфере художественного  освоения действительности. Большое  оказали мифологические представления  на развитие различных областей культуру – литературу, изобразительное искусство  и др. Поэтому без знания мифологии  невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология  служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.

В обыденном сознании слово «миф»  ассоциируется с рассказами (почти  что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф  принадлежит далекому, навсегда покинутому нами прошлому. Однако ни то ни другое – неверно. Во – первых миф не есть рассказ или повествование, миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Отождествить миф с изложенным кем-то мифологическим сюжетом – это то же самое, что спутать страстную любовь с ее описанием, данным к тому же посторонним и бесстрастным наблюдателем. А во – вторых миф есть только исторически первая форма культуры. В некотором смысле миф вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре, а мифологические образы и переживания укоренены в бессознательных основах человеческой души. Поэтому современное изучение мифа продиктовано не только интересами чистого разума, но и жгучей потребностью человека разобраться в смысловых основах собственного бытия.

 

Миф как первая форма культуры

   Миф (от греч. mythos - предание, сказание) - это фантастическое эмоционально-образное повествование о деяниях богов, подвигах правителей и героев. Авторы мифов, как правило, неизвестны.

     Содержанием мифов являются рассказы:

   - о сотворении мира;

   - об основании древних государств  и городов;

   - о поступках культурных героев;

   - о месте человека в мире  и его назначении;

   - о происхождении ряда обычаев,  традиций, норм, моделей поведения.

   Миф - это первая из исторически известных  форм культуры, объясняющая смысл  мироздания, космоса, частью которых  всегда являлся человек. Миф возникает  на родовой фазе становления человеческого! общества и сохраняет свое значение и на последующих этапах его культурно-исторического  развития. Элементы мифологического  сознания присутствуют в культуре других эпох как их органическая часть. Современный  человек также творит мифы, чувственно обобщая явления современной  жизни.

   Мифологические  образы укоренены в бессознательных  основах человеческой души. Они близки биологической природе человека возникают на основе его способности  верить в определенную структуру  быт Мифологические сюжеты и образы являлись надежным источником передачи традиций и навыков, эстетических и этических норм и идеалов.

   Для мифологического сознания характерно ощущение сопричастности к природным  стихиям, обожествленным и персонифицированным  в образах богов: Зевса (Юпитера), Геры (Юноны), Афродиты (Венеры) и пр. Все объясняется через их волю. Человек выступает в роли агента божественных сил, его деятельность всецело подчинена магическим обрядам, которые как бы консервируют т. н. сакральное (священное) время.

   Сакральное  время в рамках мифа является превалирующим  фактором мировосприятия. Оно противостоит профанному времени и задает некую схему функционирования человеческого сообщества, неизменную в своих базовых принципах. Для мифологического сознания характерен магический (колдовской, волшебный) способ взаимодействия с миром. Английский ученый Дж. Фрэзер выделял т. н. «закон магической симпатии», объединяющий человека и предмет, с которым единожды, по крайней мере, он вступал в контакт. На основании этой магической сопричастности или симпатии можно воздействовать на волю другого человека помощью определенных обрядов и ритуалов. В целом мифологическое сознание крайне статично. Оно не знает идеи движения, прогресса. Изменения, протекающие вокруг, являются лишь проявлениями некоего неизменного и вечного порядка вещей, кажущегося и иллюзорного своей сути.

   Мифологическое  сознание обладает уникальной способностью. Он регламентирует поступление новых  знаний, так как в нем превалирует  система обрядов и ритуалов, систематизирующая  приток новой информации о мире. И поэтому миф не разлагается  в результате накопления знаний, Его  взрывает изнутри постепенное осознание  человеком своей свободы. Миф  не регулирует жизнь свободного человека. Он не способен на это. Поэтому, по мере осознания человеком своей свободы  возникает иная картина мира, в  основе которой лежит уже не растворение  индивида в реальности, в стихии природных процессов, а вычленение себя из нее, становление субъект - объектных  отношений.

Мифологическое  мировоззрение представляет собой  исторически первый тип мировоззрения  или способ оформления мировоззренческих  представлений и возникает на этапе становления человеческого  общества. Это мировоззрение свойственно  первобытнообщинному строю и  раннеклассовому обществу. За этот период, длившийся десятки тысячелетий, мифология прошла в своем развитии ряд ступеней, породила множество  форм, выражающих различные этапы  становления и развития доклассового общества.

Миф стал и самой ранней формой донаучного знания. Мифология охватывала и отражала все стороны общественной жизни. Она была первой архаичной формой донаучного синтеза всего наличного  знания, от которого в дальнейшем отпочковались  важнейшие области человеческого  познания и творчества - философия, искусство, наука, религия и т. д.

 

Понятие мифологии

     Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.

     Мифология является самым древним, архаическим, идеологическим образованием, имеющим синкретический характер. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Органическая связь мифа с ритуалом, осуществлявшаяся музыкально-хореографическими, "предтеатральными" и словесными средствами, имела свою скрытую, не осознанную эстетику. Искусство, даже полностью эмансипировавшись от мифа и ритуала, сохранило специфическое соединение обобщений с конкретными образами (не говоря уже о широком оперировании мифологическими темами и мотивами).

     С другой стороны, миф и особенно ритуал имели прямое отношение к магии  и религии. Религия с самого своего возникновения включила в себя мифы и обряды. Философия развивалась, постепенно преодолевая мифологическое наследие. Но и после обособления  различных идеологий и даже после  значительного прогресса науки  и техники, мифология не остаётся исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических  форм повествования. Не говоря уже о  тесной связи религии с мифологией, некоторые особенности мифологического  сознания могут сохраняться на протяжении истории в массовом сознании рядом с элементами философского и научного знания, рядом с использованием строгой научной логики. 

 

 

  1. Истолкования  мифов
 

     Первые  попытки рационально истолковать  мифы были связаны с пониманием их как аллегорий. В мифах видели иносказания, поучения, уподобления, намеки. При таком отношении к ним  богатство содержания мифов кажется  поистине неисчерпаемым. Ярким примером подобного подхода было отношение  к мифам основоположника методологии  опытного знания Ф. Бэкона. В трактате "О мудрости древних" он изложил  многие античные мифы и собственное  понимание скрытой в них мудрости. Он писал, что она представляется ему "подобной плохо отжатым виноградным  гроз дьям, из которых хотя и выжато кое-что, однако самая лучшая часть остается и не используется".

     Подобным  же образом истолковал мифы И.Г. Гердер. Его взгляды положили начало свойственному  уже для романтизма пониманию  мифов. Вершиной романтической концепции  мифов стало учение Ф.В. Шеллинга.

     У нас в 1966 г. вышла его книга "Философия  искусства", в одной из глав которой ("Конструирование материи искусства") Шеллинг излагает свое понимание  мифологии. Оно является одним из наиболее значительных вкладов в  развитие мифологии вообще. Шеллинг  делил различные способы изображения  на три вида: схематическое (общее обозначает особенное), аллегорическое (особенное обозначает общее) и символическое (единство общего и особенного). Мифологию он понимал именно символически, т.е. не иносказательно, не историко-психологически, когда в мифах пытаются найти персонификации и одушевления. Миф для Шеллинга если что-то и значит, то именно то, о чем в нем идет речь, иными словами, значение мифа совпадает с бытием. Все события мифов - это не уподобление чему-то, их истинность не может быть устанавливаема сравнением мифов с какими-то якобы действительными событиями. Мифологические сказания, считал Шеллинг, должны рассматриваться только сами по себе, не обозначающими что-то, а существующими независимо. То, о чем в них идет речь, несом-ненно когда-то существовало, это делает мифологию универсальной и бесконечной, качественно своеобразной и символичной. Мифология, по Шеллингу - сознание действительного.

     Но  из подобного понимания следует, что мифотворчество не может быть только явлением прошлого. Шеллинг  был убежден, что творческая индивидуальность создает сама себе мифологию из какого угодно материала. В будущем, полагал  он, возникнет синтез науки и мифологии, которая будет создана эпохой в целом.

 

      Предмет мифологического мышления (мировоззрения)

     и функции мифа  

     Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:

     - аксиологическая (миф является  средством самовосхваления и  воодушевления);

     - телеологическая (в мифе определяются  цель и смысл истории, человеческого  существования);

     - праксиологическая, реализуемая в трех планах: прогностическом, магическом и творчески-преобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А. Бердяева о том, что история - "творимый миф");

     - коммуникативная (миф является связующим звеном эпох и поколений);

     - познавательная и объяснительная;

     - компенсаторная (реализация и удовлетворение  потребностей, которые реально, как  правило, неосуществимы).

     Для мифа чрезвычайно специфичны отождествление генезиса и сущности, то есть собственно замена причинно-следственных связей прецедентом. В принципе, в мифе совпадает  описание модели мира и повествование  о возникновении его отдельных  элементов, природных и культурных объектов, о деяниях богов и  героев, определивших его нынешнее состояние (а затем уже об иных событиях, биографии мифологических персонажей). Нынешнее состояние мира - рельеф, небесные светила, породы животных и виды растений, образ жизни, социальные группировки, религиозные установления, орудия труда, приёмы охоты и приготовление  пищи и т. д. и т. п.- всё это оказывается  следствием событий давно прошедшего времени и действий мифологических героев, предков, богов. Рассказ о  событиях прошлого служит в мифе средством  описания устройства мира, способом объяснения его нынешнего состояния. Мифические события оказываются <кирпичиками> мифической модели мира. Мифическое время  есть время <начальное>, <раннее>, <первое>, это <правремя>, время до времени, то есть до начала исторического отсчёта текущего времени. Это время первопредков, первотворения, первопредметов, <время- сновидений> (по терминологии некоторых австралийских племён, то есть время откровения в снах), сакральное время в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являются сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех последующих действий. Реальные достижения культуры, формирование социальных отношений в историческое время и т. п. проецируется мифом в мифическое время и сводится к однократным актам творения.

Информация о работе Миф как форма культуры