Место религии в культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, реферат

Описание работы

Все религии основываются на вере в существование сверхприродногора и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова religio.

Содержание

1. Определение, происхождение, сущность религии
2. Типология религий
3. Место религии в культуре: основные подходы
4. Христианская культура
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа (1)культурология.docx

— 64.12 Кб (Скачать)

Таинство соборования (елеосвящения) совершается обычно над больным  человеком, посредством таинства человек  очищается от забытых или неосознанных грехов и получает Божью благодать, помогающую выздороветь духовно  или физически или подготовиться  к смерти. Состоит в смазывании частей тела человека освященным елеем  с сопровождением чтения молитв и  Евангелия.

Таинство священства совершается  при посвящении в духовный сан. При  нем на кандидата в священники и дьяконы нисходит Божественная благодать, он становится посредником  между Богом и людьми. Священники ведут свое начало от апостолов –  учеников Христа.

Некоторые христианские символы

Богослужебному творчеству служат все виды церковного искусства: архитектура, иконопись, скульптура, музыка, пение, религиозная поэзия и красноречие. Христианская культура наполнена жизнью, так как именно в ней каждый символ не просто творческое проявление человека, - он связан с духовным осознанием Бога и жизни как таковой. В  символе соединяется материальная форма и некая духовная сущность.

Свеча – символ человеческой души, ее духа, который озаряет мир, радость духовная, любовь Христа ко всему человечеству. Свечи принято  зажигать при молитве дома; в храме  свеча – жертва, возжигаемая в  воспоминание живых и умерших близких. Икона – Евангелие в красках, окно в духовный небесный мир. На Православной иконе изображаются события и святые как воплощение иного Божественного мира, просветленного и очищенного духовной благодатью. Здесь нет чувствования, эмоций – только аскетическая уравновешенность, гармоничность, одухотворенность. В католических соборах цель у икон иная: отражение эмоциональной связи человека с Богом; поэтому католические иконы больше похожи на картины: чувственные телесные образы соседствуют с аскетичными. Храм – Дом Божий, мир Божий, его цель – воплощать в зримых образах связи земного и небесного. Храм – олицетворение Царства Небесного, это - земное небо, в котором живет и пребывает Бог. Храмы обязательно имеют крест и купол: крест – символ смерти (орудие страданий Христа) и победы над ней, воскрешения, бессмертия. Купол – чертог, символизирует «видимое, земное небо», как правило, держится на четырех опорах, указывающих на четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Внешний вид, платок у женщины. Храм – священное пространство, и всякий верующий понимает, что в нем полагается вести себя не так, как в обычном, профанном пространстве. Это касается и одежды прихожанина. И хотя, например, джинсы и непокрытая голова входящей в храм девушки не может воспрепятствовать спасению ее души, но, как заметил диакон А. Кураев, находящемуся в церкви нужно помнить о «таинстве ближнего», которого может смутить и отвлечь от молитвенного общения с Богом нескромный вид вошедшей.

Католицизм

До середины XI века восточные  и западные христиане сохраняли  свое единство. Восточные христиане  были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.

Православие придерживается традиционного вероучения, которое  было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.

 

Догматические расхождения

 

Православие

Католицизм

Учение  о Троице

Святой  Дух исходит от Бога Отца

Святой  Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»).

Учение  о Чистилище

Отсутствует

Чистилище – промежуточное место между  раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души.

Учение  о «сверхдолжных заслугах».

Отсутствует.

Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого  Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве.

За  счет деятельности святых и праведников  «сверх меры» создается «сокровищница  заслуг», которые Римская церковь  перераспределяет (в прошлом –  за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом.

Учение  о Пресвятой Богородице.

Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда  не принимала дополнительных догматических  формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей».

Приняты новые догматы о Деве Марии: Она  была зачата непорочно, от рождения была свободна от первородного греха. И умерев добровольно, телесно воскресла, став вместе со Своим Сыном «Соискупительницей» грехов человечества.

Учение  о верховенстве папы Римского.

Православная  Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного.

Православная Церковь существует как семья независимых автокефальных  и поместных церквей, каждая из которых  является самостоятельной в своих  внутренних делах.

Важные вопросы церковной жизни  решаются на Соборах (собраниях епископов, иногда совместно со священствующими, монашествующими, мирянами), как это  было во времена апостолов.

Папа  Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра  имеет единоличную власть над  всеми епископами и христианами  мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали.

Учение  о благодати

Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом.

Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком.

Другие  различия

Крещение

Осуществляется  полным погружением в воду

Осуществляется  обливанием или кроплением

Причастие

  Употребление для Причастия пресного  и квасного хлеба, которые символизируют  две природы Христа: божественную  и человеческую.

  • Причащение мирян Телом и Кровью Христа.
  • Причащение младенцев.
  • Перед Причастием требуется молитвенная и постная подготовка (3 дня).
  • Употребление для Причастия только пресного хлеба.
  • Причащение мирян только Телом Христовым.
  • Отказ причащать младенцев.
  • Пост перед Причастием – 1 час.

Священство 

  • Черное священство (монахи) – не женаты, и белое священство - должны быть женаты. Среди апостолов были девственники (апостол Павел) и женатые (апостол Петр имел жену и двоих детей).
  • Отсутствует сан кардинала.
  • Целибат (безбрачное духовенство).
  • Введен дополнительный сан кардинала.

 

Протестантизм

Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской  католической церкви. С тех пор  протестанты разделились на множество  течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание  источником веры только канонические книги Библии. События XVI – пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 году монаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций.

Особенности протестантской веры

Единственный источник веры – Священное Писание.

Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.

Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому  монашество отвергается.

Поскольку все уверовавшие  спасены, молитва об усопших отменяется.

Протестантизм не верит в  незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно  верующие христиане – святые и  священники. Поэтому почитания святых и таинства священства нет. Каждая протестантская церковь по-своему определяет выборы и назначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют богослужение общины и говорят проповедь.

Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) – разрешение от грехов.

Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь  христиан апостольских времен.

На молитвенных собраниях  протестантов главное место отводится  проповеди. Все церковное благолепие (иконы, древние песнопения и проч.) устранено.

Основные течения  в протестантизме

– Лютеранство – главным  образом в Германии, а также  в скандинавских странах и  Северной Америке. Сейчас в мире 75 млн. лютеран.

– Кальвинизм – в основном в Голландии и Шотландии, а  также в США, Германии, Франции.

– Англиканство – в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.

– Баптизм (с XVII.), около 35 млн., как важнейшее положение своей  веры выдвигают крещение во взрослом, а не в детском возрасте.

– Адвентизм ( с XIX в.), уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия.

– Пятидесятничество (с нач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках (глассолалия).

 

 

Список использованных источников

 

1. Религиоведение: Хрестоматия:  Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. – Мн.: Новое знание, 2000. – 480с.

2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998.

3. Пархоменко И.Т., Радугин  А.А. Культурология в вопросах и ответах / Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр, 2001. – 368 с.

4. Религия в истории  и культуре: учебник для вузов  / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.


Информация о работе Место религии в культуре