Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 00:57, курсовая работа
В этом реферате рассматривается культура нашего государства до начала татаро-монгольского ига(1236 год), то есть от начала IX до середины XIII века. Именно эти временные рамки охватывают период существования Древней Руси. С приходом татар Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий, поэтому нельзя назвать период гнета ига исторически последовательным.
Введение………………………………………………………………...3
Глава I. Культура древних славян…………………………………..4
Глава II. Принятие христианства и проблема двоеверия:………7
2.1 Язычество…………………………………………………...7
2.2 Крещение Руси как явление культуры…………………...9
2.3 Проблема «двоеверия»…………………………………….10
Глава III. Менталитет русской культуры…………………….….12
Заключение……………………………………………………………14
Список литературы………………….……………...……..………..
Содержание:
Введение………………………………………………………… Глава
I. Культура древних
славян…………………………………..4 Глава
II. Принятие христианства
и проблема двоеверия:………7 2.1
Язычество………………………………………………….. 2.2
Крещение Руси как явление культуры…………………...9 2.3
Проблема «двоеверия»…………………………………….10 Глава
III. Менталитет русской
культуры…………………….….12 Заключение…………………………………………………… Список
литературы………………….……………...…….. |
Введение
Прежде чем сесть за этот реферат, мне пришлось долго подумать, какую же тему выбрать. Как видите, выбор мой пал на тему о культуре Древней Руси, о ней и буду писать. Вы спросите, почему не о чем-то другом? Да просто потому, что в школе больше других предметов я любил историю России, ну и, собственно, опыт написания таких работ у меня уже какой-никакой имеется. По ходу исследования и работы над рефератом я смог лучше узнать историю моей страны и узнать, что собой представляла жизнь самых древних ее представителей. Тем мне и нравятся исследовательские работы, что в ходе их выполнения тебе нужно изучить и проанализировать внушительное количество научных книг, трактатов, очерков и это очень действенно расширяет твой кругозор, а умный человек всегда приятный собеседник и ему с его знанием будет проще идти по жизни. Если быть честным, то я мог выбрать любую другую тему. У меня нет на этот счет четко расставленных приоритетов. Да, я люблю историю, неплохо (для своего возраста) знаю историю своей страны, но выбрав какую-либо другую тему, я точно также провел бы много времени за работой, но я провел бы его с не меньшим интересом и пользой. Еще, я люблю писать рефераты в библиотеках. Ведь если придти в хорошую библиотеку, в которой ты регулярно бываешь и хорошо знаешь библиотекаря, то тебе там посоветуют литературу, помогут найти все необходимое по реферату.
В этом реферате рассматривается культура нашего государства до начала татаро-монгольского ига(1236 год), то есть от начала IX до середины XIII века. Именно эти временные рамки охватывают период существования Древней Руси. С приходом татар Русь была откинута в своем развитии на несколько столетий, поэтому нельзя назвать период гнета ига исторически последовательным.
О содержании реферата. История культуры Древней Руси делится на два периода: период языческой культуры и период, который наступил после реформы князя Владимира - принятия христианства. Несмотря на то, что христианство сейчас воспринимается как должное, на самом деле исконно русским было язычество. Несмотря на ограниченность объема реферата, я постарался рассказать по немного обо всем: о язычестве, о принятии христианства, о возникшей проблеме двоеверия, об искусстве, то есть, как я сказал – обо всем.
Мой
реферат почти полностью
Все
цитаты, взяты в кавычки. В конце цитаты
указаны страница и книга, из которой я
ее взял. Например "(1/25)" (или
"(1/25-26)") - это значит, что
цитата из книги, обозначенной в списке
литературы под цифрой 1, а страница, на
которой можно найти цитату – 25 (или
с 25 по 26).
Глава
I. Культура древних
славян
“Славяне — самая многочисленная ветвь народов индоевропейской языковой группы. В середине 6—7 вв., в самый разгар великого славянского расселения, впервые появляется в источниках имя народа «Русь» или «Рос». К этому же времени относится основание города Киева на Днепре. Киевский летописец Нестор начинал свое повествование именно с этого момента, отвечая на вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля?». Географически «Русская земля» включала в себя Киев, Чернигов, реку Рось и Поросье, Переяславль Русский, Северскую землю, Курск. В последующее время «русью», «русами», «росами» называли и славян, жителей этой земли, и тех иноземцев, которые оказывались в Киеве или служили киевскому князю, а «Русской землей» — всю Киевскую Русь.
Итак, в 6
в. в Среднем Поднепровье
В ранней
русской истории отчетливо
Византийские историки оставили нам описание древних славян, которые изображались бодрыми, сильными, неутомимыми. Презирая непогоды, свойственные северному климату, они сносили голод и всякую нужду, питались грубой сырой пищей, любили движение, деятельность, были выносливы и терпеливы. Славяне удивляли византийцев своей быстротой, тем, с какой легкостью всходили они на крутизну, спускались в расщелины, бросались в опасные болота и глубокие реки. Полагая главным для мужчины крепость тела, силу в руках и легкость в движениях, славяне мало заботились о своей наружности: в грязи и пыли, без опрятности в одежде являлись они на многолюдные собрания. Греки, осуждая эту неаккуратность, хвалили стройность славян, высокий рост и мужественную приятность лица.
Воинами славяне были отважными. Византийские историки пишут, что помимо обычной храбрости они обладали особым искусством биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением.”(1/35-37)
“Славяне не знали ни лукавства, ни злости, хранили древнюю простоту нравов<…>; обходились с дружелюбно и всегда назначали срок для их рабства, отпуская их на волю или позволяя им выкупать себя, чтобы возвратиться домой, либо жить с ними па свободе. Летописи единогласно славят общее гостеприимство славян. Путешественника встречали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин отвечал за безопасность чужеземца. Славянин, уходя из дому, оставлял открытой дверь и готовую пищу для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, которые не угрожали им ни воровством, ни разбоем. Бедному человеку, не имевшему средств хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все необходимое у богатого соседа. Долг гостеприимства оправдывал преступление.
Как и другие народы, на ранних стадиях развития древние славяне имели довольно жестокие обычаи. Так, мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые оскорбили бы их ближних.<…> Когда семейство было слишком многочисленным, всякая мать имела право умертвить новорожденную дочь (но не сына!). Этому обычаю не уступал другой: право детей умерщвлять старых и больных родителей, тягостных для семейства и бесполезных для сограждан.”(1/37)
“Образованию Древнерусского государства предшествовал период военной демократии у славян. Это была последняя стадия первобытнообщинного строя<…>. Главным занятием малых семей было земледелие. Разводили славяне также скот и домашнюю птицу, охотились на диких зверей, занимались рыболовством и бортничеством, собирали в лесах грибы, ягоды, орехи. На общих сходках (вечах) взрослые члены общин (по-видимому, преимущественно мужчины) решали важнейшие вопросы. В случае нападения врагов все взрослое мужское население вооружалось, объединялось в отряд, выбирало себе предводителя и вступало под его руководством в военные действия. Славянские племена, жившие в пограничной со степью полосе, постоянно подвергались нападениям кочевников.”(1/38)
“Возникновение городов. Для защиты самих себя и своего имущества в случае вражеского нападения несколько земледельческих общин сообща создавали городища-убежища. Они строились обычно на мысах при слиянии двух рек и окружались искусственно возведенными валами, наполненными водой. Иногда их воздвигали на островах, иногда среди болот в глухих труднодоступных местах, или на высоких горах. Часто такие городища в мирное время были необитаемы или же в них жили немногочисленные сторожа и языческие жрецы, имевшие на них свои капища.”(1/39-40)
“Славянские города, <…>, представляли собой не что иное, как большие огороженные села-крепости, имеющие скорее военное значение, чем промышленное и торговое. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства — иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины, как В Березняковском городище III — V вв. в Верхнем Поволжье.”(1/41)
“По данным летописи, число городов возрастало в Древней Руси из века в век: если в IX—X вв. их было не менее 25, то в XI в. стало почтя 90, и рост продолжался стремительными темпами. Поэтому не случайно скандинавские саги называли Древнюю Русь «страной городов» («Гардарик»).”(1/42)
Глава
II. Принятие христианства
и проблема двоеверия
2.1
Язычество
“Язычество древних славян. Культура периода родоплеменных славянских союзов была достаточно высокой для своего времени. К сожалению, очень многое из культурного достояния древнерусского общества безвозвратно утрачено. <…> Но и то сравнительно немногое, что удалось сохранить и научно осмыслить, убедительно свидетельствует о наличии у наших далеких предков самых различных форм и проявлений духовной культуры, об их способности ценить прекрасное.
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. <…> Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (райское дерево Вырий, береза, дуб, сосна, рябина как ось мира, вертикаль, обозначающая сакральный центр), в мотивах северно-русской вышивки (где по сторонам дерева обычно помещаются всадники, звери или птицы), в скульптуре (статуи языческих богов из дерева или камня), в зодчестве (на передней части двускатной кровли русских жилищ вытесывали изображение конской головы или птицы), в узелковой письменности древних славян. Язычество — это прежде всего форма освоения человеком природы.”(1/42-43)
“Несмотря на то, что вера в упырей и берегынь возникла еще в эпоху каменного века, она продолжала существовать и в более позднее время. В ней отразилось первобытное представление людей о том, что в окружающем мире действуют злые и добрые духи. Они находятся в состоянии непрерывной борьбы друг с другом. К злым духам славяне относили «упырей» — вампиров, <…>, оживающих мертвецов, оборотней, способным нанести живущим на земле серьезный ущерб. «Упырям» противостояли добрые духи — «берегыни», и люди всячески старались им помочь в этой борьбе путем произнесения заклинаний и ношения амулетов — оберег. Злым духам люди также приносили жертвы, чтобы умилостивить их.”(1/43)