Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:45, реферат
Целью данной работы я считаю раскрытие понятия картины мира, а также анализ изменений этого понятия в мировой и, в частности, русской культуре и науке. В связи с этим, я ставила перед собой следующие задачи: раскрыть энциклопедический смысл самого термина «картина мира», его структуру и особенности, а также развитие и становление этого понятия. Также считаю нужным подчеркнуть зависимость картины мира от смены ценностных систем и порядок смены одной картины мира на другую.
1.Введение
2.Картина мира как понятие
3.Художественная картина мира как культурологическая проблема
4.Происходит ли в случае смены ценностных систем кардинальное обновление картин мира?
5. Куда исчезают элементы предшествующей картины мира, когда возникает новая?
6.Заключение
7.Список используемой литературы
Содержание:
Мы все видим мир, окружающие нас предметы и явления по-разному. Даже реакция на, казалось бы, абсолютно однозначные вещи у разных людей может существенно различаться.
В чем заключается это различие? Ни для кого не секрет, что каждый смотрит на мир своими глазами и пропускает его через свою призму восприятия, но каковы механизмы этого явления и почему это вообще происходит? Почему взгляды некоторых людей на одни и те же вещи совпадают, а других – наоборот, разнятся вплоть до противоположности?1
Задумавшись над этим, ученые провели исследования, целью которых было выяснить сущность различия во взглядах, дать ему определение и составить его возможную классификацию. Так появилось понятие картины мира.
Целью
данной работы я считаю раскрытие
понятия картины мира, а также
анализ изменений этого понятия
в мировой и, в частности, русской
культуре и науке. В связи с
этим, я ставила перед собой
следующие задачи: раскрыть энциклопедический
смысл самого термина «картина мира»,
его структуру и особенности,
а также развитие и становление
этого понятия. Также считаю нужным
подчеркнуть зависимость
Как следует из вышесказанного, картиной мира можно назвать индивидуальное восприятие человеком окружающей действительности, происходящих в ней процессов, а также своего собственного внутреннего мира.
В соответствии с этими особенностями картина мира:
Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.
Специфичность восприятия позволяет судить о строгой индивидуальности каждой отдельно взятой картины мира. То есть, фактически события и явления имеют так называемый абсолютный вид, то есть, первичное значение, которое можно видеть с отдельно взятого ракурса. И здесь все дело заключается в том, что каждый ракурс дает свою собственную интерпретацию происходящего. Субъективизм данного процесса может варьироваться в различных масштабах, однако с уверенностью можно предположить, что абсолютно идентичных картин мира не существует.
Независимо от того, является ли данная картина мира интерпретацией отдельно взятого индивида или коллектива (этнонациональной, религиозной общности), она является главным элементом, моделирующим поведение субъекта в той или иной ситуации. Иначе говоря, каждое действие, за исключением, пожалуй, инстинктов и безусловных рефлексов, берет свое начало от восприятия и, в свою очередь, влияет на него.
Исторически обусловленный характер картины мира говорит о том, что она варьируется не только в зависимости от внутреннего мира субъекта, но и от внешней ситуации, исторической эпохи, навязываемых обычаев, которые диктуют свои определенные шаблоны поведения и реакции. Еще в средние века мыслители придумали термин “ambiente” (от итал. «среда жизни»), которым они объединяли все внешние факторы, действующие на картину мира. «Бытие определяет сознание», и, как следствие, поведение.
Картина мира является весьма сложным и многогранным понятием, поэтому ее изучение требует определенной структуризации. Поэтому данный термин был разделен на несколько составляющих.
Картина
мира - сложно структурированная целостность,
включающая три главных компонента - мировоззрение,
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п. Оно представляет собой все то, что предстает перед человеком, оказывая влияние на его модель поведения.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий. Является наиболее субъективной частью картины мира, так как полностью строится на чувственном анализе окружающего мира.
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение, в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.
Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное — и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий. Следовательно, картина мира может служить интегральной типологической характеристикой культуры. По этим соображениям можно (и следует) применять термины «культура» и «картина мира» как взаимозаменяемые, ибо разные учёные вкладывают в слово «культура» противоречивые, порой взаимоисключающие толкования: от бытового уровня понимания воспитанности той или иной личности до понятия о созданном людьми мире культурных ценностей и далее вплоть до представления о культуре как о всеобщем способе существования человеческого рода.
Выделяют
следующие признаки-критерии, на основе
которых можно различать
Субкультурная картина мира.
Мир не хорош и не плох, — утверждали ещё мудрецы древности, — он таков, каким мы его воспринимаем. Что же определяет восприятие мира, а следовательно, и отношение к нему, человеком?
Издавна известно, что даже самые добросовестные свидетели, наблюдавшие один и тот же эпизод, часто дают о нём противоречивые показания. Происходит это потому, что у свидетелей могут более или менее существенно отличаться картины мира. Скажем, у одних в ней преобладают светлые, у других — мрачные тона, у одних в её центре прошлое, у других — будущее, у одних она насыщена человеческими отношениями, у других основное место отведено природе; одни картины мира сложны и красочны, другие просты и бесцветны и т. д. И, проецируя эпизод в сложившуюся у него картину мира, свидетель непременно подвергает его при этом трансформации. Картина мира служит чем-то вроде координатной сетки, определяющей смысл и содержание любых воспринимаемых объектов и образов. Это происходит потому, что люди чувствуют и действуют не в соответствии с некими «объективными фактами», но исходя из своих всегда субъективных представлений о них. А эти последние определяются многими обстоятельствами. Исследованиями установлено, что, например, «представления о счастье и иерархия жизненных ценностей могут заметно расходиться не только у разных народов и культур, но и у представителей разных поколений или разных субкультур внутри одной культуры, одного народа». Главная причина этого — наличие у разных народов, этносов и субкультур да и, пожалуй, у каждого человека своей индивидуальной картины мира, в соответствии с особенностями которой каждый человек и ведёт себя так или иначе.3
Своеобразная
картина мира присуща любой социальной
общности — от нации или этноса до социальной
или профессиональной группы или отдельной
личности. Мало того, каждому отрезку исторического
времени соответствует своя картина мира.
Другими словами, любое достаточно крупное
человеческое сообщество имеет дифференцированные
картины мира как по горизонтали (различные
социальные группы современников), так
и по вертикали: картины мира — это не нечто
застывшее, но исторически изменчивый
процесс приспособления к меняющимся
реалиям. Так, например, картина мира крестьянина
отличается от картины мира его современника
- университетского профессора. Но точно
так же сегодняшний крестьянин или
Понятие художественной картины мира широко употребляется в разных направлениях искусствознания, философии, социальной психологии, исторической психологии, теории и истории культуры и т. д. В последние десятилетия были попытки этим понятием воспользоваться в психологических исследованиях искусства, а в самое последнее время - в исторических исследованиях.4
Связь теории искусства с теорией культуры не является временным увлечением. Именно она позволяет понять истоки и причины возникновения в истории искусства новых художественных картин мира. Они связаны с рождением, развитием и «закатом» культур. Если для осмысления других вопросов искусства обращение теории искусства к культурологии не обязательно, то в данном случае теоретику искусства без культурологических знаний не обойтись.5
Соотнесенность художественной картины мира с культурой, а теория искусства с культурологией вопроса об альтернативности в развитии художественных картин мира не снимает, а наоборот, повышает, более того, позволяет в нем разобраться. Правда здесь возникает новый уровень теоретической рефлексии, связанный с отношениями между искусством и ментальностью. Выведение искусства за границы идеологического сознания требует выявления соотнесенности искусства с менталитетом русской православной цивилизации, а следовательно, и разработки вопросов, связанных с исторической психологией. Если от идеологии, имевшей место многие десятилетия в России, искусство отделить можно, то от менталитета невозможно. Между тем менталитет и идеология также находятся в определенных отношениях.6