Менталитет русской культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

В этом реферате рассматривается культура нашего государства до начала татаро-монгольского ига(1236 год), то есть от начала IX до середины XIII века. Именно эти временные рамки охватывают период существования Древней Руси. С приходом татар Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий, поэтому нельзя назвать период гнета ига исторически последовательным.

Содержание

Введение………………………………………………………………...3

Глава I. Культура древних славян…………………………………..4


Глава II. Принятие христианства и проблема двоеверия:………7


2.1 Язычество…………………………………………………...7


2.2 Крещение Руси как явление культуры…………………...9


2.3 Проблема «двоеверия»…………………………………….10


Глава III. Менталитет русской культуры…………………….….12


Заключение……………………………………………………………14


Список литературы………………….……………...……..………..

Работа содержит 1 файл

Culture.doc

— 46.92 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 
 

Введение………………………………………………………………...3 

Глава I. Культура древних славян…………………………………..4  

Глава II. Принятие христианства и проблема двоеверия:………7 

      2.1 Язычество…………………………………………………...7 

      2.2 Крещение Руси как явление культуры…………………...9 

      2.3 Проблема «двоеверия»…………………………………….10 

Глава III. Менталитет русской культуры…………………….….12  

Заключение……………………………………………………………14 

Список  литературы………………….……………...……..………..15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Прежде  чем сесть за этот реферат, мне пришлось долго подумать, какую же тему выбрать. Как видите, выбор мой пал на тему о культуре Древней Руси, о ней и буду писать. Вы спросите, почему не о чем-то другом? Да просто потому, что в школе больше других предметов я любил историю России, ну и, собственно, опыт написания таких работ у меня уже какой-никакой имеется. По ходу исследования и работы над рефератом я смог лучше узнать историю моей страны и узнать, что собой представляла жизнь самых древних ее представителей. Тем мне и нравятся исследовательские работы, что в ходе их выполнения тебе нужно изучить и проанализировать внушительное количество научных книг, трактатов, очерков и это очень действенно расширяет твой кругозор, а умный человек всегда приятный собеседник и ему с его знанием будет проще идти по жизни. Если быть честным, то я мог выбрать любую другую тему. У меня нет на этот счет четко расставленных приоритетов. Да, я люблю историю, неплохо (для своего возраста) знаю историю своей страны, но выбрав какую-либо другую тему, я точно также провел бы много времени за работой, но я провел бы его с не меньшим интересом и пользой. Еще, я люблю писать рефераты в библиотеках. Ведь если придти в хорошую библиотеку, в которой ты регулярно бываешь и хорошо знаешь библиотекаря, то тебе там посоветуют литературу, помогут найти все необходимое по реферату.

      В этом реферате рассматривается культура нашего государства до начала татаро-монгольского ига(1236 год), то есть от начала IX до середины XIII века. Именно эти временные рамки охватывают период существования Древней Руси. С приходом татар Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий, поэтому нельзя назвать период гнета ига исторически последовательным.

        О содержании реферата. История культуры Древней Руси делится на два периода: период языческой культуры и период, который наступил после реформы князя Владимира - принятия христианства. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно русским было язычество. Несмотря на ограниченность объема реферата, я постарался рассказать по немного  обо всем: о язычестве, о принятии христианства, о возникшей проблеме двоеверия, об искусстве, то есть, как я сказал – обо всем.

      Мой реферат почти полностью состоит  из выдержек, взятых мною из книг. Я думаю было бы глупо присвоить  себе чужую мысль или цитату и указать при этом, что я пользовался научными источниками, а не писал работу на основе того, что мне и так известно.

      Все цитаты, взяты в кавычки. В конце цитаты указаны страница и книга, из которой я ее взял. Например "(1/25)" (или "(1/25-26)")   - это значит, что цитата из книги, обозначенной в списке литературы под цифрой 1, а страница, на которой можно найти цитату – 25 (или с 25 по 26). 

Глава I. Культура древних славян 

  Славяне — самая многочисленная ветвь народов индоевропейской языковой группы. В середине 6—7 вв., в самый разгар великого славянского расселения, впервые появляется в источниках имя народа «Русь» или «Рос». К этому же времени относится основание города Киева на Днепре. Киевский летописец Нестор начинал свое повествование именно с этого момента, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». Географически «Русская земля» включала в себя Киев, Чернигов, реку Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северскую землю, Курск. В последующее время «русью», «русами», «росами» называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю, а «Русской землей» — всю Киевскую Русь.

  Итак, в 6 в. в Среднем Поднепровье складывается мощный союз славянских племен, принявший  имя одного из них — народа РОС или РУС. В 6—7 вв. русский союз племен (поляне, древляне, кривичи, родимичи, северяне и др.) выдержал натиск кочевых воинственных народов. Киев, державший ключ от днепровской магистрали и укрытый от степных набегов всей шириной лесостепной полосы, стал естественным центром процесса интеграции восточнославянских племенных союзов, оказался во главе южного «суперсоюза» славянских племен, занимавшего территорию от Киева на север к Западной Двине и Ильменю.

  В ранней русской истории отчетливо вырисовывается Противостояние двух центров формирующейся  русской государственности —  Киева и Новгорода. Однако летописание  начинает ее древнейшую (легендарную) часть и Киеве, а число новгородских преданий, независимо от степени их достоверности, не идет ни в какое  сравнение с числом преданий южных. Известно лишь, что первым князем был  Рюрик, которого пригласили «из-за моря»  на княжение (вместе с братьями Синеусом и Трувором) ильменские славяне. Заключение подобного контракта между предводителем  воинов-профессионалов, нанимавшихся на службу городу или округе за известную  плату на сравнительно короткий срок, было обычным в эпоху, о которой идет речь. На земле славян (словен) они поставили город Ладогу, где и осел Рюрик. И лишь после смерти братьев — в Изборске на Белоозере — он отправился к Ильменю и заложи Новгород. Объединение северных славянских   племен под властью Новгорода системой торговых путей, рек и волоков было связано с двумя направлениями: южным — «из варяг в греки» и восточным — через притоки Верхней Волги и по самой этой реке, Каспийскому морю со Средней Азией, арабским миром, и эта торговая артерия не уступала по своему значению пути из «варяг в греки». Таким образом, в Древней Руси существовали два вполне самостоятельных друг   от   друга   региона с различными культурными традициями, поклонением разным языческим божествам, языковыми диалектами, внешнеэкономическими устремлениями, денежно-весовыми системами, формирующимися формами государственности (вечевым строем на севере и автократической формой власти на юге). В эпоху образования единого государства Русь первостепенной задачей князя Владимира Святославича    становится преодоление таких различий. Сначала он предпринял неудавшуюся попытку создать пантеон, в котором представлены божества разных земель и народов, живших в пределах Древней Руси. На втором этапе — в силу политических, экономических, общекультурных соображений — выбор сосредоточился, на византийском православии.

  Византийские  историки оставили нам описание древних  славян, которые изображались бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные северному климату, они  сносили голод и всякую нужду, питались грубой сырой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы  и терпеливы. Славяне удивляли византийцев  своей быстротой, тем,  с какой легкостью всходили они на крутизну, спускались   в расщелины, бросались в опасные болота и глубокие реки. Полагая главным для мужчины крепость тела, силу в руках и легкость в движениях, славяне мало заботились о своей наружности: в грязи и пыли, без опрятности в одежде являлись они на многолюдные собрания. Греки, осуждая эту неаккуратность, хвалили стройность славян, высокий рост и мужественную приятность лица.

   Воинами славяне были отважными. Византийские историки пишут, что помимо обычной храбрости они обладали особым искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением.”(1/35-37)

  “Славяне не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов<…>; обходились с дружелюбно и всегда назначали срок для их рабства, отпуская их на волю или позволяя им выкупать себя, чтобы возвратиться домой, либо жить с ними па свободе. Летописи единогласно славят общее гостеприимство славян. Путешественника встречали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин отвечал за безопасность чужеземца. Славянин, уходя из дому, оставлял открытой дверь и готовую пищу для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, которые не угрожали им ни воровством, ни разбоем. Бедному человеку, не имевшему средств хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все необходимое у богатого соседа. Долг гостеприимства оправдывал преступление.

  Как и  другие народы, на ранних стадиях развития древние славяне имели довольно жестокие обычаи. Так, мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили бы их ближних.<…> Когда семейство было слишком многочисленным, всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь (но не сына!). Этому обычаю не уступал другой: право детей умерщвлять старых и больных родителей, тягостных для семейства и бесполезных для сограждан.”(1/37)

  “Образованию Древнерусского государства предшествовал период военной демократии у славян. Это была последняя стадия первобытнообщинного строя<…>. Главным занятием малых семей было земледелие. Разводили славяне также скот и домашнюю птицу, охотились на диких зверей, занимались рыболовством и бортничеством, собирали в лесах грибы, ягоды, орехи. На общих сходках (вечах) взрослые члены общин (по-видимому, преимущественно мужчины) решали важнейшие вопросы. В случае нападения врагов все взрослое мужское население вооружалось, объединялось в отряд, выбирало себе предводителя и вступало под его руководством в военные действия. Славянские племена, жившие в пограничной со степью полосе, постоянно подвергались нападениям кочевников.”(1/38)   

  Возникновение городов. Для защиты самих себя и своего имущества в случае вражеского нападения несколько земледельческих общин сообща создавали городища-убежища. Они строились обычно на мысах при слиянии двух рек и окружались искусственно возведенными валами, наполненными водой. Иногда их воздвигали на островах, иногда среди болот в глухих труднодоступных местах, или на высоких горах. Часто такие городища в мирное время были необитаемы или же в них жили немногочисленные сторожа и языческие жрецы, имевшие на них свои капища.”(1/39-40)

  “Славянские города, <…>, представляли собой не что иное, как большие огороженные села-крепости, имеющие скорее военное значение, чем промышленное и торговое. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства — иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины, как В Березняковском городище III — V вв. в Верхнем Поволжье.”(1/41)

  “По данным летописи, число городов возрастало в Древней Руси из века в век: если в IX—X вв. их было не менее 25, то в XI в. стало почтя 90, и рост продолжался стремительными темпами. Поэтому не случайно скандинавские саги называли Древнюю Русь «страной городов» («Гардарик»).”(1/42)

  Глава II. Принятие христианства и проблема двоеверия 

  2.1 Язычество 

  “Язычество  древних славян. Культура периода родоплеменных славянских союзов была достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено. <…> Но и то сравнительно немногое, что удалось сохранить и научно осмыслить, убедительно свидетельствует о наличии у наших далеких предков самых различных форм и проявлений духовной культуры, об их способности ценить прекрасное.

  В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. <…> Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (райское дерево Вырий, береза, дуб, сосна, рябина как ось мира, вертикаль, обозначающая сакральный центр), в мотивах северно-русской вышивки (где по сторонам дерева обычно помещаются всадники, звери или птицы), в скульптуре (статуи языческих богов из дерева или камня), в зодчестве (на передней части двускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы), в узелковой письменности древних славян. Язычество — это прежде всего форма освоения человеком природы.”(1/42-43)

  “Несмотря на то, что вера в упырей и берегынь возникла еще в эпоху каменного века, она продолжала существовать и в более позднее время. В ней отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи. Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили «упырей» — вампиров, <…>, оживающих мертвецов, оборотней, способным нанести живущим на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыни», и люди всячески старались им помочь в этой борьбе путем произнесения заклинаний и ношения амулетов — оберег. Злым духам люди также приносили жертвы, чтобы умилостивить их.”(1/43)

Информация о работе Менталитет русской культуры