Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:04, реферат

Описание работы

Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.

2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.

3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.

Содержание

Введение 3

Предпосылки возникновения университетов 5

Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9

Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13

Заключение 18

Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья.docx

— 51.24 Кб (Скачать)

     Моделями  новой организации являлись университеты в Болонье и Париже. В Болонье университет представлял собой студенческую корпорацию, получившую от Фридриха I Барароссы особые привилегии. В Париже это была объединенная корпорация магистров и студентов. В XII в. в Париже существовала также Кафедральная школа Нотр – Дам.

     Ученые-богословы  старались примирить науку и  религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под  авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное  значение. Они развивали абстрактное  мышление, умение отбирать нужные аргументы  и выстраивать на их основе цепочку доказательств, безусловно, это дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)3.

     Университеты в то время обладали многими правами и привилегиями, таким как:

- право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.

- право  получать часть бенефициальных  церковных доходов на обучение.

- право  обладателя степени из одной  школы преподавать в любом  другом университете без дополнительных  экзаменов (ius ubique docendi).

- особая  подсудность для школяров - по  своему выбору или перед учителями  или местным епископом вместо  общей подсудности городским  судьям. Так в Париже они подлежали суду ректора или парижского прево (королевский наместник Парижа), но не местному суду горожан.

- право  издавать свои законы, статуты  и распоряжения, регламентирующие  оплату труда преподавателям, приемы  и методы обучения, дисциплинарные  нормы, порядок проведения экзаменов  и т. д. 

      Укреплялось право университетов на автономию. Они получали возможность иметь  свои уставы и судебные органы, разрабатывать  собственные правила присвоения ученых степеней и званий. Впервые  звания докторов наук были присвоены  преподавателям Болонского университета.

      В ущемленном положении в учебных  программах средневековых университетов  оказалась математика и естественно - научные  дисциплины, т.е. комплекс наук квадривиума. По-видимому, для  того чтобы восполнить этот пробел, в некоторых университетах работали исследователи, не обремененные обязанностью вести преподавательскую работу и занимавшиеся только «науками»4

        Преподавание всюду шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Книги были рукописными и очень дорогими: в Италии одна книга стоила столько же, сколько полтора-два гектара земли. В университетских аудиториях их запирали в железный футляр, прикованный цепью к кафедре. Лектор отпирал книгу ключом и читал (слово lector по-латыни и означает чтец), студенты хором повторяли текст, стараясь запомнить его наизусть. Лишь после того, как в XV в. Иоганн Генсфляйш, известный под фамилией Гутенберг, изобрел книгопечатание, образование стало принимать более светский характер и количество образованных людей в Европе стало быстро расти. Наиболее популярным литературным жанром были жития святых. Великая поэма Данте «Божественная комедия», появившаяся в начале XIV века, была новаторским произведением, оценить которое могли лишь немногие из его современников5.

     Во  время диспутов в университетах не разрешались грубые высказывания, оры и оскорбления. И все же диспуты довольно часто переходили в сражения магистров и школяров.

     После того как студент заканчивал обучение, он должен был выдержать экзамен. Экзамены принимали магистры от каждой нации с деканом во главе всего. Студент должен был доказать, что читал книги, которые ему рекомендовали во время обучения и участвовал во всех диспутов (6 у магистра, которого проходил обучение и 3 у общеуниверситетских). Немало важным было и поведение студента во время всего обучение. После этого студента допускали к публичным диспутам, на котором он должен был ответить на все вопросы. И только после этого ему присуждали первую степень бакалавра. Затем почти два года бакалавр помогал магистру и получал «право на преподавание», становясь после этого «лиценциатом». После шести месяцев бакалавр становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед университетскими преподавателями, дать клятву и после этого мог праздновать свое окончание.

     Среди средневековых университетов были так называемые «материнские» университеты. Такими университетами были - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире» (разумеется, католическом).

     Так Болонский университет считался самым известным и престижным юридическим вузом. А парижский  теологический факультет оказывал огромное влияние на политику церкви и французского государства. Именно его представители добились прекращения  Великой схизмы, сумев заставить  претендентов на папский престол договориться между собой. Они же выдвинули идеи соборности и галиканизма церкви.

     Оксфордский университет славился тем, что богословие в нем почти не преподавалось, а в большей степени уделялось внимание естественным наукам.

     В Саламанке наиболее активно изучали  литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают  и черную магию.

     Остальные университеты во многом брали пример с него. В основном следовали примеру Парижского университета, который называли в те времена «Синаем учености».

     В Европе к 1500 году было более 80 университетов, в них училось очень много студентов. В середине XIV века в Парижском университете обучалось около 3,5 тысяч человек, в Пражском к концу XIV века – 4,200 тысячи, в Краковском – около 900 человек.

Последствия открытия западноевропейских университетов в  средневековье, их роль в культуре того времени

     Западная  Европа раннего средневековья была культурным захолустьем по сравнению  с Китаем, Индией или передовыми исламскими халифатами того времени. По положению того времени в Западной Европы никто не мог спрогнозировать, что в дальнейшем займет одно из ключевых мест в мире по могуществу и культуре.

     Из  последствий возникновения университетов  следует отметить, во-первых, рождение нового слоя ученых-преподавателей и, во-вторых, университетское сообщество, с самого начала не знавшее «кастовых» различий.

      Средневековый университет был в некотором роде народным, потому как дети низших слоев населения через систему привилегий (таких как низких цен за обучение, бесплатное жилье и пр.) могли стать студентами.

      Постепенно  университеты в Западной Европе превратились в своего рода «третью власть», существующую наряду с папской и королевской.

      После создания первых университетов, в XIV веке появились первые чисто научные сообщества – академии наук, объединявшие любителей философии, искусства, науки. Средневековые академии имели, как правило, богатых покровителей. Первые академии возникли во Флоренции и Риме. Римская академия наук заявила о себе как об учреждении, способном противостоять даже всесильной в то время церкви, выступив против церковных нападок на Галилея, который был членом Римской академии. А уже в XVII веке академии наук существовали в столицах большинства крупнейших стран Европы.

     Студент, закончивший университет, мог надеяться на то, что карьера в будущем у него может пойти в гору. Потому как грамотные, образованные люди нужны были в разных областях.

     В первую очередь университеты того времени динамично снабжали церкви кадрами. В церковной карьере ученое звание было очень важным и помогало в работе. Поэтому со временем почти все иерархи церкви имели в дальнейшем хорошее университетское образование.

       Постепенно начали расти управленческие аппараты разных феодалов и городов, это требовало большого количества образованных людей, которые могли бы не только писать и читать, но и хорошо разбираться в законах. В Средние века господствующий класс почти в большинстве случаев были воинами, и выборные магистраты многих городов не имели хорошего образования. Поэтому роль «секретарей» в дальнейшем возросла на столько, что без них уже ни кто не мог обойтись.

     Почти большинство выпускников университетов шли работать в суды или другие профессии, связанные с ними. Выпускники шли писцами, способными составлять грамотные заявления, и нотариусами, которые регистрировали сделки до адвокатов и прокуроров и судей.

      Богословие средневековой Европы в поисках нового объяснения мира стала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение уже известного знания, а на созидание новых концептуальных схем, которые смогли бы объединить столь разные, практически несоединимые системы знания. В конце концов это привело к возникновению новой парадигмы мышления — форм, процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участники обсуждений добиваются взаимопонимания. М. К. Петров назвал эту новую парадигму дисциплинарной. Он показал, что средневековая западноевропейская теология обрела все характерные черты будущих научных дисциплин. В их числе — «основной набор дисциплинарных правил, процедур, требований к завершенному продукту, способов воспроизводства дисциплинарных кадров». Вершиной этих способов воспроизводства кадров и стал университет, система, в которой все перечисленные находки расцветают и работают. Университет как принцип, как специализированную организацию можно считать величайшим изобретением Средневековья.

      Средневековая культура была институционализирована в школах, а в дальнейшем в университетах. Ее идеологией было христианство, ее доктриной схоластика. 

      Эпоха Средневековья не может рассматриваться  как период провала в развитии западноевропейской культуры. Именно в средние века сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.

      Институт  церкви, христианское вероучение занимали в рассматриваемый период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Вместе с тем, уже в XIV веке в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, проявляющиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс6.

      Средневековое традиционное общество, где формой трансляции информации были слухи, постепенно начинает использовать письменное слово. Увеличивается число писаных  законов, феодальное право, подобно  римскому, оформляется в договорах.

      Происходит  процесс десакрализации книги, сопровождавшийся рационализацией методов интеллектуальной работы. Рационализируются ментальные механизмы, формируется схоластический метод.

      Его формирование – длительный исторический процесс. Все началось с университетов, затем с лекций, с переходом  от лекций к вопросам, а от вопросов к диспутам. Сами эти процедуры  не были абсолютно новыми: практика вопросов и ответов раньше применялось для толкования Библии. Схоласты расширили границы такой практики. Сначала разрабатывалась проблематика, она предполагала диспут, и новизна состояла в том, что в противовес аргументированию ссылками на авторитет, все большее значение приобрела практика логического обоснования аргумента. Такие диспуты были практикой учебных занятий в университетах. За диспутом следовало заключение преподавателя. Этот вывод зависел от того, кто его произносил. 

      Несмотря  на все свои недостатки, средневековый  университет все же давал возможность  получить неплохое образование. В университетах  обучались такие известные деятели  культуры, как Пьер Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Вильям Оккам  и др. Средневековые университеты были сложным организмом, стоявшим в центре научной и культурной жизни Европы. В них концентрировалась  развитие науки того времени. Велика роль средневековых университетов  в развитии культуры. Они способствовали интернациональному культурному общению.

     Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формирования нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.

Информация о работе Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья