Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 18:53, реферат
Все религии основываются на вере в существование сверхприродногора и души человека. Человек всегда, во все времена его существования был религиозным. Практически во всех европейских языках латинское слово religio не переводится, и в русском языке оно также существует в его первоначальной, латинской форме. Но оказывается, что и сами древние римляне не знали истоков этого слова. У поздних латинских авторов даже возникали споры и недоумения относительно происхождения слова religio.
1. Определение, происхождение, сущность религии
2. Типология религий
3. Место религии в культуре: основные подходы
4. Христианская культура
Список использованных источников
Таинство соборования (елеосвящения)
совершается обычно над больным
человеком, посредством таинства человек
очищается от забытых или неосознанных
грехов и получает Божью благодать,
помогающую выздороветь духовно
или физически или
Таинство священства совершается при посвящении в духовный сан. При нем на кандидата в священники и дьяконы нисходит Божественная благодать, он становится посредником между Богом и людьми. Священники ведут свое начало от апостолов – учеников Христа.
Некоторые христианские символы
Богослужебному творчеству
служат все виды церковного искусства:
архитектура, иконопись, скульптура, музыка,
пение, религиозная поэзия и красноречие.
Христианская культура наполнена жизнью,
так как именно в ней каждый
символ не просто творческое проявление
человека, - он связан с духовным осознанием
Бога и жизни как таковой. В
символе соединяется
Свеча – символ человеческой души, ее духа, который озаряет мир, радость духовная, любовь Христа ко всему человечеству. Свечи принято зажигать при молитве дома; в храме свеча – жертва, возжигаемая в воспоминание живых и умерших близких. Икона – Евангелие в красках, окно в духовный небесный мир. На Православной иконе изображаются события и святые как воплощение иного Божественного мира, просветленного и очищенного духовной благодатью. Здесь нет чувствования, эмоций – только аскетическая уравновешенность, гармоничность, одухотворенность. В католических соборах цель у икон иная: отражение эмоциональной связи человека с Богом; поэтому католические иконы больше похожи на картины: чувственные телесные образы соседствуют с аскетичными. Храм – Дом Божий, мир Божий, его цель – воплощать в зримых образах связи земного и небесного. Храм – олицетворение Царства Небесного, это - земное небо, в котором живет и пребывает Бог. Храмы обязательно имеют крест и купол: крест – символ смерти (орудие страданий Христа) и победы над ней, воскрешения, бессмертия. Купол – чертог, символизирует «видимое, земное небо», как правило, держится на четырех опорах, указывающих на четырех евангелистов: Марка, Матфея, Луку и Иоанна. Внешний вид, платок у женщины. Храм – священное пространство, и всякий верующий понимает, что в нем полагается вести себя не так, как в обычном, профанном пространстве. Это касается и одежды прихожанина. И хотя, например, джинсы и непокрытая голова входящей в храм девушки не может воспрепятствовать спасению ее души, но, как заметил диакон А. Кураев, находящемуся в церкви нужно помнить о «таинстве ближнего», которого может смутить и отвлечь от молитвенного общения с Богом нескромный вид вошедшей.
Католицизм
До середины XI века восточные и западные христиане сохраняли свое единство. Восточные христиане были объединены в четыре патриархата: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, а западные – в один Римский, в котором патриарх носил древний титул «папы». Но постепенно, в силу различных политических и культурных причин между восточными и западными христианами ослабевало общее понимание того, что такое единство Церкви. Восточные христиане хранили традиционную веру в то, что соборной (всеобщей, кафолической) Церковью является каждая христианская община, которая совершает Причастие (Евхаристию) по благословению местного канонического (законного) епископа. Но благодать и власть у епископов была одинакова: ни один епископ не имел (и не имеет в православии) права вмешиваться в дела другого епископа. В Риме папы начали считать, что у них есть власть над всеми епископами и христианами во всем мире, что папа – наместник Бога на земле, с чем православные христиане никогда не согласятся, помня, что главой всех христиан является Иисус Христос, невидимо присутствующий в каждой церкви. Окончательный разрыв Рима с Православной Церковью произошел в 1054 году, когда кардинал Гумбальт по своей необразованности обвинил Константинопольский патриархат в изъятии из Символа веры слова «и Сына» в том месте, где говорится об исхождении Святого Духа от Отца. Позднее сами католики признали абсурдность претензий Гумбальта, но исправить положение уже не смогли.
Православие придерживается традиционного вероучения, которое было сформулировано в первые века христианства и утверждено на 7 Вселенских Соборах. Католическая церковь продолжает изменять вероучение, регулярно созывая Соборы (на сегодняшний день - 21). Несмотря на то, что католики и православные являются братьями-христианами, существуют ряд серьезных догматических препятствий, которые делают единство Православной и Католической Церквей невозможным.
Догматические расхождения
Православие |
Католицизм | ||
Учение о Троице |
Святой Дух исходит от Бога Отца |
Святой Дух исходит от Бога Отца и от Бога Сына (латин. Filioque – «и от Сына»). | |
Учение о Чистилище |
Отсутствует |
Чистилище – промежуточное место между раем и адом, где находятся не отягченные смертным грехом души. | |
Учение о «сверхдолжных заслугах». |
Отсутствует. Понятия святости и спасения соотносимы с каждой личностью в индивидуальном порядке – их нельзя «измерить» и «распределить». Святые, подвижники, стяжавшие благодать Святого Духа, являются друзьями Бога и ходатаями перед Ним за тех, кто обращается к ним в молитве. |
За счет деятельности святых и праведников «сверх меры» создается «сокровищница заслуг», которые Римская церковь перераспределяет (в прошлом – за деньги) в виде «индульгенции» («милость, снисходительность») тем грешникам, которые не имеют достаточных заслуг перед Богом. | |
Учение о Пресвятой Богородице. |
Пресвятая Богородица особо почитается в Церкви, превозносится выше небесных ангелов, но Православная Церковь никогда не принимала дополнительных догматических формул в отношении Девы Марии. Так, Она, как и все люди, не была свободна от первородного греха, а потому была подвластна смерти. Христос – единственный Посредник между Богом и людьми и не имеет никаких «соискупителей». |
Приняты
новые догматы о Деве Марии: Она
была зачата непорочно, от рождения была
свободна от первородного греха. И умерев
добровольно, телесно воскресла, став
вместе со Своим Сыном « | |
Учение о верховенстве папы Римского. |
Православная Церковь признает Одного Главу над всеми христианами, Одного Первосвященника Господа Иисуса Христа, Единого Безгрешного. Православная Церковь Важные вопросы церковной |
Папа Римский – глава Католической церкви, наместник (викарий) Иисуса Христа на земле, преемник святого Петра имеет единоличную власть над всеми епископами и христианами мира и непогрешим, когда официально (ex cathedra – с кафедры) выступает по вопросам веры и морали. | |
Учение о благодати |
Несотворенная, причастная Богу, в ней – главное средство спасения человека, его подлинного соединения с Богом. |
Сотворенная, отличная от Бога, отсюда – Бог не может непосредственно общаться с человеком. | |
Другие различия | |||
Крещение |
Осуществляется полным погружением в воду |
Осуществляется обливанием или кроплением | |
Причастие |
Употребление для Причастия
|
| |
Священство |
|
|
Протестантизм
Протестантами называются христиане, которые в XVI веке отделились от Римской католической церкви. С тех пор протестанты разделились на множество течений и сект, которых объединяет отказ от Священного Предания и признание источником веры только канонические книги Библии. События XVI – пер.пол. XVII вв., которые привели к изменению веры и религиозной жизни христиан в Западной, Центральной и Северной Европе, называются также Реформацией, толчком к которой стало выступление в 1517 году монаха, преподавателя Виттенбергского университета в Германии Мартина Лютера (1483-1546) против индульгенций.
Особенности протестантской веры
Единственный источник веры – Священное Писание.
Спасает только вера, а не дела. Истинная вера, однако, не бездеятельна и проявляется в добрых делах.
Все уверовавшие во Христа уже спасены. К совершившемуся спасению ничего прибавить уже нельзя. Поэтому монашество отвергается.
Поскольку все уверовавшие спасены, молитва об усопших отменяется.
Протестантизм не верит в незыблемость единой Церкви, хранящей апостольское преемство. Все истинно верующие христиане – святые и священники. Поэтому почитания святых и таинства священства нет. Каждая протестантская церковь по-своему определяет выборы и назначение пресвитеров, то есть тех, которые возглавляют богослужение общины и говорят проповедь.
Из таинств признаются только крещение, причащение и (иногда) – разрешение от грехов.
Все протестанты претендуют на то, что они воспроизводят жизнь христиан апостольских времен.
На молитвенных собраниях протестантов главное место отводится проповеди. Все церковное благолепие (иконы, древние песнопения и проч.) устранено.
Основные течения в протестантизме
– Лютеранство – главным образом в Германии, а также в скандинавских странах и Северной Америке. Сейчас в мире 75 млн. лютеран.
– Кальвинизм – в основном в Голландии и Шотландии, а также в США, Германии, Франции.
– Англиканство – в Англии, США, Австралии; всего около 70 млн. верующих.
– Баптизм (с XVII.), около 35 млн., как важнейшее положение своей веры выдвигают крещение во взрослом, а не в детском возрасте.
– Адвентизм ( с XIX в.), уделяющий главное внимание ожиданию Второго Пришествия.
– Пятидесятничество (с нач. XX в.), которые утверждают, что дар Святого Духа (харизма) проявляется прежде всего в говорении на языках (глассолалия).
Список использованных источников
1. Религиоведение: Хрестоматия: Учеб. пособ. / Автор-сост. П.И. Костюкович. – Мн.: Новое знание, 2000. – 480с.
2. Основы религиоведения: Учеб./ Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1998.
3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах / Пархоменко И.Т., Радугин А.А. – М.: Центр, 2001. – 368 с.
4. Религия в истории и культуре: учебник для вузов / ред. проф. М.Г. Писманик. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.-430 с.