Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.

2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.

3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.

Содержание

Введение 3

Предпосылки возникновения университетов 5

Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9

Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья.docx

— 51.24 Кб (Скачать)

     Со  временем университет был намного более гибкой и приспособленной к жизни структурой. Дело в том, что университет работал на открытом рынке образования.

     С самого начала студенты имели право  выбора университета, преподавателя  и факультета. Преподаватели также  имели право выбора университета. Было обычной практикой, что преподаватель, проработав несколько лет в одном  месте, переезжал в другое. А за наиболее известными учителями устремлялись и студенты.

     В этих условиях не могло быть и речи о таком же строгом контроле, как  в монастырской школе. И эта свобода  приводила к тому, что университеты намного лучше улавливали нужды  общества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В заключении можно сказать, что наука  всегда существовала и развивалась  в системе общественных отношений, в тесном взаимодействии с другими  сферами общественной жизни –  с экономикой, политикой, культурой. По мере развития общества изменялась и роль науки, характер ее отношений с другими формами социальной деятельности и представляющими их социальными общностями, социально – профессиональными группами людей.

     Говоря  об организации университетов в  Средние века, не стоит забывать, что с точки зрения права того времени, университет был особой корпораций. В состав университета входили не только преподаватели  и ученики, но и обслуживающий  персонал, начиная с уборщиков  и включая лиц которые та или  иначе обслуживали студентов, вплоть до того, что частью университета иногда считались и трактирщики, которые  обслуживали студентов. Все они  пользовались правами членов университета.

      Средневековье — это тысячелетие, условными  историческими рамками которого являются V и XV века. Культура европейского средневековья возникла на руинах Римской империи. Ослабление и распад центральной имперской власти сопровождались смутами, войнами, упадком нравов и хозяйственной разрухой. В этой грозовой атмосфере всеобщей неразберихи

решалась  судьба европейской культуры.

     Для человека окончившего университет  важнейшей привилегией было право на присвоение ученых степеней (линциаты, доктора и т.д.). Разумеется, и другие учреждения выдавали дипломы о своим выпускникам: академии, различные школы и т.д.. Но они признавались только там, где существовала власть, узаконившая эти учреждения, например в родном городе. А дипломы университетов признавались всем католическим миром. Получивший диплом человек мог преподавать и работать в любой католической стране.

      В эпоху Средневековья были сделаны  первые шаги вперед от того рубежа, на котором остановились античные мыслители, но наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы; естествознание – в его нынешнем понимании – еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки», «пронауки». Вместе с тем следует признать, что решающий переход из Средневековья в Новое время европейцы совершили, когда начали открываться университеты, а затем академии наук.

      С развитием экономической жизни  и просвещения влияние католической церкви и сфера действия ее права  постепенно ограничиваются. Реформация и влияние гуманизма освобождают  в дальнейшем университеты от опеки  богословия. Римское право становится главным предметом на юридических  факультетах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Борисова  Г.В. Культурология. Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 178 с.
  2. Зимин А.И. Концепции современного естествознания: Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2007.- 280 с.
  3. Кармин С. Культурология. СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 928 с.
  4. Лоскутникова М.Б. Русское литературоведение XVIII—XIX веков. Истоки, развитие, формирование методологий. Учебное пособие - Москва: Флинта, 2009.- 352 с.
  1. Никитич Л.А. История и философия науки. Учебное  пособие для студентов и аспирантов вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 335 с.
  1. Островский  Э.В. История и философия науки. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Москва:ЮНИТИ-ДАНА,2007.- 160 с.

Информация о работе Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья