Менталитет русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В этом реферате рассматривается культура нашего государства до начала татаро-монгольского ига(1236 год), то есть от начала IX до середины XIII века. Именно эти временные рамки охватывают период существования Древней Руси. С приходом татар Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий, поэтому нельзя назвать период гнета ига исторически последовательным.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Культура древних славян…………………………………..4


Глава II. Принятие христианства и проблема двоеверия:………7


2.1 Язычество…………………………………………………...7


2.2 Крещение Руси как явление культуры…………………...9


2.3 Проблема «двоеверия»…………………………………….10


Глава III. Менталитет русской культуры…………………….….12


Заключение……………………………………………………………14


Список литературы………………….……………...……..………..

Работа содержит 1 файл

Culture.doc

— 46.92 Кб (Скачать)

   Для описания и осмысления всех этих разнообразных, нo, как выяснилось, тесно взаимосвязанных явлений сравнительно недавно было введено в научный, а теперь и в учебный оборот особое понятие — менталитет (или ментальностъ), призванное объединить в себе многообразие смыслов и значений, так или иначе ассоциирующихся с проблемой национального своеобразия. Правда, понятие менталитет шире, объемнее, нежели национальное своеобразие: возможно выявление и изучение ментальностей, охватывающих и другие общности, помимо наций (религиозные, классовые, государственно-политические, сциентистские и т.п.). Поэтому в данном случае было бы точнее говорить о национальном менталитете. Рассматривая менталитет русской культуры как наиболее общий фундамент социокультурных процессов на протяжении всей, более чем тысячелетней истории нашего отечества (Руси—России—СССР…), мы имеем дело не с одним национально-русским менталитетом, но и с ментальностями более общего, наднационального характера <…>. С одной стороны, к исконному, хотя и не вполне сформировавшемуся менталитету восточных славян конца первого тысячелетия нашей эры постоянно примешивались ментальности смежных территориально с восточными славянами народов — кочевых народов Востока <…> и оседлых народов ближайшего 3апада <…> С другой стороны, национально-русский менталитет оказывал значительное влияние на менталитеты смежных народов, входивших прежде всего в состав России, Российской империи, СССР. Таким образов, менталитет русской культуры — это нечто гораздо большее, нежели национально-русский менталитет.

   Прежде  чем анализировать — пока в  самом общем, предварительном виде — понятие менталитета русской  культуры, обратимся к тому, как  трактуется, понятие ментальности "первопроходцами" отечественной науки в этой области  знания (понятия "ментальность" и "менталитет" первоначально разрабатывались во французской школе историков с 30-х годов.<…>

   <…> менталитет культуры — это глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, а потому — при всей своей относительной исторической изменчивости — в своих основах константные, стабильные, а потому представляющие наиболее общее содержание, объединяющее в себе различные исторические эпохи в развитии национальной истории и культуры. В отличие от идеологии менталитет — то общее, что объединяет сознательное и бессознательное, рациональное и интуитивное, общественное и индивидуальное, теоретическое и практическое.”(2/22-23) 

   Заключение 

   В заключение хочется заметить, что  в моем распоряжении имелся обширный материал для исследования, но в  своей работе я изложил только то, что соответствовало рамкам выбранной  темы. Также я не смог уделить  особого внимания искусству Древней Руси, так как найденного мною об искусстве хватило бы для написания полноценного реферата, а не отдельной его глава – в одной главе всего об искусстве Древней Руси не расскажешь.

  Лишний  раз, окунувшись в «темный омут истории», хочется сказать, что история  культуры, пожалуй, наиболее благодатная  тема для исследований, потому как  она не опошляется историками и не «ложится под каждого, кто придет к власти», как обычная история. Нет смысла менять историю культуры, подстраивая ее под себя.  
 
 
 
 
 
 
 
 

Список литературы: 

   1. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. – М.: о-во «Знание» Российской Федерации, 1993.

   2. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры (теоретический очерк) – М.: Наука, 1994. с.

   3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 399 с.

   4. История русского искусства. Том первый. Под редакцией М.М Раковой и И.В. Рязанцева, Москва 1978. 

Информация о работе Менталитет русской культуры