Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 20:04, реферат
Цель данной работы – изучение место и роли университетов в культуре западноевропейского средневековья. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить предпосылки возникновения университетов в культуре западноевропейского средневековья.
2. Рассмотреть концепцию университета, его место в культуре западноевропейского средневековья.
3. Охарактеризовать последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени.
Введение 3
Предпосылки возникновения университетов 5
Концепция университета, его место в культуре западноевропейского средневековья 9
Последствия открытия западноевропейских университетов в средневековье, их роль в культуре того времени 13
Заключение 18
Список использованной литературы 20
Моделями новой организации являлись университеты в Болонье и Париже. В Болонье университет представлял собой студенческую корпорацию, получившую от Фридриха I Барароссы особые привилегии. В Париже это была объединенная корпорация магистров и студентов. В XII в. в Париже существовала также Кафедральная школа Нотр – Дам.
Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, безусловно, это дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)3.
Университеты в то время обладали многими правами и привилегиями, таким как:
- право изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину.
- право получать часть бенефициальных церковных доходов на обучение.
- право
обладателя степени из одной
школы преподавать в любом
другом университете без
- особая
подсудность для школяров - по
своему выбору или перед
- право
издавать свои законы, статуты
и распоряжения, регламентирующие
оплату труда преподавателям, приемы
и методы обучения, дисциплинарные
нормы, порядок проведения
Укреплялось право университетов на автономию. Они получали возможность иметь свои уставы и судебные органы, разрабатывать собственные правила присвоения ученых степеней и званий. Впервые звания докторов наук были присвоены преподавателям Болонского университета.
В
ущемленном положении в учебных
программах средневековых университетов
оказалась математика и естественно
- научные дисциплины, т.е. комплекс
наук квадривиума. По-видимому, для
того чтобы восполнить этот пробел,
в некоторых университетах
Преподавание всюду шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Книги были рукописными и очень дорогими: в Италии одна книга стоила столько же, сколько полтора-два гектара земли. В университетских аудиториях их запирали в железный футляр, прикованный цепью к кафедре. Лектор отпирал книгу ключом и читал (слово lector по-латыни и означает чтец), студенты хором повторяли текст, стараясь запомнить его наизусть. Лишь после того, как в XV в. Иоганн Генсфляйш, известный под фамилией Гутенберг, изобрел книгопечатание, образование стало принимать более светский характер и количество образованных людей в Европе стало быстро расти. Наиболее популярным литературным жанром были жития святых. Великая поэма Данте «Божественная комедия», появившаяся в начале XIV века, была новаторским произведением, оценить которое могли лишь немногие из его современников5.
Во время диспутов в университетах не разрешались грубые высказывания, оры и оскорбления. И все же диспуты довольно часто переходили в сражения магистров и школяров.
После того как студент заканчивал обучение, он должен был выдержать экзамен. Экзамены принимали магистры от каждой нации с деканом во главе всего. Студент должен был доказать, что читал книги, которые ему рекомендовали во время обучения и участвовал во всех диспутов (6 у магистра, которого проходил обучение и 3 у общеуниверситетских). Немало важным было и поведение студента во время всего обучение. После этого студента допускали к публичным диспутам, на котором он должен был ответить на все вопросы. И только после этого ему присуждали первую степень бакалавра. Затем почти два года бакалавр помогал магистру и получал «право на преподавание», становясь после этого «лиценциатом». После шести месяцев бакалавр становился магистром и должен был прочесть торжественную лекцию перед университетскими преподавателями, дать клятву и после этого мог праздновать свое окончание.
Среди средневековых университетов были так называемые «материнские» университеты. Такими университетами были - университеты Болоньи, Парижа, Оксфорда и Саламанки. Это были наиболее крупные и престижные университеты того времени. Они считались наиболее важными в своей стране. Более того, они пользовались большим авторитетом во всем «христианском мире» (разумеется, католическом).
Так
Болонский университет считался
самым известным и престижным
юридическим вузом. А парижский
теологический факультет
Оксфордский университет славился тем, что богословие в нем почти не преподавалось, а в большей степени уделялось внимание естественным наукам.
В Саламанке наиболее активно изучали литературу арабов и евреев. Считалось, что здесь активно изучают и черную магию.
Остальные университеты во многом брали пример с него. В основном следовали примеру Парижского университета, который называли в те времена «Синаем учености».
В Европе к 1500 году было более 80 университетов, в них училось очень много студентов. В середине XIV века в Парижском университете обучалось около 3,5 тысяч человек, в Пражском к концу XIV века – 4,200 тысячи, в Краковском – около 900 человек.
Западная Европа раннего средневековья была культурным захолустьем по сравнению с Китаем, Индией или передовыми исламскими халифатами того времени. По положению того времени в Западной Европы никто не мог спрогнозировать, что в дальнейшем займет одно из ключевых мест в мире по могуществу и культуре.
Из
последствий возникновения
Средневековый университет был в некотором роде народным, потому как дети низших слоев населения через систему привилегий (таких как низких цен за обучение, бесплатное жилье и пр.) могли стать студентами.
Постепенно университеты в Западной Европе превратились в своего рода «третью власть», существующую наряду с папской и королевской.
После создания первых университетов, в XIV веке появились первые чисто научные сообщества – академии наук, объединявшие любителей философии, искусства, науки. Средневековые академии имели, как правило, богатых покровителей. Первые академии возникли во Флоренции и Риме. Римская академия наук заявила о себе как об учреждении, способном противостоять даже всесильной в то время церкви, выступив против церковных нападок на Галилея, который был членом Римской академии. А уже в XVII веке академии наук существовали в столицах большинства крупнейших стран Европы.
Студент, закончивший университет, мог надеяться на то, что карьера в будущем у него может пойти в гору. Потому как грамотные, образованные люди нужны были в разных областях.
В первую очередь университеты того времени динамично снабжали церкви кадрами. В церковной карьере ученое звание было очень важным и помогало в работе. Поэтому со временем почти все иерархи церкви имели в дальнейшем хорошее университетское образование.
Постепенно начали расти управленческие аппараты разных феодалов и городов, это требовало большого количества образованных людей, которые могли бы не только писать и читать, но и хорошо разбираться в законах. В Средние века господствующий класс почти в большинстве случаев были воинами, и выборные магистраты многих городов не имели хорошего образования. Поэтому роль «секретарей» в дальнейшем возросла на столько, что без них уже ни кто не мог обойтись.
Почти
большинство выпускников
Богословие средневековой Европы в поисках нового объяснения мира стала впервые ориентироваться не на простое воспроизведение уже известного знания, а на созидание новых концептуальных схем, которые смогли бы объединить столь разные, практически несоединимые системы знания. В конце концов это привело к возникновению новой парадигмы мышления — форм, процедур, установок, представлений, оценок, с помощью которых участники обсуждений добиваются взаимопонимания. М. К. Петров назвал эту новую парадигму дисциплинарной. Он показал, что средневековая западноевропейская теология обрела все характерные черты будущих научных дисциплин. В их числе — «основной набор дисциплинарных правил, процедур, требований к завершенному продукту, способов воспроизводства дисциплинарных кадров». Вершиной этих способов воспроизводства кадров и стал университет, система, в которой все перечисленные находки расцветают и работают. Университет как принцип, как специализированную организацию можно считать величайшим изобретением Средневековья.
Средневековая культура была институционализирована в школах, а в дальнейшем в университетах. Ее идеологией было христианство, ее доктриной схоластика.
Эпоха Средневековья не может рассматриваться как период провала в развитии западноевропейской культуры. Именно в средние века сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства.
Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассматриваемый период доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Вместе с тем, уже в XIV веке в культурной жизни европейских стран возникают новые тенденции, проявляющиеся в усилении интереса к человеческой личности, реалистическому отображению действительности. Особенно эти тенденции стали заметны в культуре средневековой Италии. Приближался новый период в культурном развитии Западной Европы – Ренессанс6.
Средневековое традиционное общество, где формой трансляции информации были слухи, постепенно начинает использовать письменное слово. Увеличивается число писаных законов, феодальное право, подобно римскому, оформляется в договорах.
Происходит
процесс десакрализации книги, сопровождавшийся
рационализацией методов
Его формирование – длительный исторический процесс. Все началось с университетов, затем с лекций, с переходом от лекций к вопросам, а от вопросов к диспутам. Сами эти процедуры не были абсолютно новыми: практика вопросов и ответов раньше применялось для толкования Библии. Схоласты расширили границы такой практики. Сначала разрабатывалась проблематика, она предполагала диспут, и новизна состояла в том, что в противовес аргументированию ссылками на авторитет, все большее значение приобрела практика логического обоснования аргумента. Такие диспуты были практикой учебных занятий в университетах. За диспутом следовало заключение преподавателя. Этот вывод зависел от того, кто его произносил.
Несмотря
на все свои недостатки, средневековый
университет все же давал возможность
получить неплохое образование. В университетах
обучались такие известные
Университетская среда, построенная на свободомыслии и выборности власти, способствовала формирования нового менталитета, основанного на уважении к личности человека и умению выдвигать и отстаивать в спорах новые идеи.
Информация о работе Место и роль Университетов в культуре западноевропейского средневековья